Занятие по теме "Что такое семья"
классный час (7 класс) на тему
Знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия «Что такое семья?».
Мероприятие «Что такое семья» было проведено 4 сентября 2017 года. В мероприятии участвовало 25 учащихся МБОУ «Гимназия №12».
Цель: знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.
Задачи: 1. Расширить знания о семье как социальной единице.
2. Сформировать представления учащихся о родственных связях, семейных правах и обязанностях.
3. Воспитывать уважение, любовь к своим близким.
Для проведения мероприятия было использовано следующее оборудование: презентация «Моя семья», листки ромашки, фломастеры или маркеры.
Вступительная часть
Семья - людей святой оплот,
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе-
Семья – святой поклон тебе!
- Чему посвящено это стихотворение? Почему в стихотворении семья названа «святым оплотом»?
-Наше занятие посвящено теме «Что такое семья?», мы должны рассмотреть три основных вопроса: 1.Что такое семья? 2. Познакомиться с типами семей. 3. Подумать, какие функции выполняет семья? (Слайд 1)
Основная часть
1. Работа с определением «Что такое семья?»
- Обратите внимание на иллюстрации на втором слайде. Можно ли сказать, та них изображена семья? Почему?
- По вашему мнению, что такое семья?
- На третьем слайде мы видим, разные определения понятия «семья». Прочитаем эти определение и подумаем, что же объединяет все определения одного понятия «семья»?
«Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» - высказывание Э. Гидденс, английского социолога.
«Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, имеют одного или более собственных или приемных детей» - высказывание Д. Мердок, английского социолога.
«Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми» - высказывание С.И. Ожегова.
- Исходя из данных определений, какие общие признаки можно выделить?
-Итак, семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями.
- У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственной квартиры и они живут вместе с родителями. Ответьте на вопрос: «Семья ли это?»
-О семье говориться в основном законе нашей страны. Назовите основной закон нашей страны? (Конституция)
- На 6 слайде дано высказывание с пропусками, восстановите пропуски по смыслу и вы поймете, какой закон о семье вы должны соблюдать.
В основном законе страны – (конституции), в статье 38 сказано:
- Материнство и детство, (семья) находятся под защитой (государства).
- Забота о детях, их (воспитание) - равное (право) и (обязанность) родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие (18) лет, должны заботиться о нетрудоспособных (родителях).
- О чем эта статья конституции?
- В 2007 году 8 июля объявлен Днем семьи, любви и верности. Как вы думаете, какие цветы стали символом этого праздника?
- В этот день православные христиане празднуют память святых Петра и Февронии Муромских.
Сообщение учащегося по теме «История святых Петра и Февронии Муромских»
Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел. Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо.
В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы (причислены к лику святых). Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома. Сегодня в Муроме стоит рака (ковчег с мощами святых) с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.
История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края.
Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.
2. Типы семей.
- Обратите внимание на 7 слайд и скажите, какие бывают типы семей?
- Что значит нуклеарная семья?
- Чем отличается полная семья от неполной?
Задание. На 8 и 9 слайдах представлены портреты семей. Вы должны определить тип семьи, представленной на иллюстрации.
- Перед вами портреты семей 19 века. Есть ли среди них бездетные семьи? А в нашем современном мире есть бездетные семьи?
-Посчитайте, сколько детей изображено на семейных портретах?
- Часто ли в наше время встретишь столько детей в семье? Как вы считаете, в семье должно быть много детей или нет? Почему?
- Решите задачу (слайд 10).
Население России в конце ХIХ составляло 71, 6 млн. человек. Количество семей приблизительно равнялось 8 тысячам.
В начале 2009 года население России составляло 141, 9 млн. человек. А количество семей равнялось 74 тысячам. Сравните, сколько человек было в среднем в семье конца ХIХ века и сколько в начале 2009 года.
Ответ: в конце 19 века в среднем в семье было 8 детей, в начале 2009 года - 1или 2 ребенка.
-Как вы думаете, хорошо или плохо, что количество детей в семьях в разы уменьшилось? Почему?
3. Функции семьи.
-Известный писатель Виктор Гюго говорил, что «семья – это кристалл общества». Как вы понимаете это высказывание?
- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом?
- Кристаллу свойственны грани, и у семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.
- Как вы думаете, какие функции выполняет семья?
- Сравните ваши ответы с ответами на слайде. Так какие функции должна выполнять семья?
- Что значит репродуктивная? Нажмем на слово «репродуктивная» и ответ получим в виде иллюстрации.
Ответ: продолжение рода, жизни.
-Что обозначает функция хозяйственно-экономическая?
Ответ: удовлетворение материальных потребностей членов семьи в еде, в одежде и т.д.
- Какую роль выполняет воспитательная функция?
Ответ: удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве и воспитании детей.
- Что включает в себя духовно-эмоциональная функция?
Ответ: удовлетворение потребности в уважении, признании, эмоциональной поддержке.
-Какая роль досуговой функции семьи?
Ответ: удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.
4. Игра – тренинг «Моя семья».
- Что вы нового узнали о семье?
- Кто из вас задумывался, какая ваша семья? Какие отношения в вашей семье? Что значит для вас ваша семья? Сейчас вам представится такая возможность.
Инструкция участникам:
«Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок — ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки «Моя семья».
1) Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье, представьте членов вашей семьи и перечислите их на первом из лепестков.
2) Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравится делать всем вместе с семьей.
3) На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье? Кто их придумал и строго ли они соблюдаются?
4) На четвертом лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье? Кто именно это делает?
5) На пятом лепестке напишите, как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?
6) В шестом напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?
7) На последнем, седьмом лепестке напишите пожелания своей семье (что бы вы хотели попросить у них для себя).
- Посмотрите на этот замечательный цветок, прочитайте написанное.
- Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?
(Цель — помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способы взаимодействия в семье используются. Он дает возможность почувствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи.
Упражнение «Как я могу улучшить отношения в семье» (работа в группах)
Ученики должны подумать, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями и другими родственниками стали лучше. Затем каждая группа озвучивает свой способ по улучшению взаимоотношений в семье и записывает его на общем листе.
Например: контролируйте свои эмоции,научитесь прощать обиды, не критикуйте и не осуждайте, проявляйте больше внимания к родителям, будьте вежливыми.
Заключительная часть
Каждый участник мероприятия должен закончить предложение: я хочу, чтобы моя будущая семья…
- Завершим наше мероприятие стихотворением «Семья».
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей,
первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Фотоматериалы мероприятия «Что такое семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое семья?
Классный час. Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-579959-1422985495.jpg)
Метапредметное занятие " Но всё-таки…всё-таки впереди - огни!" по произведению В.Г.Короленко "Огоньки"
Метадеятельность-универсальная деятельность, которая является " надпредметной". формирование умения учиться. Это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, сущест...
Что такое семья
Занятие для детей школьного возвраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-886915-1485971955.jpg)
Что такое семья?
Данная презентация помогает усвоить лексические единицы по теме, выучить стихотворение "What is a family?"...