Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации.
презентация к уроку на тему
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. В этом заинтересованы и учителя, и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.pptx | 779.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким образом включить ученика в образовательную деятельность?
Мотивация
Мотивация это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Мотивация учебной деятельности процессы , методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Две тенденции на достижение успеха на избегание неудачи - постановка перед собой позитивных целей; - активный поиск средств; - свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий , своим старанием. - с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции; м отивация связана с низкой самооценкой , неверием в свои силы, в возможность успеха. Мотивация основывается на мотивах . Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Причины недостаточной мотивации у учеников, связанные с деятельностью учителя: Учебный материал, используемый на уроке не способствует……….. Приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению……. Выбранные педагогом средства побуждения не формируют……….. Преобладает традиционная структура урока……….. Универсальной формой изложения нового материала является……….. Как основной вид контроля………… Требования , предъявляемые учителем к ученикам не всегда……. а ктивности и самостоятельности детей. п оложительное отношение к учению. опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. его изложение в «готовом виде ». система случайных вызовов к доске. понятны, стабильны , соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся. поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития и уровню наличных знаний.
Основы мотивации учебной деятельности: Ощущение успешности Ощущение свободы выбора Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
№2 « ХОЧЕТ , НО НЕ МОЖЕТ» №1 «МОЖЕТ , НО НЕ ХОЧЕТ» №3 «НЕ ХОЧЕТ И НЕ МОЖЕТ»
Каковы причины спада учебной мотивации учащихся ? Какие методы мотивации учебной деятельности учащихся вы можете предложить ? Какие условия будут способствовать развитию познавательного интереса ученика ?
Причины спада мотивации учебной деятельности учащихся Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Негативное отношение ученика к учителю Негативное отношение учителя к ученику Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой
Методы мотивации Эмоциональные методы мотивации • поощрение • порицание • учебно-познавательная игра • создание ситуации успеха • cтимулирующее оценивание • свободный выбор задания • удовлетворение желания быть замеченным Познавательные методы мотивации • опора на жизненный опыт • познавательный интерес • создание проблемной ситуации • побуждение к поиску • выполнение творческих заданий • «мозговая атака» Социальные методы мотивации • развитие желания быть полезным • побуждение подражать лучшим • создание ситуации взаимопомощи • поиск контактов и сотрудничества • заинтересованность в результатах • взаимопроверка • взаимооценка Волевые методы мотивации • информирование об обязательных результатах обучения • формирование ответственного отношения к учёбе • предъявление учебных требований • познавательные затруднения • самооценка деятельности и коррекция рефлексия поведения
Условия, способствующие развитию познавательного интереса Процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, задачи проблемного характера Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся Обучение должно быть трудным, но посильным Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем –недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…” Создание проблемной ситуации Привлечение учащихся к оценочной деятельности Необычная форма обучения. Урок- игра, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения Привлекательная цель Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика Позитивная психологическая атмосфера урока Необходима дифференциация обучения Создание на уроке ситуации успеха для учащихся
Тест на определение готовности педагога к работе с одаренными детьми Насколько Вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли Вы можете судить об одаренности ребенка, п онимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка ? Все это может показать тест, который Вам предлагается выполнить .
Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования разнообразных методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Мотивация деятельности учащихся и создание условий для ее реализации на уроках Геометрии".
Статья: мотивация на уроках геометрии....
Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...
Статья на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ».
При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих сила...
Доклад "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации"
Выступление на заседании методсовета школы...
Мотивация учебной деятельности учащихся в обеспечении условий для ее развития.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Что должно способствовать интересу к учению?» Создание заинтересованного о...
Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»
«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...