Коренные народы мира.
классный час (5 класс) на тему

Разработка классного часа ко Дню малых народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korennye_narody_mira.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с нашим краем. Наверняка вы уже много знаете об истории Кузбасса, о происхождении названий нашего края и его столицы. Кстати, кто знает, что обозначает Кузбасс? (Кузнецкий угольный бассейн). А откуда произошло название столицы Кузбасса Кемерово? (Есть 2 предположения.  Слово «Кемерово» произошло от искажённого тюркского слова «ким-рва», что означает «горючий камень» (а почему, как вы думаете? какие у вас ассоциации с этим выражением?), или же от тюркского «кемер или кемир», что значит «берег, утёс, обрыв». Так называли эту местность притомские татары. В этом есть определённая логика. Ведь правый берег Томи – каменный, обрывистый. Именно там, в районе Красной горки, как известно, Михайло Волков впервые обнаружил уголь.

 Но сегодня разговор у нас пойдет о народах, населяющих наш край. Как вы думаете, сколько народностей живет на территории Кузбасса? Проверим? Всех ли мы упомнили?.(Слайд). На территории Кемеровской области проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Самые многочисленные национальные группы – украинская (более 65 тыс. человек), татарская (около 63 тыс. человек), немецкая (около 48 тыс. человек), чувашская (около 27 тыс. человек). А еще помимо вышеперечисленных на нашей земле живут

Корейцы

Ингуши

Эстонцы

Болгары  

Латыши

Литовцы

Алтайцы

Хакасы

Коми-пермяки

Греки

Лезгины  

Осетины  

Аварцы  

Финны  

Кумандинцы

Карелы

Тувинцы  

Коми  

Буряты  

Туркмены

Китайцы  

Турки  

Уйгуры  

Вьетнамцы  

Монголы        901

867

858

709

678

547

528

503

501

412

379

320

316

307

294

276

261

232

223

183

152

143

125

113

113        Езиды  

Якуты  

Румыны

Вепсы

Гагаузы  

Карачаевцы  

Калмыки

Даргинцы

Табасараны

Кабардинцы  

Курды

Кумыки

Талыши

Лакцы

Сербы

Венгры

Абхазы  

Чехи  

Черкесы

Цахуры

Каракалпаки  

Адыгейцы

Татары крымские

Эвенки  

Абазины          106

86

84

83

81

75

75

67

62

60

56

54

53

45

43

42

38

30

28

27

27

26

23

22

21        Дунгане

Ногайцы  

Персы

Манси

Удины

Чукчи

Балкарцы

Арабы

Пуштуны

Французы  

Американцы

Ассирийцы  

Евреи горские

Рутульцы

Итальянцы

Кубинцы

Ханты

Ненцы  

Кеты

Нагайбаки  

Таты  

Словаки

Агулы

Селькупы  

Коряки          20

18

17

14

13

13

13

12

11

10

10

9

9

9

9

7

7

6

6

6

5

5

5

4

4        Ительмены

Японцы

Ульчи

Эскимосы

Камчадалы

Испанцы

Нанайцы

Евреи среднеазиат.

Орочи

Долганы

Юкагиры

Эвены

Русины

Англичане

Удэгейцы

Ижорцы

Водь

Чулымцы

Индийцы хиндияз.

Турки-месхетинцы

Тубалары

Караимы

Нивхи

Нганасаны

         4

4

4

3

3

3

3

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Да, население нашей области многонационально. И мы учимся  уважать, принимать и правильно понимать традиции другого народа. Очень важно научиться ценить, то, что дорого другим людям - воспитывать в себе толерантность.  

Много народов живет на земле кузбасской…

а как вы думаете, какие народы с давних времен проживают на территории нашей Кемеровской области? Может кто-то что-то слышал?

Ребята, давайте обратимся к карте. (Карта) Издавна населяют территорию Кемеровской области шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. Сегодня мы и поговорим об этих народностях, их жизненном укладе, обычаях и традициях.

Калмаков и сибирских татар осталось совсем немного, их культура и быт почти не сохранились.

Давайте поговорим о тех народах, чья культура хранится и по сей день.

Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. (Слайд) Основной вид занятий – скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот.

В настоящее время живут в основном в Беловском районе, в Новокузнецком районе, возле города Юрги.

Они сохранили свой язык (язык у них тюркский), устное народное творчество, многие обычаи, обряды.

Мясо – молочные продукты были основными в пище телеутов. Кожа шла на изготовление обуви, одежды, конской упряжи, ею покрывали жилища, из шерсти катали кашмы, войлок. Из сыромятной кожи изготавливали кожаные сосуды (аркыты, шамауры и др.).

Из дерева изготавливали различную домашнюю утварь: чашки, миски, ложки, солонки, корыта, ступы, мельницы. Из бересты изготавливали туеса, коробы, корзины различных размеров и назначений.

Самый известный вам народ - шорцы. Это малый народ Сибири, они живут в Междуреченском, Мысковском и др. районах Кемеровской области. Издавна они жили племенами, родами, большими семьями. Это лесные оседлые племена обычно жили изолированно друг от друга по долинам многочисленных рек и их притоков. Осёдлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, кстати, русские, пришедшие на эту землю,  назвали шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие. От них и пошло название – кузнецкая земля. Также они промышляли охотой и земледелием. Они изготавливали деревянную посуду из берёзового капа и кедра, берестяную посуду, на ткацких станках ткали ткань для одежды, из выделанной кожи шили сапоги., Вплоть до 1917 года у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. Про них говорили, что они были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам. А шаман для них был лекарем, советчиком и предсказателем. Долгими вечерами и ночами, когда мужчины были на охоте, шаманы помогали им коротать их, загадывая загадки и рассказывая сказки..

А вы, ребята, сможете отгадать шорские загадки?

Вот например…

1.        На гору если поднимется — не устанет, в воду если войдет, не захочет пить.  (Лыжи).

2.        Девица, рыдая, рыдая, дрова рубит. (Дятел).

3.        Наверху дома половинчатая лепешка лежит. (Месяц).

4.        Если я сяду — то углубление, если упрусь ногою — железо. (Седло)

5.        Еду,  еду—дороги нет, режу, режу — крови нет. (Лодка).

6.        Бьется, бьется, — взлететь не может. (Мельница).

7.        Бела, пушиста и мягка на остров сеется мука  (Снег)

8.        Пять братьев в (одной) тюрьме сидят (Пальцы ноги - сапог, пальцы рук - варежка).

9.        Девушка с косматыми волосами внутри дома бегает  (Веник).

А вот некоторые легенды…

«Ульгень и журавль»    

     Охотники Горной Шории никогда не убивают журавлей и не используют их в пищу. Запрет этот имеет древние корни. Легенда гласит: птица помогла человеку добыть огонь.

     ...Давно это было. Бог неба Ульгень создал землю и все живое, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнездах было тепло - их грели перья. Зверям в берлогах было тепло - их грели шкуры. Человеку было плохо - огня нет, в юрте холодно, пищу приготовить не на чем. Обратились люди к птицам: "Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы преодолеваете. Помогите нам огонь найти". Полетели птицы в разные земли - не сумели найти огня. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: "Разве нет на березе гриба, разве нет в скале камня, а у вас силы? Если два камня взять и ударить друг о друга - огонь будет!" Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры на сухой березовый гриб. Так древние люди научились добывать огонь.

«Забавы Ульгеня, или Легенда о том,

как всё появилось на свете»

     Каждый шорец знает, что весь мир разделён на три земли: средняя земля, в центре которой стоит гора Мустаг («пуп земли» - так называют ее шорцы); подземный мир - земля злых духов, где хозяйничает кровожадный Эрлик; небесная земля - владения Ульгеня, там всегда светло и тепло. Благополучие людей зависит от Ульгеня. Он может многое дать людям, надо только попросить. А здоровье и сила человека зависят от Эрлика. И вот почему.

     Никто, конечно, этого не помнит, но все знают, что вначале не было ничего. Были только могучий Ульгень и Эрлик, тоже могучий, но все-таки слабее Ульгеня, потому что его сила была злой, а сила Ульгеня - доброй.

         Соседство с Эрликом тяготило Ульгеня. Ему было скучно. Подумал Ульгень и создал небо. Бескрайнее и бездонное небо пугало своей глубиной и однообразием, и Ульгень придумал солнце. Яркое солнце осветило небо, сделав его голубым и радостным, но оно слепило и утомляло глаза. Мудрый Ульгень решил дать солнцу отдохнуть и сделал ночь. Глухая темнота опустилась на небо. Стало холодно и тревожно. "Немножко света не помешает", - подумал Ульгень и разбросал по небу искорки звезд, а к ним добавил луну - главный источник ночного света. Творческий порыв не оставлял Ульгеня. Он сделал землю, потому что купол прекрасного неба должен был что-то покрывать. Земля у Ульгеня получилась гладкая, как стол. По гладкой поверхности земли текли спокойные реки. Тут пришел Эрлик, решив принять участие в создании мира. "Поверхность твоей земли слишком гладкая, реки твои ленивые. Я добавлю сюда горы",- сказал он.

     Забрался Ульгень на самую высокую и красивую гору - Мустаг. Мир был прекрасен, но молчалив. И тогда Ульгень населил этот мир живыми существами: защебетали в травах птицы, забурлила в реках рыба, леса наполнились разным зверьем. Долго Ульгень наслаждался своим творением, пока не понял, что не хватает в мире главного - существа, похожего на него самого, на Ульгеня. Не хватает человека, для которого и создал Ульгень небо и землю, реки и горы, птиц и зверей.

     Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Старательный Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут  подоспел Эрлик: "Хочешь, помогу тебе, но с условием: душа человека будет мне принадлежать. Я ею владеть буду". Ульгень было возмутился, но делать нечего - пришлось согласиться. Сорвал Эрлик стебель дягиля *, полый внутри, сделал из него трубку и вдохнул в рот человека душу. С тех пор живет в человеке душа, дающая ему способность смеяться и плакать, любить и ненавидеть. С душою человек ярче ощущает все краски мира, в котором живет. Одно плохо. По уговору, душа человека принадлежит Эрлику, который время от времени забирает людские души в свой подземный мир. Тогда умирают люди. И никто ничего с этим поделать не может. Даже всесильный Ульгень.

«Посредники между Богом и людьми»

     Есть у шорцев всесильный Ульгень, отзывчивый и добрый. Он всегда готов помочь человеку, да разве всех услышишь? Придумал Ульгень из большого количества соплеменников выделять одного, сильного духом и нежного сердцем. Назвал его "камом", или "шаманом". С ним и ведет беседы Ульгень о людских проблемах.

     Избранника Ульгеня всегда можно узнать по отметке, что дается ему от рождения. Ее называют "артын суок" - "лишняя кость". Иногда это бугорок на пальце руки или ноги, утолщение сустава, или ямка на мочке уха. Когда взрослые замечают у подросшего ребенка такую отметину, ему с детства внушают, что он - будущий кам.

     Задачи у кама разнообразные - рассеять тучи перед праздником, изгнать из тела болезнь, испросить удачу в охоте.

     Многими секретами владеет кам, знает язык духов гор, понимает пение птиц и звериные крики. Случилась в улусе беда - идут к каму. Только он способен общаться с Ульгенем.

     Кам окружен предметами, несущими в себе огромную таинственную силу, и главный из них - шаманский бубен.

     Не Ульгень, а Мустаг - могучий дух горы - раскрывает каму секреты изготовления бубна. Обод для бубна надо сделать из тальника, что клонится к воде бурной Мрассу возле большого серого камня; обручи для обода надлежит изготовить из гибкого ствола пряной черемухи; ручку - из белой березы; тонкой костью рябчика нанести рисунок на ручку бубна и после этого приступить к главному - обтягиванию бубна кожей.

     Шкуру дикого козла долго вымачивают в водах Мрассу, соскабливают шерсть и сушат. Натянуть шкуру на бубен - работа не из легких. Один человек с ней не справится. Тут нужны несколько крепких мужчин. Сильными руками растягивают они кожу, закрепляя ее по краям обода.

     Всю ночь в дыму большого костра под звуки ритуальных песен коптят шаманский бубен. И только после того, как нанесен на него рисунок, состоящий из множества символов, понятных посвященным, бубен к камланию готов.

     Также тщательно готовят для бубна колотушку. Иначе чем будет шаман извлекать из бубна звуки, посылаемые Ульгеню?

     Опять в дело идет черемуха, заячья шкурка, конский волос и ремешок, в петлю которого продевают руку. Ни в коем случае не должна колотушка упасть с руки: тогда все усилия будут напрасны, магическая сила бубна будет утрачена. Не докричится кам до Ульгеня. Не придет Ульгень на помощь людям.

     Все село собирается в день, когда кам общается с духами. Обряд камлания превращается в торжественный и красивый древний праздник. В этот день природа и люди находятся в тесном соприкосновении. Сливаясь, они образуют единое целое, единый неразрывный живой мир, вечный и прекрасный.

 

«Что там, на небесах?»

     Спросите у шорца: откуда берется радуга, гром и молния? Шорец ответит: это Ульгень резвится. Вокруг самой знаменитой шорской горы Мустаг простирается прекрасная земля, которую однажды, в незапамятные времена, создал для людей могущественный Ульгень. Так гласит легенда.

     Земля покоится на воде, а в воде живет огромная старая рыба, которую шорцы называют "кер-балык". "Балык" по-шорски - "рыба". В Шории есть река, которая так и зовется - "Балык-су", "рыбная вода", или "река, наполненная рыбой".

     Так вот, когда кер-балык под землей шевелится, земля трясется. Но сильных землетрясений в Шории не бывает. Спокойно ведет себя кер-балык.

     В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью. Молния - плеть Ульгеня. Гром - удары плетью.

     Успокоит Ульгень коня - гром затихнет. Спрячет плеть - молния спрячется. А после дождя вспыхнет на небе радуга - это разными поясами сверкают небеса. Синяя часть радуги хранится на втором небе и называется "синий пояс", за ним следует красный пояс, потом серый и голубой. Омытые свежим дождем, небеса начинают прихорашиваться, демонстрируя миру свои яркие одежды.

     Бывает, небеса хмурятся. Напустят хлопья низких облаков, чтобы помешать солнцу, луне и звездам пробиться вниз и порадовать людей теплом и светом. Сделать это трудно: слишком высоко над землей - на седьмом и восьмом небе - располагаются солнце и луна. Выше них только сам Ульгень. На девятом небе живет Ульгень, и в его мире всегда светло и благостно. Там не вянет трава, не сохнут цветы. Там сыты звери и плодовит скот. Но люди Ульгеню не завидуют: так и должно быть там, где правит владыка неба. Люди знают: Ульгень благосклонен к ним - ив год хорошего урожая и удачной охоты благодарят Ульгеня, надеясь на то, что и дальше он не откажет им в помощи.

«Кукушка»

     Старики шорцы всегда старались быть аккуратными в разговоре: не произносили вслух слов, способных разгневать таежных и горных духов. "Никогда не знаешь, чем это для тебя обернется", - считали они, вспоминая древние легенды. Одна из них перед вами. В давние времена в шорском улусе жила девушка по имени Кук. Совсем юная была. Жила в семье брата. Невестка была несдержанна и груба, девушку не любила и всячески старалась подчеркнуть, что она лишняя в их доме. Однажды случилась между ними ссора, и невестка в сердцах отослала девушку к шайтану.

     Вмиг превратилась Кук в серую птицу и выпорхнула из дома. Сиротливо летает она от гнезда к гнезду, ищет себе пристанища. А чтобы люди узнавали ее, постоянно напоминает им свое прежнее имя: "Кук! Кук!" Охотники птицу жалеют: ничего-то она не умеет - ни гнезда свить, ни птенцов накормить. Но вины ее в этом нет. Слишком рано выгнали ее из родного дома. Летает, бесприютная, по лесу от дерева к дереву, от куста к кусту, покоя ищет. И не находит.

Что мы можем понять из них? Что эти легенды нам объясняют?

 Основным занятием шорцев были охота, рыбалка и собирательство, они собирали в лесу ягоду, травы, коренья, они ими лечились, а также  били орехи.

         Поскольку шорцы поклонялись духам природы, все названия их поселений и окружающей их действительности связаны с природой. Именно они  на правах коренного населения дали наименования огромной части географических точек. Вот например частица –су в переводе с шорского означает «река». И во многих названиях рек Кузбасса она присутствует: Бельсу- значит, тайменная река, бел в переводе с шорского– таймень (это рыба такая), Чексу – кедровая река (что такое «чек», как по-вашему? А почему она так названа?), Мрассу – грязная река (хотя по весне или во время дождевого паводка все реки Кузбасса имеют один и тот же оттенок «кофе с молоком». А Мрассу будет почище и прозрачней многих рек Кемеровской области, так что с чего ради шорцы дали именно такое название – загадка….).  А еще шорцы называли поселки, горы именами прославленных в их окружении людей. Например, гора Сыркаши (находится в Междуреченске) названа в честь желтобрового охотника Сыркаш, он жил на этой горе, был хорошим охотником, его все уважали.

         У шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык», как еще его называют «праздник охотников или праздник ружья» (мылтык в пер. и есть ружьё). Этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять и хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен мылтык. Он празднуется 19 января как символ начала светлой и благополучной жизни. А какой праздник празднуют христиане?  (Крещение господне, тоже как символ начала светлой и благополучной жизни).

         Коренные жители радовались возвращению охотников, они благодарили духов тайги за щедрую добычу, танцевали, пели, готовили разные национальные блюда, одно из которых – пельмени с сюрпризом. Что за сюрпризы, спросите вы? В начинку вкладывали крохотные предметы – символы. Шорцы верили, что миниатюрные предметы в пельменях (миниатюрные ружья, лодки, монетки, длинные и короткие нити, соль, сахар) предсказывали судьбу. Как вы думаете, что могли обозначать эти предметы? (Если попалось ружьё — человек станет хорошим охотником, добытчиком, топорик — крепким хозяином и строителем, монетки означали богатство и благополучие, белые и чёрные нитки — счастливую или тяжёлую жизнь в будущем, лодка — быть хорошим рыбаком, сахар — достаток, соль — бедность.) В конце этого праздника совершался самый важный обряд «Шачиг» - повязывание ленточек на священное дерево.

         По шорским поверьям ленточки вяжут только на березу, потому, что только через березу просьбы доходят до духов.

         Ленточки шорцы называют чаламы. Черный чалам бросают в огонь, с ним сгорают все беды и болезни, а ленты красного, голубого и белого цветов повязывают на дерево.

Белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье.

Красный - символ солнца, тепла, жизни и достатка. Завязывая узелки красного чалама, человек обращается к духам,  хозяевам местности,  и просит сил и удачи.

Голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе.

Эти цвета вам ничего не напоминают? (Российский триколор).

Надо помнить, что повязывая чаламы, надо просить благополучия всем людям, своему народу и только в последнюю очередь – себе.

Вывод: как-то красиво связать традицию шорцев с лентами и российским триколором. Мол, у всех народов есть объединяющие цвета, знаение корторых одинаково. Ну как-то так..

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Коренные народы ХМАО

Можно использовать на уроках История ХМАО, как знакомство с историей коренных народов севера Ханты и Манси...

Коренные народы Камчатки

Данная презентация посвящена коренным жителям Камчаткого края....

Международный сетевой проект "Коренные народы вашего региона" для 8х классов

Уважаемые, участники! Здесь вы можете следить за этапами и сроками проекта!...

Культура коренных народов Ямала

Культура коренных народов Ямала...