УЧЕБНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьников
презентация к уроку на тему
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 99.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 3 п.г.т. Кукмор Аглямутдинова Гульнур Хасиловна 2
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением 3
Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности Помочь детям в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личностной позиции. 4
Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности 5
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся. 6
Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере 7
Алгоритм исследования: Постановка проблемы исследования; Обоснование темы исследования; Изучение теории, связанной с выбранной темой; Определение объекта и предмета исследования; Постановка целей и задач исследования; Выдвижение гипотезы исследования; Выбор методов исследования и практическое овладение ими; Сбор и обработка информации; Самостоятельное исследование; Анализ результатов исследования и обобщение; Собственные выводы; Защита и презентация результатов исследования. 8
Проблема и тема исследования Тема, как правило, отражает характерные черты проблемы. Для уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема исследования - нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Научная проблема выдвигается в результате глубокого изучения состояния практики и научно-популярной литературы. 9
Объект исследования Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. 10
Предмет исследования Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе; предмет исследования устанавливает границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Объект, как правило, больше предмета или может быть равен ему, но не бывает меньше. Определение объекта и предмета исследования - не формальность, так как с их помощью исследователь задает рамки и объем своей работы. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. 11
Цель исследования Цель – это обоснованное представление об общих завершающих или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, и в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается достигнуть исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. 12
задачи исследования Задачи исследования – это последовательные, поэтапные доказательства выдвинутой гипотезы. Задача - шаг, звено, этап достижения цели. Первая задача, как правило, носит теоретический характер и раскрывает сущность изучаемого явления, его структуру, наиболее существенные связи данного явления с другими явлениями и процессами. Вторая задача носит теоретико-прикладной характер. Рекомендуемое число задач – от 3-х до 5-ти. 13
Гипотеза Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат; гипотеза позволяет увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны; гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования; гипотеза - описание продвижения исследователя к цели. Два основных момента гипотезы : 1) выдвижение некоторых положений; 2) последующее их логическое доказательство. 14
Требования, предъявляемые к исследовательским работам: четкость и доступность изложения материала; соответствие темы работы ее содержанию; актуальность и практическая значимость; авторская позиция учащегося в учебных исследованиях; умение использовать специальную терминологию и литературу по теме; грамотное оформление научной работы; культура выступления на конференции. 02.01.2016 15
Литература: Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1 . Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5. 02.01.2016 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности
Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...