Музыка в классном руководстве.
статья на тему

Полторецкая Светлана Павловна

Мой подход основан на профессиональном опыте преподавания музыки в школе. Опираясь на свои знания, стремлюсь к объединению учащихся при помощи музыкальных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_ne_tot.docx16.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

(В. Ф. Шаталов)

Не смотря на небольшой опыт классного руководителя, у меня есть определенная позиция, кем должен он быть для своих детей. Учитель, становясь классным руководителем практически становится многодетной мамой. Ведь не зря классного руководителя называют «классной мамой».  Детей не выбирают, а принимают такими какие они есть. И я считаю, что задача каждой «классной мамы» -  создать такую атмосферу в классе, что бы учащиеся могли чувствовать себя комфортно и уютно, как дома.

Мы очень часто слышим выражение, что дети – это цветы жизни. Почему же в мире принято сравнивать детей с цветами? Мне кажется, что такое сравнение не случайно. Ведь, чтобы цветы росли, цвели и радовали нас им нужен постоянный и качественный уход. Подобно цветам дети также нуждаются в уходе и заботе. Как и в случае с цветами процесс ухода длительный и кропотливый. Дети, как и цветы без любви и заботы могут быстро завянуть.  Но при всем том, цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

 Основная моя задача как классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

Я работаю учителем музыки и веду уроки у детей с первого класса, поэтому у меня есть некое преимущество в отличие от других учителей - предметников. В основном учителя узнают своих будущих подопечных только в пятом классе, а у меня есть возможность познакомиться с ними гораздо раньше. Я считаю, что в этом плане учитель музыки находиться в выигрышном положении.

Когда мне дали классное руководство, я уже изучила личность каждого ребенка (индивидуальные и возрастные особенности, интересы, склонности, способности). Мне было не сложно с ориентироваться в будущей совместной работе. Всем известно, что любой совместный труд сближает.  Так как я человек музыкальный и творческий, то в своей работе со своим классом делаю ставку на музыкальный вид деятельности.

Музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладеть другими видами искусств. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Великий советский композитор Д. Д. Шостакович сказал:

 «В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

К сожалению, в наш век информационных технологий мы отходим в повседневной жизни от образности, чувствительности, беднеет наша речь, чуткость восприятия окружающего мира притупляется, а музыка объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между учащимися. Моя задача как классного руководителя формирование дружного и сплоченного коллектива, сделать класс одним целым «организмом».

На уроках музыки мы не только поем, а еще играем на свирели.  Я не спроста ввела этот музыкальный инструмент в вид деятельности урока. Потому что дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Игра на свирели способствует   развитию чувства ритма, усиливает двигательную, вокальную и речевую активность, координирует движения, позволяют учащимся сочинять элементарную музыку, простейшую импровизацию. В конце каждой четверти с ребятами устраиваем небольшие концерты, в узком кругу. Так же мы проводим 2 раза в год мероприятия с участием родителей. Где учащиеся проявляют свои творческие способности, не только поют, играют на свирелях, танцуют, но ставят не большие сценки. Все эти виды деятельности способствуют проявлению положительных качеств личности ребенка, терпению, выдержки, слушать друг друга, учат культуре поведения, расширяет сферу их чувств, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. В процессе выступления происходит воодушевление и заинтересованность всего класса. Робкие и нерешительные ребята активизируются на примере своих товарищей и становятся более раскрепощенными и открытыми. Музыка побуждает их радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Если по началу кто-то из учащихся не проявлял инициативы и даже не хотел участвовать в концерте, то к концу года в корне менялось их мировоззрение. Абсолютно все мои детки с нетерпением ждут финального концерта, где можно показать все свои наработки и достижения за весь год.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Музыка и ее восприятие тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Все время возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Периоды быстрых социальных изменений становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых, а также и для меня, как учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Классное руководство. Классные часы

Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...