Педагогический проект "Основы тестирования и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет"
проект на тему

Бобров Федор Васильевич

Основы тестирования  и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект                                                      Бобров Федор Васильевич
                                                                                              учитель физической культуры

                                                                                               МБОУ «СОШ №8»

                                                                                                     

Департамент образования Ханты - Мансийского автономного округа

Департамент образования города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

               

Основы тестирования  и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет

                                                         Автор: Бобров Федор Васильевич,

преподаватель физической культуры.

Нижневартовск, 2016г.

Оглавление

                                                                                                           Страницы

1. Краткая аннотация проекта.                                                                     3

2. Обоснование необходимости проекта.                                                   4 - 7

3. Цели и задачи проекта.                                                                             8  

4. Основное содержание проекта.                                                               9 - 19

5.Ресурсы.                                                                                                      20

6.Партнеры.                                                                                                   20

7. Целевая аудитория.                                                                                  21                                                                                  

8. План реализации проекта.                                                                       21-22

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.                                    22-23

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.                                    24

11. Список литературы.                                                                               24-25

12. Приложения                                                                                            26-28

1. Краткая аннотация.

            Педагогический проект посвящен воспитанию и развитию выносливости на уроках физической культуры и спорта.

         Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности,  новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса изучения выносливости как одного из основных компонентов развития двигательных способностей у детей старшего школьного возраста.

       В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода  к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках, а также педагогического эксперимента, форма представления результата – презентация в форме  практико-ориентированного проекта.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности  по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических технологий и методов являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в соревнованиях различного уровня.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе. Результат проекта – положительная динамика учебных достижений обучающихся.

2. Обоснование необходимости проекта.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

  • заложить основу крепкого здоровья – укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность – приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;
  • улучшить обмен веществ, нормализовать вес тела;
  • укрепить нервную систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением.

Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон.

     Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки – физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области [3,125].

    Снижение уровня физической и психической работоспособности обучающихся приводит к снижению успеваемости, следствием чего является низкая способность к самореализации. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость воспитания выносливости - одного из важнейших качеств человека, которое, в самом общем смысле, представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность.

       Понятие «выносливый человек» выступает как перспективная модель готовности субъекта к новому типу учебной, профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности в условиях рынка. Исключительно выносливость определяет адаптацию и устойчивость к различным разрушающим факторам, обеспечивает возможность творческого раскрытия личности и служит важным условием ее профориентации, особенно на этапе жизненного самоопределения.

      Сегодня мы обнаруживаем, что основной образовательной задачей, постановка которой обусловлена социальным заказом, является подготовка высокоактивной личности, профессионально мобильного специалиста, который может себя комфортно чувствовать в любых условиях. Следует отметить, что проблема воспитания и совершенствования выносливости возникла давно и имеет многовековую историю. Рассмотрение явления физической выносливости в историческом аспекте обнаруживает, что именно выносливость человека являет собой особый фактор, обеспечивающий социокультурное развитие многих народов на разных этапах становления общественно-экономической формации.

        Осознание социального и культурного значения выносливости, предположения о том, что значительный функциональный резерв выступает основой социально-важных характеристик личности, объясняют тот факт, что с древних времен человечество испытывало потребность в воспитании выносливых воинов и тружеников и искало пути и способы повышения функциональных возможностей организма. Заинтересованность общества в создании универсальной системы воспитания выносливости и сегодня, безусловно, очевидна. Выносливость, как основа психической гармонии и здоровья, профессионального развития человека, достижений в учебной и трудовой деятельности, остается сегодня главным фактором успешной социализации и самореализации личности. 

       Однако мы обнаруживаем, что проблема воспитания выносливости имеет не только педагогические и физиологические, но и, прежде всего, психологические и социальные аспекты, раскрытие которых представляет особый интерес и значение, и позволяет по-новому решать вопросы поиска эффективных средств и методов воспитания выносливости, а также создания новых, более совершенных тренировочных программ. В основе работоспособности лежит такое физическое качество, как выносливость, поэтому необходимо уделить внимание ее развитию и совершенствованию. Выносливость служит базой для развития всех физических качеств и является основой успешного освоения любого вида деятельности. Это требует углубления исследований теоретических и практических проблем выносливости. Выше изложенные  утверждения определили актуальность темы «Основы тестирования  и методики  развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет».

Объект исследования – процесс развития выносливости, а предметом – определенные параметры планирования развития выносливости у обучающихся 15-17 лет различного уровня физической подготовленности.

Гипотеза:  методика развития общей выносливости у обучающихся школы 15-17 лет будет продуктивной, если при ее построении учитывать следующие идеи:

  • при планировании тренировочной нагрузки на занятиях физической культуры использовать дифференцированный подход, где в качестве классификатора выступает уровень физической подготовленности;
  • основным методом развития общей выносливости избрать метод равномерного упражнения;
  • повышение тренировочной нагрузки посредством увеличения времени бега, только в аэробном режиме, при этом скорость бега может уменьшаться.

Инновационность данного опыта состоит в том, что он направлен на развитие  выносливости, которая является   одним из основных физических качеств человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении общетеоретических представлений о возможностях применения всех средств физической культуры для успешного развития выносливости обучающихся разного уровня подготовленности; расширении содержания раздела теории и методики физической культуры.

 Практическая значимость выражается в повышении эффективности учебного процесса. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы МОУ, колледжей и лицеев. В работе со школьниками по физическому воспитанию я стремлюсь максимально учесть факторы, обусловливающие успешность их деятельности при обучении. Поиск оптимального уровня двигательной активности обучающихся должен базироваться не только на возрастно-половой норме, но и с учётом морфологических, анатомо-физиологических и психических  особенностей.  

3. Цели и задачи проекта

  Цель проекта:  разработать рациональный вариант организации  развития выносливости у обучающихся 15-17 лет с различным уровнем физической подготовленности.

Задачи педагогического проекта:

1.Выявить  степень изученности использования дифференцированного подхода в решении проблем развития выносливости у школьников15-17 лет с учетом уровня физической подготовленности.

2.Изучить уровень физической подготовленности школьников 15-17 лет.

3.Определить дифференцированные величины параметров планирования нагрузок обучающихся 15-17 лет.

4.Определить средства и методы воспитания выносливости.

5. Определить уровень развития выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса).

Для решения этих задач использовались следующие методы:

1. Анализ и обобщения литературных источников.

2. Наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках.

3. Педагогический эксперимент.

4. Метод математической статистики.

            Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью изучение методов и средств развития выносливости на уроках физической культуры и здоровья. Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, учебной деятельности и успешной воинской службы, востребованность в школе данной темы вне всяких сомнений.

4. Основное содержание проекта

    Понятие "выносливость" издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной деятельности, для отличия от других видов этого качества часто называют "физической выносливостью". А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

  • в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

    Как на практике, так и в научной литературе довольно давно принято различать несколько видов выносливости - общую и специальную. Тем не менее, этим понятиям до сих пор не редко придаётся не в полнее определённый смысл, нуждающийся в уточнениях. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений на занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие выносливости такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

Общая выносливость. Не вызывает сомнений, что тот, кто в стоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большой вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем тем в большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности. Так человек выносливый в длительном гладком беге бывает практически столь же вынослив в аналогичных по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость, развитая посредством упражнений в каком-либо одном из них, может проявляться и в других (перенос выносливости). Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Накопленные исследовательские данные подтвердили это, позволив выделить ряд конкретных факторов, составляющих, хотя и в неодинаковых сочетаниях, единую комплексную основу выносливости при ее проявлениях во многих видах двигательной деятельности. В этих факторах есть как специфические, так и неспецифические компоненты. Последние относительно мало зависят от особенностей формы деятельности (к числу их относятся, например, определенные стороны функциональных возможностей вегетативных органов и систем, а также адаптационные перестройки, произошедшие в результате развития выносливости на уровне клеточных структур). [9, 76]

Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

  • аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);
  • степенью экономизации техники движений;
  • уровнем развития волевых качеств.

      Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе  направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью. Именно общая выносливость является основой высокой физической работоспособности. Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

     Такая работа выполняется, например, в кроссовом беге, гребле, плавании, беге на лыжах. Общая выносливость – основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.

      Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:

  • по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.). Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной (скоростной, силовой и т.д.). Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление. Здесь необходимо следить за ритмичным глубоким дыханием, строго согласовать дыхание с движением, регулировать нагрузку по показателям пульса.

При формировании и развитии выносливости  необходимо учитывать индивидуальные физические и психологические особенности старшеклассников.

       В старшем возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического развития человека. К 15-17 годам завершается развитие центральной нервной системы.  Высокого уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной деятельности.

Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения рук продолжается с 16-до 25 лет, а срастание трех тазовых костей – с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг  пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, а годом – двумя раньше – фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп. Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью следует так же избегать по причине незавершенного развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интенсивных нагрузках, например, в начале бега на относительно длинных дистанциях, у обучающихся быстро снижается содержание кислорода в крови, а возникающая  кислородная недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В этой связи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как правило, не должна превышать 85-90% среднесоревновательной.

         У юношей  в 15-17 лет масса тела интенсивно увеличивается, тогда, как у девушек к 16 годам темпы роста ее нарастания уже снижаются.  Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см. и тяжелее на 5-8кг.; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Более широкий таз и относительно  короткие ноги. Большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эластический связочный аппарат приводят к тому, что у девушек по сравнению с юношами выражены большие поперечные колебания тела при ходьбе и беге.

Сердце юношей на 10-15 % больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

Итак, функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

В последние годы  появляется все больше школьниц,  имеющих низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательной активности, связанной  с играми, циклическими и ациклическими локомоциями. В свою очередь,  у девушек, регулярно занимающихся такими упражнениями, показатели этих систем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической культуры или внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном  темпе более 15 мин, а юноши – более 25 мин. Беговые и прыжковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Развивая выносливость на уроках физической культуры необходимо дифференцированно регулировать продолжительность и скорость бега, ориентироваться на показатели пульса, дыхания и самочувствие обучающихся. Во время медленного бега, ЧСС не превышает 140 ударов в минуту, при кроссе 150-160 ударов в минуту.

Силовая выносливость развивается при многократном выполнении, например, таких упражнений, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание из виса, виса лежа, приседание на одной и двух ногах, упражнений с использованием резиновых амортизаторов (эспандеров), гантелей и других отягощений. При выполнении таких упражнений пульс может достигать 130-180 ударов в минуту.

Методы развития выносливости

Метод равномерного упражнения – продолжительное выполнение циклических движений (плавание, передвижение на лыжах и т.д.) в равномерном темпе. Скорость бега 60-70% от максимальной. Пульс 130 -140 ударов в минуту. После бега  ЧСС через 5 -10 мин. возвращается к норме. Этот метод доступен для всех обучающихся.

Метод переменного упражнения – непрерывное передвижение, но  с изменением скорости на отдельных участках, ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Например, в беге на лыжах чередуются интенсивные и медленные  пробежки.

Интервальный метод – повторное прохождение отдельных отрезков со строго определенным  временем отдыха. Интервалы заполняются ходьбой или медленным бегом. Длина отрезков дистанции - 80-200 м для девушек и 100-300м для юношей;  скорость - 75-80 от максимальной, ЧСС до 160-180 ударов в минуту. При отдыхе 120 ударов в минуту. Продолжительность пауз 1-3 минуты. Число повторений зависит от индивидуальной подготовленности обучающихся 2-3 серии забега.

При развитии выносливости очень важно научиться правильно дышать (ритмично и глубоко). Во время продолжительного бега умеренной интенсивности нужно дышать в ритме шагов: 3-4 шага - вдох, 2-3- шага – выдох.

Развитие выносливости на уроках легкой атлетики

(результаты экспериментальной части)

            В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2010г.) в контрольном (11 «А») и экспериментальном (11 «Б») классах было проведено тестирование, направленное на оценку их уровня физической подготовленности. Анализ полученных данных свидетельствовал о том, что средние показатели физической подготовленности в контрольном и экспериментальном классах практически не отличались друг от друга. С первого занятия физической культурой в этих классах акцентировано решалась задача развития общей выносливости средствами легкоатлетического бега.

В контрольном классе (11 «А») юноши и девушки после стандартной подготовительной части (медленный бег 800 м, комплекс общеразвивающих упражнений, комплекс беговых упражнений – общая продолжительность 20 минут) выполняли задание бег с равномерной скоростью юноши 3 км., девушки 2 км., величина нагрузки по уровню физической подготовленности не дифференцировалась. Но, если, обучающиеся основываясь на самочувствии, испытывали сильные затруднения в преодолении дистанции, они имели право перейти на ходьбу. Т.е. в данном случае присутствовал элемент индивидуального подхода. В итоге длительность выполнения упражнения составила у юношей 15-25 мин., у девушек 15-20 мин.  Остальная часть учебного времени посвящена выполнению комплекса упражнений на развитие гибкости и подведения итогов урока.

В экспериментальном (11»Б») классе обучающиеся после выполнения стандартной подготовительной части (медленный бег 800 м – 1 уровень, 750м – 2 уровень, 700м – 3 уровень, комплекс общеразвивающих упражнений, комплекс беговых упражнений – общая продолжительность 20 минут) выполняли задание дифференцированно:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Юноши

3000м

2500м

2500-2000м

Девушки

25000м

2000м

2000-1800м

Заданная скорость бега основывалась на самочувствии обучающихся, которые имели право уменьшить скорость бега или перейти на ходьбу. В последующих занятиях предусмотрено постепенное еженедельное повышение физической нагрузки, за счет увеличения длины пробегаемой дистанции на 100-200м, исключительно в аэробном режиме. Главная идея эксперимента заключалась в том, что еженедельно на занятиях увеличивалась длина пробегаемой дистанции на 100-200м, а, следовательно, и время выполнения физической нагрузки в аэробном режиме. При этом скорость бега уменьшалась, а длина тренировочной дистанции увеличивалась.

После нескольких занятий равномерным бегом, обучающимся индивидуально, либо в группе предлагается прохождение дистанции с изменением скорости на отдельных участках, т. е. применяем метод переменного упражнения.

Основы методики развития общей выносливости обучающихся 10-11 классов на занятиях физической культуры средствами легкоатлетического бега составили:

  • Бег с равномерной скоростью на дистанциях от 2000 м. до 5000м. исключительно в аэробном режиме.
  • Бег с переменной скоростью для обучающихся 1 уровня.
  • Принцип повышения физической нагрузки, заключается в том, что увеличение нагрузки происходит из-за увеличения времени бега в аэробном режиме, при этом скорость бега уменьшается, а длина тренировочных дистанций постепенно возрастает.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход, позволяют определить тренировочную нагрузку в зависимости от уровня физической подготовленности обучающихся 10-11 классов (низкий, средний, высокий).                          

На уроках по лыжной подготовке, используя равномерный метод для развития выносливости, нужно проложить два круга 400-500м внутренний и 500-700м наружный. Внутренний круг для обучающихся - 3 уровня, наружный  - для 1и 2.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Юноши

5000м

4000м

3000м

Девушки

4000м

3000м

2000м

Скорость прохождения дистанции основывается на самочувствии. Обучающиеся могут уменьшить темп передвижения на лыжах, но дистанцию не сокращать.

      Развивая выносливость переменным методом в индивидуальном порядке целесообразнее проложить восьмёркой два  круга 300-400 метров и 500-700 метров. Обучающиеся проходят в максимальном темпе малый круг, переходят на большой и в среднем темпе, отдыхая, двигаются по большому кругу. Затем, снова переходят на малый круг и проходят его в максимальном темпе, опять переходят на большой. Таких повторений на малом круге может быть:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Юноши

5 раз

4 раза

3 раза

Девушки

4 раза

3 раза

2 раза

Преимущества этих вариантов состоит в том, что учитель видит работу всех обучающихся и имеет возможность корректировать её.  

На уроках гимнастики и спортивных играх для развития выносливости используются различные упражнения. Приложение№1.

После педагогического эксперимента в мае 2011 года в контрольном и экспериментальном классах было проведено тестирование.

В контрольном 11 «А» классе по списку 24 человека: 10 юношей и 14 девушек. На начало учебного года у юношей низкий уровень физической подготовленности был у 3 человек, средний у 5 человек, выше среднего – 1, высокий – 1.  На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 2 человека, средний - 4, выше среднего – 2, высокий - 2. Результаты отражены в таблице 1.

На начало учебного года

На конец учебного года

низкий

средний

выше среднего

низкий

средний

выше среднего

Юноши

 3

 5

 1

 2

 4

 3

Девушки

 5

 6

4

 2

 7

 6

В сентябре 2010г. юноши контрольного класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1232м, в мае 2011г  - 1376 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 10%.

Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 2180 м, в мае  -  2380м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 10%.

Тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у юношей на начало года  средний показатель составлял 30 раз, к концу года – 33 раз, таким образом, средний результат улучшился на 10 %.

Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у юношей стала ниже на 2 удара в минуту.

На начало учебного года у девушек 11 «А» класса низкий уровень физической подготовленности был у 4 человек, средний у 8 человек, выше среднего – 1, высокий – 1. На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 2, средний - 6, выше среднего – 2, высокий – 2.

 В сентябре 2010г. девушки контрольного класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1039м, в мае  - 1152 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 11%.

Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 1965 м, в мае  -  2168м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 9%.

 У девушек в упражнении «поднимание туловища из положения лежа на спине» средний показатель на начало года составлял 38 раз, на конец года – 41 раз, таким образом, средний результат улучшился на 8 %.

Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у девушек стала ниже с 78 ударов в минуту до 76 ударов в минуту.

В экспериментальном 11 «Б» классе по списку 22 человека: 9 юношей и 13 девушек.  На начало учебного года у юношей низкий уровень физической подготовленности был у 3 человек, средний у 5 человек, высокий – 1.  На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 0 человек, средний-3, выше среднего–3, высокий- 3.

В сентябре 2010г. юноши экспериментального класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1258м, в мае 2011г  - 1472 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 17%.

Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 2161м, в мае  -  2472м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 14%.

По тесту «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у юношей на начало года  средний показатель составлял 31 раз, к концу года – 40 раз, таким образом, средний результат улучшился на 29 %.

Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у юношей стала ниже на 5 ударов в минуту. На начало учебного года у девушек низкий уровень физической подготовленности был у 3 человек, средний у 9 человек, высокий – 1.  На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 0 человек, средний-5, выше среднего–4, высокий- 4. В сентябре 2010 года девушки экспериментального класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1067м, в мае  - 1212 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 14%.

Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 2012 м, в мае  -  2315м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 15%.

 У девушек в упражнении «поднимание туловища из положения лежа на спине» средний показатель на начало года составлял 39 раз, на конец года – 45 раз, таким образом, средний результат улучшился на 17 %.

Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у девушек сократилась с 77 до 72 ударов в минуту. Таким образом, инновационный подход при развитии выносливости обучающихся 15-17 лет способствовал росту показателей физической подготовленности: «Бег по Куперу» 6 мин. у девушек на 14 и у юношей на 17%, «Бег по Куперу» 12 мин. у девушек на 15%, у юношей на 14%, «поднимание туловища из положения лежа на спине» у девушек на 17%, «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у юношей на 29%,; повысил мотивацию к воспитанию выносливости, улучшил регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы, содействовал хорошему настроению.

5. Ресурсы

Программное обеспечение для нововведения:

1.Программы по физической культуре, допущенные Министерством образования РФ.

2.Рабочие программы по  физической культуре.

При  реализации проекта используется:

  • Спортивный инвентарь, спортивное оборудование.
  • Видеограммы.

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1.Закон об образовании  от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

2.Федеральный закон от 24.07.98  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1075 "Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации".

4.Программа развития муниципальной общеобразовательной средней школы №5 «Преемственность обучения по дидактической системе Л.В. Занкова».

Кадровое обеспечение.

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшее образование, Шадринский Государственный Педагогический Институт, 1994 год, учитель физической культуры.

6. Партнеры.

  • Учителя физической культуры города:
  1. Шустерман Я.С., МБОУ «СОШ№8»..
  2. Головин Н.Н., МБОУ «СОШ№29».
  3. Благодарев В.О., МБОУ «СОШ№5».

7. Целевая аудитория

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся старшего школьного возраста,  педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Физическая культура», классные руководители), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 50 человек. Возраст – 14 -17 лет.

  1. План реализации проекта

п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучение теоретического материала по методике развития выносливости на уроках физической культуры.

сентябрь-декабрь 2009г. 

Бобров Ф. В.

2

Прохождение курсов, семинаров.

2009- 10 уч. год

Бобров Ф. В.

Администрация школы.

3

Обучающиеся на основе показателей медицинского осмотра (совместно с фельдшером школы осуществлён просмотр личных медицинских карточек) разделены на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную.

сентябрь      

 2010 г.

Бобров Ф. В.

Школьный фельдшер

4

Тестирование на основе на определение уровня физической подготовленности обучающихся.

сентябрь – декабрь 2010-11г.

Бобров Ф. В.

5

 Аналитическая работа с фактологическим материалом. Разработка рационального варианта дозировок физических упражнений.

октябрь – ноябрь 2010-2011 г.

Бобров Ф. В.

6

Разработка и проведение уроков с приемами и методами   формирования и развития выносливости.

январь-апрель  

2010-11 г.

Бобров Ф. В.

7

Практическая работа с обучающимися.

.

май- сентябрь 2011г.

Бобров Ф. В.

8

Обобщение результатов проекта.

май 2011 год

Бобров Ф. В.

9

Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное тестирование, анализ и самоанализ.

декабрь  2011г.

Бобров Ф. В.

10

Защита проекта. Презентация.

январь- март, 2012

Бобров Ф. В.

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

  Результатом реализации проекта является стабильно позитивная динамика достижений  обучающихся: качество знаний обучающихся  по  предмету составляет 2009-2010 учебный год – 88%, 2010-2011 учебный год – 91%, 2011-2012 учебный год – 93 %

         Учащиеся школы ежегодно занимают призовые места в городских, окружных соревнованиях по волейболу, баскетболу и лыжному спорту.

2009 -2010 учебный год: 3-е место в городских соревнованиях  по стритболу среди девушек. 1-е место в городских соревнованиях по стритболу среди юношей.

2010-2011 учебный год: соревнования по баскетболу на кубок Богданова (1-е место среди юношей, 3-е место среди девушек), 2-е место по баскетболу среди девушек в ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ».

2011-2012 учебный год:  1-е место в кубке Богданова по баскетболу среди девушек, 1-е место в межрегиональном чемпионате школьной баскетбольной лиги «КЭС - Баскет».

  1.  Перспективы дальнейшего развития проекта

     В перспективе дополнение данного проекта материалами по методике и средствам  воспитания специфических типов выносливости. Планируется разработка и выпуск брошюры рекомендательного характера для учителей физической культуры по методике воспитания выносливости на уроках.

Усовершенствование методики проведения мониторинга по развитию у старшеклассников общей выносливости.

Использованная литература

  1. Бойко А.Ф. “Основы лёгкой атлетики”.-М., “Физкультура и спорт”, 2003.
  2. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.
  3. Вайцеховский С.М. “Книга тренера”.М., “Физкультура и спорт”, 2005.
  4. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
  5. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002.
  6. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: физкультура и спорт, 1998.
  8. Макаров А. “Бег на средние и длинные дистанции”.М., “Физкультура и спорт”, 2006.
  9. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. “Теория и методика физического воспитания”. М., “Физкультура и спорт”, 2006.
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: физкультура и спорт, 1991. - 543 с., с ил.
  11. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха. М.: физкультура и спорт, 1997.
  12. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л. Б.М. 1998.
  13. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2002. - 152 с.
  14. Спорт в школе: Методическое пособие для спортивных секций коллективов физической культуры школ. - М.: физкультура и спорт, 1959. - 519 с.
  15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М.: физкультура и спорт, 1997.
  16. Шолих М. Круговая тренировка. М.: физкультура и спорт, 1965.
  17. Попов В. Б.555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. - 208 с.
  18. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: “Физкультура и спорт”, 2005.
  19. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: физкультура и спорт, 1990.
  20. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха, Г. Б, Мейксона. М.: физкультура и спорт, 1997.

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика развития выносливости в беге на средние дистанции

в данной методической работе широко разобрано понятие оздоровительного бега и бега как одной из спортивных дисциплин легкой атлетики. рассмотрены основные методы развития выносливости у бегунов на сре...

Методика развития выносливости у детей старшего школьного возраста

Выносливость детей различного возраста очень значима. Правильно развитая выносливость помогает противостоять утомлению детей при физических нагрузках. Выносливость повышает работоспособность детей раз...

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...

Методическое пособие "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ", Санкт-Петербург, 2022 год

В методическом пособии представлен материал по основам развития выносливости у обучающихся для подготовки и выполнения норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обо...

«Методика развития гибкости у обучающихся 5-7 классов»

Гибкость, как физическое качество. Формы и способы проявления гибкости. Средства и методы развития гибкости....

"Методика развития выносливости у лыжников 12–13 лет"

Актуальность темы заключается в том, что сущность выносливости в недостаточной степени характеризуется общепринятыми определениями самого понятия выносливости, они не раскрывают полностью физиол...