Образ святых в школьных учебниках
статья на тему
В современной школе возрастает роль духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novozhilova_t.a.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Новожилова Т.А., магистр
Педагогического образования,
учитель истории
КБОУ «Школа дистанционного образования».
Образ святых в учебниках общеобразовательных школ
В новом тысячелетие в современной школе возрастает роль духовно-нравственного воспитания школьников. Появляются новые предметы и учебники, программы, в которых религия и духовно-нравственное развитие учащихся занимает ведущее место, описываются биографии людей, которые в мировых религиях являются носителями добра, справедливости, терпения, любви, милосердия и святости.
В настоящее время огромную роль в современной школе занимает предмет ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), который рассматривает основы мировых религий, их роль в современном мире и биографии их основоположников, которые занимают ведущее место в жизни каждого верующего человека.
В законе «Об образовании» сказано: «ОРКСЭ формирует мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» (3).
Авторы школьных учебников по истории и основам религиозных культур и светской этике для 4-6 классах рассматривают зарождение мировых религий, их основателей и роль в жизни людей, так как они являются носителями нравственности. Например, в учебнике «Основы православной культуры» автор рассматривается портрет Иисуса, которого христиане считают святым. Иисус представлен как жертва, которой он стал ради людей. Он творил чудеса, голодал, прощал людям их зло. Автор пишет, что Иисус мог бы поразить всю землю чудесами, но не сделал этого (4).
В учебниках общеобразовательных школ рассматриваются не только православные святые, но и представители других направлений и религий. Есть параграфы, в которых описывают католических святых. Так, например, в учебнике «История средних веков» автора Е.В. Агибаловой и Г.М. Донской, шестая глава посвящена католической церкви и биографиям более известных католических святых, таких как Франциско Ассизский. Авторы описывают Франциско Ассизского как монаха, проповедующего любовь людей не только к друг другу, но и ко всему живому. Он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. Франциско представлен как святой человек, который отказался от роскошной жизни ради веры в бога и святого учения. Ассизский – это яркий образ человека, который живет проповедью и верой в бога (1).
В учебниках школьной программы рассматривается также и буддистские и исламские святые. В учебнике «Основы буддийской культуры» автор В.Л. Чимитдоржиев описывает основателя буддизма Гаутаму Шакьямуни как святого, который ради того, чтобы избавить людей от страдания, уходит из богатого дома, оставляет семью и отказывается от мирской обыденной жизни. Долгие годы он жил как аскет, голодал, ходил в лохмотьях и пытался найти ответ на вопрос как избавить мир от страдания (6). Гаутама, воспитал в себе кротость, жил без гнева и ярости, защищал и сострадал всему живому и учил этому других людей. Он воздерживался ото лжи, сквернословия, грубых выражений. А.А. Вигасин, автор учебника «История древнего мира» пишет: «Гаутама – это учитель и мудрец, который проповедовал учение о том, что вся жизнь сопровождается страданиями» (2).
О мусульманском святом рассказывают авторы учебника «История средних веков» Е.В. Агибалова и Г.М. Донская, представляя учащимся Мухаммеда как человека со сверхъестественными способностями, которого посещали видения, считающего себя «посланником бога» на земле, его пророком. Его заслуга в том, что он призвал арабов враждовать и объединил их в одну веру. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, совершать добрые поступки. Пророк, по описанию авторов, являлся терпеливым, мужественно переносящим все трудности и невзгоды (1).
В учебниках общеобразовательных учреждений по истории в 4-6 классах и основам религиозных культур и светской этики авторы подробно описывают основателей религий, их биографии, отношение к окружающим и их моральные качества, придавая им образ святых.
В основном авторы учебников под критериями святости понимают наличие таких параметров как совершение добрых поступков, любовь к людям и всему живому миру, справедливость, моральные устои, нравственное поведение, мудрость, сострадание, а путь к святости – это вера в единого бога.
Все это описание и представление разных религий, культур и биографий людей с широкими моральными устоями помогает учащимся 4-6 классам отличить добро от зла, привить в них любовь, толерантность, гуманизм, духовно-нравственное развитие, патриотизм, уважение к людям, старшему поколению, представителям других конфессий.
Примечания:
- Агибалова Е..В. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А. Сванидзе. – 16-е изд.— М.: Просвещение, 2009.— С. 76, 132.
- Вигасин А.А. История древнего мира: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – С. 97, 260.
- Закон об образовании (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), ст. № 14.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Кураев. – М: Просвещение, 2010. – С. 23.
- Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010. – С. 8-15.
- Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010. – С. 10, 20, 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Образ Святого Александра Невского в культуре и литературе
Презентация для 9 класса...
Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте
Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....
Презентация по немецкому языку для 9-го класса" Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник" автор: И. Л. Бим, Москва "Просвещение"
Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 9-м классе при повторении темы " Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Акад...
Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"
Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 8-м классе при повторении темы "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и др...
Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"
Данная презентация может быть использована в 8-м классе при повторении темы "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, ...
Я-КОНЦЕПЦИЯ (Я-ОБРАЗ, САМООЦЕНКА) В ШКОЛЬНОМ И ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
laquo;Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого пр...