Рабочая программа по предмету "Истоки"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Мишина Ольга Николаевна

В документе представлена рабочая программа по предмету "Истоки" для 5-9 классов с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoki_2016-2017.docx101.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» в 5 – 9 классах составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010;
  • Учебных пособий для общеобразовательных школ «Истоки», 5, 6, 7, 8, 9 классы, автор Камкин А.В.;
  • Учебного плана  МБОУ " Сергачская СОШ №3"  Положения о рабочей программе.

Пояснительная записка

1.      Цели изучения курса «Истоки».

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

 

2.       Цели курса (по каждому классу).

Учебный курс «Истоки» (5 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  • Приобщение к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности  в российской этнической и социокультурной среде;
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.

Учебный курс «Истоки» (6 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – совершить важный шаг в освоении социокультурного и  духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации;
  • В воспитательном отношении – продолжить формирование осознания и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков;
  • В личностно – развивающем отношении – укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный опыт подростка и продолжить освоение инструментария Истоковедения.

Учебный курс «Истоки» (7 класс) – рассчитан на 34 часа (1час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – продолжить освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;
  • В воспитательном отношении – воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;
  • В личностно – развивающем отношении – обогащать социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

Учебный курс «Истоки» (8 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – продолжить освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста творчества как важнейшей и уникальной деятельности человека;
  • В воспитательном отношении – воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимание смысла и миссии творчества;
  • В личностно – развивающем отношении – обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческого творчества.

Учебный курс «Истоки» (9 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;
  • В воспитательном отношении – формирование чувства личной причастности к представленной системе жизненных установок, осознание неразрывности с духовно – нравственной традицией нашего народа;
  • В личностно – развивающем отношении – утверждение жизненной позиции и ценностных ориентиров, основанных на многовековом опыте нашего народа.

3.       Научная основа курса.

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1)     Универсалии духовного мира;

2)     Универсалии нравственности;

3)     Универсалии деятельности;

4)     Универсалии социума;

5)     Универсалии природно – культурного пространства.

4.      Методология курса.

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
  • Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
  • Управленческий – развитие управленческих способностей;
  • Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
  • Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

5.  Общая характеристика предмета.

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе

2.1 Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания.

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс.

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 5 – м  классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)

В 6 – м классе («Слово и образ Отечества») обучающиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.

В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

В 8 – м классе («Истоки творчества») обучающиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве.

В 9 – м классе («В поисках Истины») представлены различные пути к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  КУРСА

Год обучения

Наименование

учебных курсов

Количество часов

5

Память и мудрость Отечества

34

6

Слово и образ Отечества

34

7

Истоки дела и подвига

34

8

Истоки творчества

34

9

В поисках Истины

34

6.  Содержание курса.

Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

Класс

Тема

Количество часов

5

Введение

1

Соха и топор

4

Крестьянские хоромы

4

Соловки

5

Храм Покрова на Нерли

5

Икона «Живоначальная Троица»

5

Московский Кремль

5

Летописи

4

Обобщающий урок

1

итого

34

6

Слово и образ Отечества

Отечество

2

Столица, края, земли

6

Рубежи и пределы

2

Слово и образ малой Родины

Город

6

Деревня

3

Памятные и приметные места

3

Слово и образ времени

Жизненный круг времени

4

Годичный круг времени

4

Малые круги: седмица и день

2

Активный экзамен

2

итого

34

7

Введение

2

Крестьяне

5

Мастера — ремесленники

5

Купцы и предприниматели

7

Воинство

5

Священство

6

Активный экзамен

2

Заключение

2

итого

34

8

Введение

1

Творчество: дух и формы

14

Истоки образа

10

Истоки творчества разума

6

Активный экзамен

2

Заключение

1

итого

34

9

Введение

2

Пути к истине: взгляд человеческий

7

Начало пути к Истине: неотмирные и плененные

8

Дела на пути к Истине: деятели и дельцы

8

Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные

7

Заключение

2

итого

34

Календарно-тематическое планирование

5 класс

урока

Раздел

Темы уроков

Цели и задачи

Содержание и вопросы

АФО

Социокультурный ряд

1

Вводный урок

(1 час)

«Семь чудес России»

Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой,

подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса.

Что такое чудо?

Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России?

Ресурсный круг

(развивающий):

«Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»?

Работа в паре:

«Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»

Память

Памятники

2

Соха и топор

(4 часа)

«Соха и топор»

Присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой.

Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает?

Работа в паре

(развивающий):

«Соха и топор»

Простота

Опыт

Артель

Община

3

«Куда соха и топор вместе ходили?»

Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность.

Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации.

Работа в паре

(развивающий):

«Как работали соха и топор»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Работа в артели»

Артель

Мастерство

Подсека

Пашня

4

«Чему соха и топор человека учили»

Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации.

Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула Селянинович…

Работа в паре

(развивающий):

«Чему соха и топор человека учили?»

Простота

Мудрость

Ум- разум

5

«Соха и топор как чудеса России»

(возможен вариант урока – экскурсии)

Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.)

Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки.

Работа в паре

(оценивающий):

«Соха и топор как чудеса России»

Чудо опыта, мудрости, простоты

6

Крестьянские хоромы

(4 часа)

«Крестьянские хоромы»

(Состав крестьянских хором)

Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы.

Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома?

Работа в паре

(развивающий):

«Крестьянские хоромы»

Хоромы (двор – усадьба)

Чувство меры

7

«И тесен дом, да просторен он»

Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.

Работа в паре

(развивающий):

«Для каждого дела свое место»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«В крестьянских хоромах»

Разумное домоустроительство

Освященный мир

8

«Домашний лад и порядок»

Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.

Работа в паре

(развивающий):

«Чему учились дети у родителей»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Домашний лад и порядок»

Лад

Согласие

Родной дом

9

«Крестьянские хоромы – чудо России»

(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)

Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации.

Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края.

Работа в паре

(оценивающий):

«Крестьянские хоромы как чудо России»

Мир

Деревня

Помочи

10

Соловки

(5 часов)

«Особый мир монастыря»

Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе.

Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны.

Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря.

Работа в четверке

(развивающий):

«Особый мир монастыря»

Молитва

Труд

Отшельничество

Монастырь

Пустынники

Скит

Братия

Монах

11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовного – гармонии.

Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить?

Работа в четверке

(развивающий):

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

Гармония

12

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, пытаются передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря.

За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней.

Ресурсный круг

(развивающий):

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Сотрудничество

13

«Чудо Преображения»

Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения, придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.

Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера.

Работа в четверке

(развивающий):

«Чудо Преображения»

Ресурсный круг:

«Как преображение человека помогает преображению земли?»

Преображение

Умирение

Общерусская святыня

14

«Соловецкий монастырь – чудо России»

Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.

Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Соловецкий монастырь – одно из чудес России»

Духовный подвиг

15

Храм Покрова на Нерли

(5 часов)

Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)

На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся.

Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме.

Ресурсный круг:

«Когда я бываю в храме?»

Гармония

Духовность

Умиротворенность

16

«Покров Пресвятой Богородицы»

Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа.

История образа «Покров Пресвятой Богородицы»

Работа в четверке

(развивающий):

«Покров Пресвятой Богородицы»

Образ Богоматери

Покров

17

«На святом месте»

Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.

История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды.

Мнемотехника

(развивающий):

«На святом месте»

Ресурсный круг:

«Белый храм у чистой воды»

Душевная чистота

Безгреховность

Мир природный

18

«Храм Покрова – символ гармонии»

Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Архитектурные секреты храма»

Гармония

Мир рукотворный

Примирение

19

«Храм покрова на Нерли - одно из чудес России»

Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.

Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба)

Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде»)

Работа в четверке

(развивающий):

«Храм Покрова – символ гармонии»)

Ресурсный круг:

«Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?»

Памятник русского и мирового искусства

20

Икона «Живоначальная Троица»

(5 часов)

Икона «Живоначальная Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев»

Обратить внимание на особенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица»

Чем является икона в православной традиции? А. Рублев.

Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России.

Ресурсный круг:

«Что значит икона в твоей жизни?»

Чудотворные

Образ

Смысл

Святой

Обет

Духовный подвиг

21

«Путешествие в мир иконы»

Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы.

Что изображено на иконе?

«Язык» иконы.

Дерево, храм, гора.

Работа в четверке

(развивающий):

«Путешествие в мир иконы»

Единство

Нераздельность

Неотмирное единство

22

«Звенящие краски иконы»

Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесному, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы.

Духовный смысл иконы. Цвет. Краски.

Нераздельность Троицы.

Работа в четверке

(развивающий):

«Звенящие краски иконы»

Нераздельность

Горний мир

Завершенность

Вечность

23

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся.

Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы»

24

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации.

Почему икона А.Рублева является чудом России?

Ресурсный круг:

«Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?»

25

Московский Кремль

(5 часов)

«Щит военный.

Щит духовный».

Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».

Московский Кремль – щит военный, щит духовный.

Работа в четверке

(развивающий):

«Щит военный, щит духовный».

Щит военный

Щит духовный

Общероссийская светница

26

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками.

История Кремля. Исторические памятники Кремля.

Работа в четверке

(развивающий):

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

Историческая память

27

«Московский Кремль – центр государства»

Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.

Кремль – центр российской государственности. Символы государства.

Работа в четверке

(развивающий):

«Московский Кремль – символ Российского государства»

Резиденция

Государственные регалии

Символы государства

Вера и Правда

28

«Хранитель истории, доблести, славы».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами.

Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата.

Мнемотехника

(развивающий):

«Хранитель истории, доблести, славы».

Связь времен

29

«Московский кремль – чудо России»

Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.

В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России?

Ресурсный круг:

«Путешествие по Московскому Кремлю»

Работа в четверке

(оценивающий):

«Московский Кремль – чудо России».

Центр истории;

Общерусская святыня;

Шедевр культуры;

Символ государства

30

Летописи

(4 часа)

«Первые летописцы и первые летописи»

Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.

Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых.

Работа в четверке

(развивающий):

«Какими были первые летописцы?»

Национальное достояние;

Исторические источники;

Книжники;

Летопись;

Мудрость;

Патриотизм.

31

«Как писали и украшали летописи?»

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)

Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.

Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи?

Мнемотехника

(развивающий):

«В келье летописца»

Работа в четверке

(развивающий):

«Рождение летописи»

Житие

Сказание

Слово

32

«Преподобный Нестор и его летописи»

У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России.

Преп. Нестор «Повесть временных лет»

Пр. Нестор и наш край.

Работа в четверке

(развивающий):

«Первый летописец»

Энциклопедия древнерусской истории, литературы

«Повесть временных лет» - чудо России.

33

«Летописи – чудо России».

Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент: летописи учат добру, справедливости.

Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи?

Работа в четверке

(оценивающий):

«Чему нас могут научить летописи?»

Ресурсный круг:

«Летописи – чудо России».

34

Семь чудес России

(обобщающий урок)

1 час

Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета.

Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло-Белозерский монастырь – крепость государства.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Семь чудес России»

Ресурсный круг:

«Что значат для тебя семь чудес России?

6 класс

«Слово и образ Отечества» (34 часа)

урока

Раздел

Темы уроков

Цели и задачи

Содержание,

вопросы

Активные формы обучения

Социокультурный ряд

1

Слово и образ Отечества

(10 часов)

Отечество

(Вводный урок)

Мотивация учеников на дальнейшее изучение предмета «Истоки». Учитель начинает формировать у учащихся социокультурные представления о Родине, образе Отечества. Обогащение духовного опыта учащихся. Ощущение своих истоков, необъятного пространства, особого положения между Западом и Востоком.

Что такое вечные ценности, что вы к ним относите? Что значит образ Отечества? Отечество – земля отцов. Отечество – ширь просторов. Мир между Западом и Востоком. Отечество – связь времен. Едино, но многолико.

Ресурсный круг:

«Слово о Родине»

Отечество

Родина

Отчизна

Соотечественник

Самобытность

Необъятное пространство

Единство

Образ

2

Святая Русь

Подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли, что Отечество – Святая Русь. Учащиеся осмысляют, что Святая Русь – это идеал земного устроения, хранительница православной веры.

Почему Русь Святая?

Духовно-нравственный идеал русского народа. Цвета, звуки, образы Отечества.

Развивающее занятие:

«Святая Русь»

Святая Русь

Добродетель

Норма жизни

Духовно–нравственный идеал

Цвета Отечества

Звуки Отечества

3

4

Столица

Стольный град Москва

Формирование представления о столице нашей Родине. Восприятие Москвы как центра, собора земель русских, «третьего Рима». Осознание идеи «Москва – третий Рим». Проследить, как обогатилось представление учащихся о столице на основе знаний, полученных на уроках в 5 и 6 классах.

Почему главный город именуют столицей?

Москва – собор земли Русской.

Москва – третий Рим.

Москва – слово в камне.

Развивающее занятие:

«Москва – третий Рим»

Мнемотехника

«Стольный град Москва»

Стольный град – столица

Собор земли Русской

Святыня

Образ небесного града

Вселенское пространство

5

Ядро земли Русской

(Золотое кольцо России)

Понимание истории нашего Отечества через социокультурные ценности. Формирование образного представления о междуречье Волги и Оки – как ядре земли русской. Подвести учеников к выводу, что в каждом из святых соединились образы воина-заступника, молитвенника, мудреца.

Края и земли. Междуречье Оки и Волги – ядро земли Русской. Три великих образа: кн. Александр Невский, пр. Сергий Радонежский, пр. Андрей Рублев. Владимирский образ Божией Матери.

Оценивающее занятие:

«Три великих образа»

Края

Земли

Ядро земли русской

Воин-заступник

Великий молитвенник

Мудрец

6

Северная Фиваида

(возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала)

Учащиеся выходят на новую ступень понимания сути духовной жизни. Углубляется и закрепляется социокультурный опыт при изучении темы.

Северная Фиваида. Образ святых Вологодского и Белозерского края. Духовные центры.

Развивающее занятие:

«Чудный мир иноческий»

Безмолвие

Нестяжание

Уединение

Богомыслие

7

Поморье. Земля Новгородская

У учащихся формируется образ своеобразия, неповторимости Поморья и Новгородской земли. Учащиеся выходят на понимание социокультурных ценностей, понимание духовных идеалов, соединяющихся с земными делами и устремлениями людей.

Поморы – заповедник русской культуры. Особый мир северного края. Великий Новгород, ядро земли Новгородской.

Тихвинский образ Божией Матери.

Развивающее занятие:

«Поморы. Земля Новгородская»

Народное

самоуправление

Общее дело

Сообщество

Государственность

Соборность

Мудрость

Открытость

8

Поволжье. Сибирь. Края и земли.

Восприятие и понимание духовно-нравственных идеалов, которые объединили людей, живущих в разных краях русской земли.

Обобщение по теме «Края и земли».

Многолико и многоязычно Поволжье. «Волга-матушка». Вольница. Казанская икона Божьей Матери. Степан Разин. Путь «Встречь солнцу». Особый образ Сибири. Строгановы. Государева вотчина. Сибирский характер.

Оценивающее

занятие:

«Края и земли»

Многоликость

Разноязычность

«Подрайская землица»

Вольница

Сибирский характер

Многотрудная страна

9

Рубежи и пределы

Формирование представления о рубежах и пределах, восприятие духовно – нравственных идеалов русского народа. Какую ценность они имеют для государства?

Формирование у учащихся образа России, как дома Пресвятой Богородицы.

Границы государства и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Мужество поморов и подвиги преображения. Образы западных рубежей. «Ожерелье земли русской». Смоленский образ Божьей Матери. Образы рубежей южных. Дикое поле. Образы восточных пределов. Камень. Великий океан «Встречь солнцу».

Легенды о запредельном. Образы Беловодья и памяти народной.

Развивающее занятие:

«Рубежи нашего Отечества»

Государственные границы

Образы рубежей

Труд поколений

Своя родина

Духовная сила

Живые рубежи

Вольное казачество

Вольные земли

10

Повторительно-обобщающий урок

«Образ Отечества»

Закрепление знаний, умений, категорий раздела «Слово и образ Отечества». Обратить внимание учащихся на материальное процветание и могущество России, связанное с духовными устремлениями и идеалами русского народа. Учащиеся должны увидеть приоритет вечных, неизменных ценностей российской цивилизации.

Духовно-нравственные идеалы Отечества. Образ Отечества.

Ресурсный круг:

«Образ Отечества»

Ценности

Образ Отечества

11

Слово и образ малой родины

(12 часов)

Город. Семейство русских городов

У учащихся формируется представления, образные, историко-культурные характеристики городов, как центров. Актуализация социокультурного опыта, полученного учащимися в изучении предыдущей темы. Дети учатся работать в номинальной группе, приобретая более высокие навыки: коммуникативные, социокультурное развитие группы.

Семья русских городов. Покровители городов. Назначение города.

Не стоит город без праведников.

Развивающее занятие:

«Семейство русских городов».

Города:

Княжеские

Уездные

Города-заповедники

Заштатные

Святые покровители

Оборонительные сооружения

Хранители культуры

12

С чего начинается город? Кремль. Посад.

На основе полученных в 5 классе знаний (тема «Московский Кремль») учащиеся закрепляют представление о значении Кремля как центра духовного и политического. Учащиеся выходят на уровень целостного восприятия образа города, его центра и окраин (посадов).

Городская среда. Кремль. Значение Кремля. Посады. Малые миры большого города.

Ресурсный круг:

«В Кремле»

Кремль-детинец

Крепость Божия

Посад

Слобода

Конец

Братчина

13

Духовная жизнь города. Собор. Площадь.

Формируется образ города, как центра духовной жизни. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся.

Собор: собор людей, святых и святынь. Соборная горка. Площади города. Храмы. Православная топонимия русского города.

Оценивающее

занятие:

«Торговая площадь»

Развивающее занятие

«Храмы города»

Собор

Соборность

Епархия

Площади:

Торговая

Соборная

Сенная

Парадная

Духовный центр

14

Храмы города

Формируется представление, образ социокультурного мира, внутреннего порядка города: улиц, переулков. Учитель должен подвести учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

Храмы

Развивающее занятие:

«Храмы города»

Храмы города

15

Образ города

Дается представление об образах земель неведомых, городах легендарных как жизненном идеале русского народа, где гармонично соединились небесное и земное. Учащиеся опираются на знания урока: «Святая Русь». Учащиеся воспринимают идею святости и праведности как одной из составляющих феномена Русской цивилизации.

Города легендарные – град Китеж.

Мнемотехника «Образ города»

Праведная земля

16

Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан

Формируется представление, образ социокультурного мира, внутреннего порядка города: улиц, переулков. Учитель должен подвести учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

Улица: застройка, название, мир улиц. Переулки и дворы. Памятные места города. Поклонная гора. Образ города с поклонной горы.

Ресурсный круг «Жизнь горожан»

Мир улиц

Дворовое братство

Памятные места

Поклонная гора

17

Деревня

Углубление образного представления о деревне (преемственность со 2 классом) и других типах сельских поселений. Развивается целостное представление о сельском образе жизни.

Образы деревни, села, починка, погоста. Типы поселений, планировка. Деревенская околица. Образы сельского храма и часовни.

Оценивающее

занятие:

«Сельские поселения»

Деревня

Село

Погост

Починок

Заимка

Торжок

Слобода

Сельский храм и часовня

18

«Памятные и приметные места. Гора.

Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе.

Гора. Горы в Библии. Гора – место молитвы и духовного прозрения. Горы-памятники. Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи.

Развивающее занятие:

«Гора – место важнейших событий в священной истории»

Памятные места

Приметные места

Гора

Дерево

19

Камень. Родник. Дерево.

Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе.

Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем. Родник. Легенды о родниках. Святой источник.

Оценивающее

занятие:

«Образ камня в Библии»

Камень

Камень-следовик

Камень преткновения

Камень основания

Родник

Источник

20

Остров. Озеро.

Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе

Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.

Озеро. Великие озера. Святое озеро. Излучина. Лука. Лукоморье.

Развивающее занятие:

«Остров и озеро»

Остров – иной мир

Остров Буян

Прообраз новой земли и нового неба

Озеро

Святые озера

Излучина

Лукоморье

21

Образ деревни

Углубление образного представления о деревне (преемственность со 2 классом) и других типах сельских поселений. Развивается целостное представление о сельском образе жизни.

Мнемотехника «Образ деревни»

22

Обобщающий урок «Слово и образ малой родины»

Ресурсный круг:

урок «Слово и образ малой родины»

23

Слово и образ времени

(9 часов)

Младенчество и детство

Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения.

Век – вечность.

Век – жизнь.

Жизненный круг. Первое семилетие: младенчество и детство. Познание родного очага.

Ресурсный круг:

«Главные события детства»

Век

Жизненный круг

Семилетие

Имянаречение

Крещение

Крестные родители

24

Отрочество и юность

Учащиеся должны выйти на восприятие, осознание и прочувствование каждого времени: человеческой жизни, времен года и.т. д.

Развитие коммуникативных и управленческих навыков.

Второе семилетие: отрочество. Третье рождение. Участие в делах семьи. Третье семилетие: юность. Вступление во взрослую жизнь. Твердое владение всеми навыками труда.

Ресурсный круг

«Отрочество и юность»

Отрочество

Обучение грамоте

Книжная мудрость

Покаяние

Исповедь

Причастие

Юность

Обручение

Венчание

Брак

25

Зрелость. Пожилые и старые»

Развитие индивидуума, группы. Преемственность с «Истоками» 2-го и 3-го классов.

Семилетия зрелости. Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Пожилые и старые. Почитание родителей. Хранители устоев семейного очага. Наказы стариков.

Развивающее

занятие:

«Пожилые и старые»

Зрелость

Отцовство

Материнство

Мастерство

Пожилые

Старые

Старцы

Молитвенники

Хранители устоев

26

Жизненный круг

Учащиеся должны выйти на восприятие, осознание и прочувствование каждого времени: человеческой жизни, времен года и.т. д.

Развитие коммуникативных и управленческих навыков.

Развивающее занятие:

«Жизненный круг»

27

Год и Лето. Годичный круг.

Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения.

Год и место.

Год январский.

Образ Христа.

Год сентябрьский. Образ Богородицы.

Год мартовский.

Образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники.

Народный месяцеслов.

Оценивающее

занятие:

«Годичный круг православных праздников»

Год

Лета

Новая эра

Господские,

Богородичные праздники

Возрождение природы

Месяцеслов

28

«Зима. Весна. Лето. Осень».

Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения.

Зима: «умирание природы». Рождество.

Весна: пробуждение природы. Масленица.

Великий пост. Пасха.

Лето: полнота возрожденной природы. Троица. Спас. Преображение.

Осень: угасание природы. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста. Покров.

Развивающее

занятие:

«Образ праздника»

Духовное начало мира

Святки

Духовное очищение

Великое водосвятие

Масленица

Великое обновление

Великий Пост

Пасха

Полнота возрожденной жизни

29

Самый светлый праздрик

Развивающее занятие:

«Духовный смысл дней недели»

Ресурсный круг:

«В жизни всему свое время»

Всему свое время.

У Бога живы все. Каждому времени своя пища.

Развивающее занятие

Самый светлый праздник

Пасха.

Родительская суббота

Радоница

Пища: будничная, праздничная, ритуальная, постная, скоромная пища.

30

Седьмица и день

Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы.

Развивающее

занятие:

«Духовный смысл дней недели»

Седмица

31

День и час

День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь.

Час и мгновение.

Развивающее занятие:

«Особые дни годичного круга»

День

Час

Мгновение

32

33

Обобщающее повторение

(в форме активного экзамена)

Наше Отечество

Учащиеся обобщают знания по курсу 6 класса «Слово и образ Отечества». Выясняют и закрепляют: в чем проявилась самобытность России в прошлом, настоящем? Формирование коммуникативных, управленческих, социокультурных навыков.

Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. Российское пространство и время, целостность и единство. От большого к малому. Время творит образы. Особый образ Российской цивилизации.

Активный экзамен:

«Наше Отечество»

Ресурсный круг:

«Живя минутой, не забывай о вечном».

Повторение категорий всего курса за 6 класс.

34

Слово и образ России

Учащиеся обобщают знания по курсу 6 класса «Слово и образ Отечества».

Слово и образ Отечества. Российская цивилизация.

Ресурсный круг

«Слово и образ России»

Повторение категорий всего курса за 6 класс.

Тематическое планирование

7 класс (34 часа)

урока

Раздел

Темы уроков

Цели и задачи

Базовые категории

Методы и

активные формы обучения

1

Введение

(2 часа)

Высокий смысл человеческой деятельности.

В чем земные дела человека проявляются? Высокий смысл основных видов человеческой деятельности: Труд, Служение, Творчество.

Труд

Служение

Творчество

Беседа с опорой на знания и опыт учащихся; работа с учебником.

Ресурсный круг

«Человек живёт в делах»

2

Предназначение своего дела.

Что такое сословие?

Со-словие – люди, живущие в согласии со словом, предназначением своего дела.

Семь главных дел сословия

Традиции дела

Беседа с опорой на знания детей.

Развивающее занятие «Семь главных земных дел человека»

3

Крестьянство

(5 часов)

Крестьянское сословие. Крестьянское дело.

Крестьянское сословие – опора и кормилец Отечества.

Традиционные признаки российского крестьянина. Кто такой крестьянин? Какой труд именуется праведным?

Крестьяне-земледельцы

Крестьянская община

Кормить свою страну,

свою семью.

Опора семьи и Отечества

Хранитель и защитник традиций

Беседа с опорой на знания и опыт, приобретенные на предметах истоков, истории.

Развивающее занятие «Кто такой крестьянин»

4

Какое Слово скрыто в крестьянском деле?

Крестьянское дело – основное и дополнительное.

Крестьянин и крестьянка.

Семейное, общественное, государственное служение крестьянина.

Многообразие крестьянского дела

Преображение (возделывание) земли

Восприятие фактов на основе социокультурных, значимых категорий. Работа со схемой №1 и №2 учебника (самостоятельная работа, анализ, выводы).

Развивающее занятие «Крестьянское дело».

Д/з: сочинение-рассуждение

«Как отцы и деды, так и мы»

5

Духовные основы крестьянского дела.

Великое слово крестьянского дела, в чем оно скрыто? Многозначный смысл крестьянских дел.

Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

Крестьянин – центр святорусской земли

Мудрость крестьянского дела

Беседа, работа с учебником; подобрать пословицы, поговорки, метафоры о крестьянском труде; народный фольклор.

Оценивающее занятие«Правила крестьянского дела и образ жизни»

6

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

Единство человека и природы – главная особенность труда и жизни крестьянина. Как в крестьянском труде живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

Единство человека и природы

Носитель и хранитель православных традиций

Духовный смысл крестьянского дела

Беседа с опорой на знание и опыт учащихся.

Развивающее занятие «Верность слову»

7

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле? Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве. В чем отличие сельскохозяйственных специальностей от традиционных крестьянских умений.

Единство дела, предназначения и высокого духовного смысла

Беседа, сравнение труда современных жителей села и крестьянства в прошлом. Работа с видео и аудио рядом.

Развивающее занятие:«Традиции земледельческого труда»

8

Мастера – ремесленники

(5 часов)

Старинные сообщества ремесленников.

Кто такие ремесленники? Старинные сообщества ремесленников. Что делает ремесленник? Важнейшие признаки ремесленника. Каждого ли человека можно назвать ремесленником?

Ремесло

Преображение природного материала

Концы, слободы

Артели, цеха

Мастер

Подмастерье

Ученик

Мастер уважал и сохранял традиции

Беседа с опорой на опыт и знания учащихся. Работа с учебником, иллюстрациями.

Развивающее занятие: «Кто такой ремесленник?» (признаки)

9

Ремесленники и рабочие

Почему мануфактура и фабрика не вытеснили ремесленника. Ремесленник и рабочий. «Очеловечивание»

производительного труда.

«Очеловечивание» труда

Рабочий – продолжатель традиций ремесленника

Беседа на тему: «Что помогало мастеру создавать свои изделия?»

Развивающее занятие: «Что отличает ремесленника от рабочего?»

10

Дело мастера боится.

Смысл ремесла – преображение природных материалов. Глубокое знание материала, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерства.

Глубокий знаток материала

Хранитель секретов

Умелец, художник, творец

Развивающее занятие «Дело мастера боится». Работа со схемой №3 (учебник)

11

Жизненные уроки ремесла

Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов и действий мастера.

Храмы – творения мастеров.

Уроки ремесла

Одухотворение

Соборность

Беседа, работа с учебником; подобрать пословицы, поговорки, метафоры о труде ремесленника, материалах, которыми он работал.

Развивающее занятие: «Жизненные уроки ремесла»

12

Храмы – творение мастеров.

Ремесло – осознанное действие, творчество, создание того, чего нет в окружающей природе. Вечное предназначение мастера-ремесленника. Слово его дела.

Осознанное действие ума, чувств, души и мастерства Мир рукотворный преображает мир природный

Беседа.

Оценивающее занятие «Храмы – творение мастеров». Ресурсный круг «Слово мастера-ремесленника»

13

Купцы и предприниматели

(5 часов)

Купцы, гости и иные деловые люди.

Кто такие купцы? Купцы, гости, деловые люди. Сотни, гильдии. Предприниматели. Роль купечества для Отечества: торговля, воины, открытие путей, информация.

Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.

Сословие деловых людей.

Купец, гость

Сотня

Коробейники (офени)

Предприниматели

Создание индустриального общества

Сословие деловых людей

Беседа на основе опыта и знаний учащихся (истоки, литература, история). Работа с учебниками, аудио- и видеорядом.

Развивающее занятие: «Роль купечества для Отечества»

Д/з: изобразить, каким вам представляется купец (с объяснением)

14

Дело купца и предпринимателя

Производственное, коммерческое, финансовое предпринимательство. Деловые люди и менеджеры.

Основы успеха предпринимательства.

Что соединяет предприниматель?

Соединение в своем деле природных ресурсов с производственными, финансовыми, трудовыми

определяло развитие экономики Отечества.

Творец и новатор экономической деятельности

Беседа.

Индивидуальные сообщения.

Развивающее занятие «Стратегия дела»

15

Наживать добро или творить добро?

Деятельность купца и предпринимателя. Искушение – жизненный спутник делового человека.

Нравственное правило российского предпринимательства.

Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много раздал

Рассчитать – предугадать Стратегия и тактика дела Выгода и благо

Богатство и добро

Беседа.

Индивидуальные сообщения.

Работа с пословицами, поговорками о труде купца.

Развивающее занятие: «Наживать добро, или творить добро?»

16

Деловые люди - в чем их Слово?

Слово деловых людей.

Наше национальное достояние.

Династии российских предпринимателей.

Национальное достояние

Служить благу и расцвету родной земли

Славить свое Отечество

Династии

Трудолюбие, расторопность, честность

Сообщения.

Видеоряд, работа с учебником, краеведческим материалом.

Развивающее занятие «Национальное достояние»

Схема №4 (учебник)

17

Слово деловых людей

Правила чести российского предпринимателя в прошлом и настоящем. Духовный смысл торговли и предпринимательства. Образ современного предпринимателя.

Праведный труд

Дарение и милость

Слияние воедино Божьего дара с земными делами ради создания товара

Составить правила чести для современного предпринимателя.

Ресурсный круг: «В чём состоит Слово в деле купца и предпринимателя?»Оценивающее занятие «Слово деловых людей»

Д/з: описать (или зарисовать) образ современного предпринимателя

18

Высокий смысл Труда

(активный экзамен)

Труд: земледелие – чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло – чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство – чтобы доставить товары и произвести новые.

Активный экзамен:

«Высокий смысл Труда»

19

20

Воинство

(5 часов)

От дружины до вооружённых сил

Защищать свою землю – право и долг каждого человека (гражданина). Народное ополчение. Стрелецкое войско. Казаки. От дружины к Вооруженным силам. Регулярное войско и морской флот. Рода войск. Военные чины. Надежный щит Отечества.

Право и долг

Надежный щит Отечества

Один в поле не воин

Ресурсный круг: «Что значит служить Отечеству?»

Развивающее занятие «Надёжный щит Отечества»

21

Атрибуты воинства.

Флаг, стяг, знамя – как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Флаг, стяг, воинская честь

Беречь флаг как святыню Мундир – особая одежда Знак чести воина – погоны Знаки доблести и праведной службы

Беседа, индивидуальные сообщения, работа с учебником.

Развивающее занятие:«Знаки праведной службы»

22

Воинские заповеди.

Воинская традиция Отечества: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала…

Воинские традиции

Воинские заповеди

Работа с учебником.

Сопоставить заповеди воина с Божьими Заповедями.

Развивающее занятие «Воинские заповеди»

Д/з: сочинение – рассуждение по одной из воинских заповедей

23

В чём смысл воинского служения (варианты: урок-встреча; урок-экскурсия; музейный урок).

В чем смысл воинского служения?. Характер войны. Подвиг воинского служения. Слово воинства – «Не убий». Современный солдат – хранитель традиций воинства русского.

Рядовой воин, ополченец

Офицер, полководец

Характер войны

Война есть зло

Подвиг воинского служения – защищать

Беседа.

Развивающее занятие:

«Каждый воин должен знать свой манёвр»

Работа с учебником (схема №5)

24

Хвала подвигу, позор разбою

Воинское служение в служении Отечеству. Хвала подвигу, позор разбою

В руках воинства судьбы всего мира

Оценивающее занятие «Воинское служение Отечеству»

Развивающее занятие «Ради жизни на Земле»

25

Священство

(5 часов)

Священство: дар и служение

Священство:

дар или служение.

Таинство рукоположения – начало служения. Смысл священства – служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения служения.

Священство

Рукоположение

Дар служить Богу и ближнему

Беседа, работа с иллюстрациями, просмотр фрагмента видеофильма.

Развивающее занятие: «Дар служения».

26

Священнослужи-тели и церковно-служители.

Священнослужители и церковнослужители (белое духовенство). Церковные чины: диаконы, иереи, архиереи. Великое слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение в душе своих духовных детей. «Батюшки» и «матушки» – их совместное служение ближнему.

Священнослужители

Церковнослужители

Шесть таинств

Богослужение

Учить основами веры

Попечение о душе

Право церковного правления

Право церковного суда

Беседа.

Работа с иллюстрациями.

Работа с учебником (схема №6).

Развивающее занятие:«Кровные родители и священники»

27

Монашество.

Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Феномен монашества – уход от мира и служение миру.

Монахи, иноки

Обеты: нестяжания, целомудрия, послушания

Духовный и телесный подвиг

Служить миру Верой и Правдой

Беседа на основе знаний и опыта, полученного за предыдущие годы.

Работа с учебником (схема №6).

Развивающее занятие:

«Монашество как служение».

28

Священство как сословие

Священство, как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство. Символы предназначения и служения священства.

Духовное воинство

Одеяние

Иерархия

Предстояние

Крест и молитва

Дар Святого Духа

Одеяния – «броня» веры, любви, праведности

Беседа.

Видеоряд.

Работа с учебником.

Развивающее занятие): «Священство как сословие»

29

Духовное воинство

Священство как сословие. Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность – сословные признаки священства. Исторические испытания священства.

Благословение

Сеять доброе семя

Спасать для жизни вечной

Беседа.

Привлечение житийной литературы о подвигах и исторических испытаниях священства.

Оценивающее занятие: «Духовное воинство»

30

Служение Отечеству – особое предназначение человека

(2 часа)

Церковь – «и врата ада не одолеют её»

Служение Отечеству и творчество – особые предназначения человека.

Их Слово и Дело. Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту. Нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.

Государственное служение

Творчество

Земной порядок

Защита

Справедливость

Присяга

Праведный суд

Отеческая власть

Внутренний и внешний подвиг

Беседа: обобщение опыта и знаний, приобретенных за учебный год.

Работа с учебником (схема №8, 9)

Развивающее занятие:«Церковь – «и врата ада не одолеют её»»

3132

Высокий смысл Служения

(активный экзамен).

Оценивающее занятие (активный экзамен): «Высокий смысл служения»

33

Служение Отечеству – особое предназначение человека

Служение: воинское служение – чтобы защитить Отечество; священнослужение – чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд – чтобы обеспечивать порядок и справедливость.

Активный экзамен:

«Великий смысл Служения»

Ресурсный круг:

«Что я могу сделать для Отечества»

34

Тематическое планирование в 8 классе

п\п

Тема урока

Основные понятия

Доп. материал,

доп. литература

Домашнее

задание

Методы и

активные формы обучения

ТВОРЧЕСТВО: ДУХ И ФОРМЫ

1.

О Творце и человеке

Дух и форма творчества,

миры образов, дары сердца и духа

Стр.3-4

прочитать

Развивающее занятие: «О творческом начале в человеке»

2.

О творце, творчестве и творении.

Творец, Слово Божие, сотворят, созидать, созерцать.

В.И.Даль

И.А.Ильин

Стр.7-10

пересказ

Развивающее занятие: «Дар созерцания»

3.

О таланте

Талант, вдохновение,

озарение, старание

Стр.10-11

пересказ

Развивающее занятие: «О таланте»

4.

Спутники творчества.

Слово, молитва, послушание, безмолвие,

скит, нестяжание

Нил Сорский

Стр.12-17

пересказ

Развивающее занятие «Вдохновение»

5.

Языки творчества.

Язык духа.

Н.М.Карамзин

Развивающее занятие «Язык безмолвия – язык духа»

6.

Язык разума.

В.В.Верещагин

Стр.17-19

пересказ

Оценивающее занятие «Язык духа и разума»

7.

Языки звуков

Свой язык, свой смысл, народные песни, плачи, страдания, причеты, частушки, обрядовые песни, романсы, песни, вальсы

Л.А.Русланова

Стр.19-21

Пересказ

Развивающее занятие «Языки звуков»

8.

Языки без слов.

Язык жеста. Как служат жесты.

Жесты: общие, указательные, этикетные

Стр.24-27

пересказ

Развивающее занятие «Язык жеста»

9.

Как прочитать жест?

Рукопожатие, подбочениться

Стр.27-28

пересказ

Оценивающее занятие «Жест в слове»

10.

Мотивы творчества.

К творчеству призвало сердце.

Потребность, закон

Ярослав Мудрый

У.И.Бабкина

Стр.29-32

пересказ

Развивающее занятие «Творчество по велению сердца»

11.

К творчеству призвала любовь.

Развивающее занятие «Любовь как основной мотив творчества»

12.

К творчеству призвало Отечество.

В.И.Лебедев-Кумач

Стр.32-34

пересказ

Оценивающее занятие «Любовь к Отечеству»

13.

Истоки законотворчества.

Жить по закону.

Традиции, законы, земной закон

Стр.35-39

пересказ

Развивающее занятие «Что значит жить по закону»

14.

Жить по справедливости.

Артель-союз равноправных, семья, мир, братство, соседи.

Стр.40-42

пересказ

Оценивающее занятие «Об идеалах»

15.

О правде.

Долг перед Богом, перед Отечеством, перед ближним; благо.

Стр.42-44

пересказ

Развивающее занятие «Жить поправде»

ИСТОКИ ОБРАЗА

16.

Истоки образа.

Творение образов Божественного мира.

Симон Ушаков.

Мир образов, художник-творец, иконописец,

живописец, архитектор, скульптор, образ,

«живоподобие»

Симон Ушаков

Стр.45-52

пересказ

Развивающее занятие «Московская школа иконописи»

17.

Храм как образ Божественного мира.

Алтарь, купол, иконостас, столпы

Церковь живоначальной троицы

(в Согоже)

Стр.52-57

пересказ

Оценивающее занятие «Храм как образ Божественного мира».

18.

Образы Божественного мира.

Алтарь, купол, иконостас, столпы.

Стр.58-63

пересказ

Развивающее занятие «Образы Божественного мира»

19.

Образы мира природного. Инструментарий художника.

Звук, свет, тьма, цвет, форма, пейзаж, натюрморт

Развивающее занятие «Лесной богатырь-художник»

20.

Образы мира дольнего

Развивающее занятие «Что мы видим в образе мира дольнего»

21.

Образы мира мифопоэтического.

Мир «узорочья».

Былины, предания, легенды, песни, сказки,

узорочье, вышивка

Вологодское кружево,масло

Стр.63-65

пересказ

Развивающее занятие «язык узоров»

22.

Образы мира человеческого. Как Василий Суриков создавал образ героя.

Реликвии, типаж, казачество, войсковой круг, личное оружие, нагайка

В.И.Суриков

Стр.66-72

пересказ

Оценивающее занятие «Образ героя»

23.

Как каждое сословие творило свой образ

Развивающее занятие «У каждого сословия свой образ»

24.

Как творили образ невидимого.

Образ власти, пути, ориентация

Стр.72-75

пересказ

Развивающее занятие «Творение невидимого мира»

25.

Посмотрим на самого себя

Талант, до-видение,

дар художественного видения, образы

Стр.76

повторить,

отв. на вопр.1-8

Развивающее занятие «Псмотрим на самого себя»

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА

26.

О сути научного творчества.

Прямые пути, пути извилистые

Стр.77-84

пересказ

Развивающее занятие «Как проявляется творчество разума»

27.

Знания донаучные и вненаучные.

Знания донаучные и вненаучные

Стр.84-86

пересказ

Развивающее занятие «Знания донаучные и всенаучные»

28.

Научные знания

Систематизация, научная революция, понятия, факты, теории, закономерности, гипотезы, обоснования,

эксперименты, философия

Развивающее занятие «Научные знания»

29.

Во имя чего наука познает мир.

Д.И.Менделеев

В.И.Вернадский

Стр.91-92

пересказ

Развивающее занятие «Во имя чего наука познаёт мир»

30.

Техническое творчество.

Изобретатель: истоки, дела, благодарность.

Технологии, коммуникации

И.П.Кулибин

Стр.93-96

пересказ

Оценивающее занятие «Изобретатель»

31.

Творчество просветителя.

Просветительство,

письменность Книгоиздатели, рисовальщики,

Печатники

Иван Федоров

книгопечатник

Стр.97-100

пересказ

Развивающее занятие «Духовные просветители»

32 33.

Истоки творчества.

Мотивы творчества,

Характер творчества, дух, смысл, форма, труд, верность, слово, терпение

К.Д.Ушинский

И.Д.Сытин

Стр.100-103

пересказ

Оценивающее занятие Активный экзамен «Истоки творчества»

34.

Обобщение курса

Что значит быть творческим человеком?

Развивающее занятие «Что значит быть творческим челловеком?»

Тематическое планирование в 9 классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Введение

2

1

Различные взгляды на Истину

2

Выбор пути к Истине

Пути к истине: взгляд человеческий

7

3

Любовь и семья

4

Слава и успех

5

Власть

6

Богатство

7

Знание

8

Радость и удовольствие

9

Духовная радость и спасение

Начало пути к Истине: неотмирные и плененные

8

10 - 11

Нищие духом и самоуверенные

12 - 13

Плачущие и самодовольные

14 - 15

Кроткие и тщеславные

16 - 17

Правдолюбцы и приспособленцы

Дела на пути к Истине: деятели и дельцы

8

18 - 19

Утешители и жестокосердные

20 - 21

Благодетели и угнетатели

22 - 23

Миротворцы и сеятели вражды

24 - 25

Труженики и живущие за счёт других

Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные

7

26 - 27

Чистые сердцем и окаменевшие

28 - 29

Беспокойные и равнодушные

30, 31, 32

Гонимые за правду и малодушные

Заключение

2

33

Вера и рассудок

34

Идеалы Истины

7.   Методические и учебные  пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  4. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  5. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  6. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2011).
  7. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  8. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  9. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  10. Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  11. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).
  12. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).
  13. «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).
  14. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).
  15. «Истоки»-8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 10, 2010, с.181-264).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...