Как написать итоговое сочинение
статья (11 класс) на тему
Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос, о чем?
(если проблема вынесена в заголовок) Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
(если проблема только ставится) В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_napisaniya_sochineniya.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление.
2. Надо выявить и сформулировать проблему исходного текста.
Вариант первый. Формулировка проблем текста в виде вопроса:
Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема — в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Моя «она»».
Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П.Чехова при написании рассказа «Моя «она».
Какое влияние оказывает лень на становление личности? Именно над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в юмористическом рассказе «Моя «она».
Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности? Именно над этой проблемой заставляет задуматься читателя А.П. Чехов в своем рассказе «Моя «она».
Вариант второй. Формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос».Запомните: проблема чего? (Р.п.); вопрос о чем? (П.п.) Типовые конструкции:
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания(кого?) — (какая?) актуальная проблема (чего?)
Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему чего?
В тексте рассматривается (анализируется, исследуется) проблема чего?
(если проблем несколько) В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема, чего?
В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме, чего? (особо подробно останавливается на проблеме, чего?).
Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос, о чем?
(если проблема вынесена в заголовок) Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
(если проблема только ставится) В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем?
(если проблема не рассматривается подробно) В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы: чего?, ставит также вопрос, о чем?».
В тексте затрагивается также проблема: чего?
3. Наша следующая задача — прокомментировать сформулированную нами проблему. Запомните: это не пересказ текста! Комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Уместны такие «переходные предложения», как:
Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть...)
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на...
В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.
Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как... Другие, напротив,...
Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что...
Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о...
Проблема (чего) входит в широкий пласт (каких?) нравственно-этических (философских...) проблем.
Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных...) проблем нашего времени.
Актуальность этой проблем (ее актуальность) состоит в том, что... (обусловлена тем, что...)
В чем заключается сущность данной проблемы?
Разве не странно, что проблема...
Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
Остановимся на этой проблеме подробнее.
Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)...
Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас...
4. Мы должны определить и сформулировать позицию автора по обозначенной выше проблеме.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?
Типовые конструкции:
Автор считает (полагает, утверждает), что
Автор подводит читателя к выводу о том, что
Автор заставляет читателя задуматься над чем
Автор отрицает, что
Автор иронизирует над кем (чем)
Автор осуждает кого (что)
Автор (не) соглашается с чем
Автор полемизирует с кем по какому вопросу
Автор разделяет мнение кого
Автор возражает кому в связи с чем
Автор опровергает что
Автор критикует кого
Автор обвиняет кого в чём
Автор разоблачает кого
Автор отстаивает что
Автор доказывает что
Автор убеждает кого в чём (автор убеждает в том, что)
Автор призывает к …, так как убеждён в том, что
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна
Основная(главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том
Автор, ссылаясь на …. (приводя примеры), утверждает, что
Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о чём, касающиеся чего)
Рассуждая о …, автор сожалеет о том, что
5. Вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора.
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
В своем ответе вы должны привести аргументы, опираясь на ваш читательский опыт. Типовые конструкции:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть...
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя...)
Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых,...
Трудно согласиться с ...
Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как...
Можете использовать и следующие конструкции:
Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что, во-первых,...
Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых,...
Я полагаю (считаю), что...
Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю),...;
Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать...
Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить...
Разделяя точку зрения автора, хочется добавить...
В основном (практически во всем) соглашаясь с точкой зрения автора (разделяя точку зрения автора), хочется возразить ему лишь в одном...
Как ни удивительно (как ни странно), но трудно не согласиться с...;
Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)...
Приведем пример...
Сошлемся, например, на...
Возьмем в качестве примера...
Сравним...
Сопоставим...
Во-первых, во-вторых, в-третьих,...
С одной стороны, с другой стороны, наконец...
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда...
Никто (из нас) не будет отрицать, что...
Никто из нас не будет возражать против того...
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,...
Ярчайшими примерами тому могут служить не только..., но и...
Заметим: эта часть в вашем сочинении — особая: это «центр» вашего сочинения.
8. Заключение в вашем сочинении должно быть обязательно! Как правило, заключение — это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно органично связано с проблематикой текста, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.Типовые конструкции, используемые в заключении:
В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)
В заключении сочинения хочется добавить
В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)
Следует сказать (отметить, подчеркнуть)
Особо следует выделить (отметить)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод
Итак,
Следовательно,
Таким образом,
Потому (поэтому)
Помните также о том, что это — последняя часть вашей работы, последний «аккорд» в вашем сочинении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Как написать итоговое сочинение по литературе (из опыта работы учителя)
Помещаемый материал содержит анализ основных ошибок в сочинении, допускаемых учениками, а также советы, как их избежать...
КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
Рекомендации к написанию итогового сочинения...
Как успешно написать Итоговое сочинение?
Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оцен...