Эссе "Я - Учитель" на конкурс "Учитель года"
статья на тему
Учительство. Какие широкие горизонты раскрывает оно, с какими людьми сводит! Будущие космонавты, журналисты, изобретатели, политики… Ни одна профессия в мире не может сравниться с таким внушительным кругом общения, как учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_-_uchitel.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – Учитель!
Учительство. Какие широкие горизонты раскрывает оно, с какими людьми сводит! Будущие космонавты, журналисты, изобретатели, политики… Ни одна профессия в мире не может сравниться с таким внушительным кругом общения, как учитель. Честь и слава учителям, проработавшим на ниве образования всю свою жизнь!
«Я учитель!» - произнесла с гордостью, когда в руках держала зачетку с оценками сданных экзаменов и защите дипломной работы. До того момента, когда я буду держать диплом об окончании Ленинабадского государственного педагогического института имени С.М. Кирова, нужно будет ещё пройти всего-то комиссию по распределению… «Передо мной открыты все пути», - весело думалось мне поначалу. Однако первое распределение на факультете русского языка и литературы охладило мою бурно разыгравшуюся фантазию. «Кишлак Чорку», - произнесли в комиссии убедительно. В глазах заиграли огоньки: «Горный кишлак на границе с Киргизией». «Ну что ж, - сказала я, - трудная задача, но раз надо - значит сделаем». Наш преподаватель Александр Робертович Гейзер, цитируя Ральфа Эмерсона, говорил: «Учитель - это человек, который может делать трудные вещи легкими». «Едемьте в горы!». Я вышла из кабинета декана. Моя лучшая подруга Диляра, по направлению возвращавшаяся в свою родную Исфару, услышав новость, радостно заговорила: «Здорово, я буду рядом, Чорку всего-то в девятнадцати километрах от Исфары». Девятнадцать километров по горной дороге!
Второе распределение, как мне показалось, было более справедливым, меня оставили на кафедре русского языка и литературы в национальных группах в моем же институте, в городе, где я выросла, где мне были знакомы все улочки-переулочки.
Первое сентября ждала с нетерпением. Какие они мои первые ученики? Смогу ли я соответствовать их запросам? Сколько им лет? Ведь мне-то исполнился 21 год, а это совсем мало, переживала я поначалу. Вот если бы мне было лет тридцать… Вопросы и предположения теснились в моей голове. Но все сомнения развеялись быстро. Передо мной сидели, пусть и выпускники школ, но все же ученики, желавшие обладать знаниями. И как же приятно впоследствии было слышать мне, совсем ещё юной учительнице, признания некоторых моих студентов, что, глядя на меня, они захотели стать учителями. А не в этом ли заключается труд учителя? Своим примером зажигать в сердцах учеников желание учить других, нести свет знаний, что может быть прекрасней?!
Тадеуш Котарбинский, польский психолог, говорил, что хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Конечно, начинающего учителя сложно, наверное, сразу назвать хорошим. Но ведь мы все стремились именно к этому - стать хорошими учителями.
Девяностые!... Сколько судеб было сломано в эти годы. Никто не остался без шрамов в прямом и переносном смысле либо на теле, либо в душе! У китайцев есть страшное пожелание злейшему врагу: «Чтоб ты жил во время перемен!» Видимо, произнесли в Китае, а исполнилось у нас в СССР.
Наша кафедра русского языка вдруг стала совсем ненужной. В предпочтении оказались другие языки: арабский, фарси и английский. Закрылись различные учреждения, закрыли и нашу кафедру в институте, все сорок один человек преподавательского состава остались не у дел. Хаос и страдания на этом не закончились. Рухнул Советский Союз, а вместе с ним и социалистический строй. Капитализм ощерил свою хищную пасть: борьба за власть, борьба за обладание средствами производства, за капитал – всё это поставило Республику на грань выживания. Русскоязычному населению (в большинстве своем), а это были русские, татары, украинцы, белорусы, евреи, немцы, осетины, дагестанцы и кого только не было … ничего не осталось, кроме как вернуться на родину предков. Воистину учителю необходимо знать жизнь, чтобы к ней готовить молодое поколение. И мы её узнали и с темной стороны.
Россия встретила приветливо, чем могла, поддержала. А для человека, желающего работать, нести просвещение в массы, работа всегда найдется. Так было и с нами. К тому времени у меня уже была семья: муж и двое сыновей. Как в сказке: «И жених сыскался ей… учитель тоже по русскому языку и литературе».
Девяностые!... Мы с мужем работали в Камскополянском училище №125. Дети приходили из школ, в первую очередь, чтобы получить стипендию и пропитание, а потом уже знания и профессию. Время было тяжелое – невыплаты и задержки зарплаты. Учителям платили вовремя.
Учитель в девяностые годы – это был пограничник между добром и злом, между знанием и мракобесием, между светлым будущим для учеников и, бывало, темным прошлым. Белинский справедливо произнес как-то: «Нет дурного человека, которого воспитание не сделало лучше». И мы с таким энтузиазмом взялись за работу! «Дети должны видеть и чувствовать прекрасное здесь и сейчас», - считал весь наш молодой и дружный коллектив. А самым прекрасным в училище были, конечно же, они сами – наши ученики, удивительные ребята талантливые, творческие, способные и не очень, но, несомненно, одаренные, каждый по-своему. И мы старались привнести свет знаний и радость жизни в это не совсем простое для многих время, выполнить свою задачу, может быть, предназначенье, зажечь в них огонь познания, желание быть полезными обществу, городу, своей Родине. Интересное время было и тревожное одновременно.
«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - признался как-то В.А. Сухомлинский. Вспоминая своих коллег, я понимаю, что свет мы взяли от своих учителей, пронесли через трудности, сумели сберечь его для своих учеников, передали следующим поколениям.
С бесконечным уважением вспоминаю своего школьного учителя русского языка и литературы - Нину Павловну Медведеву, человека тактичного, трудолюбивого и умного, настоящего профессионала. Такой пример не мог остаться без подражания. Я тоже стала учителем и стараюсь походить во всем на своего любимого педагога.
Волею судьбы я, наконец-то, оказалась на своем месте, в школе. И именно здесь чувствуется, что школьный учитель – это не столько работа, сколько призвание. Почему? Призвание любить детей в профессии является определяющим. Без любви к детям в школе делать нечего. Работа в школе существенно отличается от работы во всех остальных учреждениях образования. Здесь можно увидеть, как ребята постепенно взрослеют, набираются жизненного опыта, знаний. Рядом с ними должны быть внимательные и чуткие люди, обладающие современными знаниями, способные воспитать человека, любящего свою страну, гордящегося своей историей, настоящего патриота. Задача современной школы ничем не отличается, думается мне, от тех основополагающих задач советской школы, о которых говорила Н.К. Крупская: «Задача … школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить».
В какое бы время мы не жили, в какую эпоху, в какой стране мира, учитель всегда остается верен своему призванию – воспитать человека доброго, отзывчивого, понимающего свою роль в обществе, словом, настоящего гражданина своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская проза» 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов
маршрутный лист дистанционного урока...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...