ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал на тему

Куркина Ирина Викторовна

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры  гендерных  взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_v_muz._d-ti_u_doshkolnikov.docx27.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


ГЕНДЕРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.

Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» 
Сухомлинский В. А.

Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры  гендерных  взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни

В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.

В ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Ведётся она в детском саду планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

Механизмом  гендерного  воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Средство: игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни. Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные   ситуации, схемы-действия. Формы: игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.

Необходимость полоролевого воспитания обусловлена анатомо-физиологическими различиями между мальчиками и девочками. Не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. Уже через четыре недели от рождения, девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. В шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.

На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие  дошкольники  ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям.

Английская писательница Мэри Уолстоункрафт (1759-1797) высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть « гендерной  социализацией»).

На музыкальных занятиях работа по  гендерному  воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по  гендерному  воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т.д.), обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений. В музыкально – ритмических движениях использую дифференцированный  подход : мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

В игре на музыкальных инструментах, использую: ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.

Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).

Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.

В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Например, танец «Приглашение», р.н.м., обр. М.Раухвергер; «Дружные пары», «Полька» И.Штраус; «К нам гости пришли», муз. А.Александрова. Их привлекают знакомые нам с детства русские народные игры: «Кто у нас хороший?», р.н.п.; «Гори – гори ясно», р.н.п.; «Ворон», р.н.п.. «Яша и Маша», игра, где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек. Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных по считалочке детей, становятся в середину круга. Мальчик - "Яша", девочка - "Маша". Им завязывают глаза. "Яша" и "Маша" поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем "Яша" начинает искать "Машу". С этой целью он спрашивает: "Маша, где ты?" "Маша", бегая по кругу, отвечает: "Я здесь!" (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если "Яша" поймает (осалит) "Машу", затем, выбираются новые водящие.

В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрых, нежных отношения друг к другу.

Например, для мальчиков 4-5 лет, хоровод «Ходит Ваня», русская народная песня. Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка». Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры  гендерных  взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности. Например, хоровод «Весёлая девочка Алёна», муз. А.Филиппенко. Дети стоят в кругу, в середину круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:

Да с какой каемкою зелёной!

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза.

В круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:

Принесла Ганнусеньке сестричка

Синих лент атласных для косичек

В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно то - правую, то левую ногу. Дети поют:

Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки

Дети идут в середину круга и обратно, поют:

Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками! движение выполняется всеми детьми.

Но самое главное – через хоровод, игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются  дошкольники .

Для мальчиков 5-6лет, «Танец богатырей», муз. С.Намина «Богатырская» - помог дошколятам освоить: «езду на коне», «стрельбу из лука», «битву на мечах» и т.д. Для девочек 5-6лет, «Танец Фей», «Танец лебедей», муз. П.И.Чайковского, где девочки, через  музыку  и танец, познакомились с основами классического балета.

Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.

Например, для мальчиков 6-7лет, песня «Танкисты», Дмитрий Покрасс, основанная на дружбе и воспитывающая мужественность, и героизм. Для девочек, песня «Солнышко», муз. А.Ермолаева, воспитывающая такие качества как: доброта, любовь к природе, нежное отношение к родной Отчизне и бережное отношение друг к другу и т.д.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ.

Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.

Для девочек – «День Матери», «Международный женский день», «Святки», где девочки учатся воспринимать  внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки  взаимного внимания, и т.д. При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.

Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом  гендерных  особенностей детей, воспитываю у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития.

Успешному полоролевому развитию способствует участие детей, обоих полов, в постановке танцев. Осуществляется и физическое развитие, понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Корпус дети должны держать прямо, при этом, плечи опущены к лопаткам, грудную клетку слегка развернув, не запрокидывая и не опуская голову вниз, шея свободная, не напряжённая помогающая исправлению сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.

Существует ряд специфических различий у (мальчиков, девочек) в объяснении основных положениях, технике и манере исполнения движений:

Положение рук: у девочек - «на талии», у мальчиков - «на поясе».

Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы.

Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.

Интеграция различных видов искусства:  музыки , хореографии, элементов театрализации, игры, способствует  гендерному  воспитанию и культуры поведения в современном обществе.

Неоценима роль родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Родители и педагоги стремятся развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу - моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Сотрудничество разных специалистов ДОУ по гендерному  воспитанию детей объединяет усилия разных специалистов детского сада, для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.  Этим вопросом занимаются не только музыкальный руководитель, а непосредственно воспитатели и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. «Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  2. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
  3. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.
  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании  дошкольника . М., 1987.
  5. Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,1995.
  6. «Девочки и мальчики — два разных мира» В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  8. http://www.twirpx.com/file/17072/?rand=2318416
  9. http://pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-1.shtml педагогическая библиотека.
  10. www.grani.vspu.ru А.Н. Харчевникова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
  11. http://biblios.newgoo.net Библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Презентация на тему: «Совершенствование техники владения мячом детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

«Совершенствование техники владения мячом детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»....

Консультация для родителей " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

В консультации для родителей предложены игры, в которые они могут играть с детьми для развития математических способностей....