Экскурсия по Свято-Успенскому кафедральному собору г. Омска
статья по теме
Предлагаю ознакомиться с историческими материалами по Свято-Успенскому кафедральному собору г. Омска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Суркова Г.В.
Экскурсия по Свято-Успенскому кафедральному собору г. Омска
Храм – Дом Божий. В храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники, а бедные просили милостыню. Православный храм делится на три основные части: притвор, средняя часть и алтарь. Притвор – славянское слово, которое означает. Над притвором обычно строится колокольня или звонница.
Вторая самая большая часть православного храма – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В самом центре стоит аналóй – это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, на нем лежит икона праздника. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду. Перед иконами возжигают лампады и свечи, которые ставятся на подсвечники. В центре храма находится иконостас. Средние врата в иконостасе, ведущие в алтарь называются Царскими вратами. Через них во время Таинства Причащения священник выносит чашу со Святым Причастием.
Алтарь означает Царство Небесное, это главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным и женщинам. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле. Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраивают клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие. В средней части храма, у клиросов, стоят хоругви – иконы, прикрепленные к длинным древкам. Хоругви носят во время крестных ходов как церковное знамя. Невозможно вне храма Божия обрести подлинный мир и покой души. В храме человек чувствует сердцем – он стоит перед Богом, Который величественен и вместе с тем любит и слышит нас.
Наша экскурсия посвящена Успенскому кафедральному собору. Он занимает главное место в градостроительной системе г. Омска.
Проект храма был создан архитектором Э. Ф. Виррихом. Храм был пятиглавый, с характерным доминированием ведущей главы, кирпичный, на высоком цокольном этаже, в форме «корабля», крестообразный в плане. Над храмом пятиглавие: шлемовидные купола на цилиндрических барабанах, прорезанных арочными окнами, над алтарём пятигранная конха, над трапезной двускатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы – на куполе, алтаре, приделе и колокольне, кресты восьмиконечные. Современников восхищало богатство художественных приёмов в украшении храма. Насыщенность декоративного узорочья вторит образцам московского зодчества. Стены имеют руст в цокольной части здания, поле стены украшено нишами, переборками, лопатками, сложные карнизы имеют несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками. На окнах первого этажа металлические решётки. Величественность храма, полихромный колорит, красота декора, производили огромное впечатление на видевших его людей. Высокая колокольня трехъярусная, оконные проёмы прямоугольные, ярус звона восьмигранный. Высокий шатёр имеет декорированные окошечки. Луковичная главка на тонкой цилиндрической шейке.
Воздвигнутый храм, замкнув на себе перспективы нескольких улиц, стал одной из главных градостроительных доминант г. Омска, державшей пространство огромной соборной площади. Строился храм в основном на пожертвования граждан города, государственные средства, средства Святейшего Синода и личные пожертвования императора Николая ІІ. Всего на сооружение и украшение храма было потрачено 125000 рублей. Руководил строительством К.А. Лешевич, а после его отъезда с 14 октября 1897 г. новый областной инженер А.С. Эйнарович. 9 сентября 1898 г. трёхпрестольный храм был освящён во имя Успения Божией Матери и назначен кафедральным собором Омской епархии.
При соборе была открыта церковноприходская школа. Закон Божий в ней бесплатно преподавал священник кафедрального собора Н.И. Кощеев. Вокруг собора в 1902 г. были устроены сад и ограда. С начала 1910-х гг. в саду у собора существовали детские площадки, на которых собиралось до 200 человек, с которыми занимались педагоги. Поэтому сад также называли детским. За лето 1915 г. Степным обществом садоводства был распланирован новый сквер у кафедрального собора. Сквер имел свободную планировку в духе стиля модерн. После революций 1917 г. для храма настали не лучшие времена. В феврале 1918 г. издан декрет об отделении церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а так же Архиерейский дом для размещения в нём своих учреждений. Прошёл слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужений один придел. Прихожане на соборной площади провели митинг, разогнанный красногвардейцами. Гонения на церковь и священнослужителей усилились в 1920-х годах. В феврале 1920 г. архиепископ Сильвестр был мученически распят и тайно захоронен. В 1934 г. партийное руководство области решило перестроить Успенский собор в оперный театр. В связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора под руководством А.Д. Лебедева. Акустика была найдена удовлетворительной, но данным планам не дано было осуществиться. 17 февраля 1935 г. на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов было принято решение о сносе здания. Храм был взорван. На уникальной фотографии, хранящейся в фонде Государственного Архива Омской области, видно, что алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключённые внутренней тюрьмы НКВД.
Во второй половине ХХ века на месте храма был разбит сквер, в котором построили светомузыкальный фонтан.
В 1990-х гг. духовенство и широкая общественность г. Омска подняли вопрос о восстановлении разрушенного храма. На рубеже веков главным архитектором г. Омска А.М. Каримовым было предложено восстановить омскую святыню по историческим чертежам. Но потребовалось несколько лет, что бы эта инициатива была поддержана властями и осуществилась. Идея Омско-Тарской епархии о восстановлении храма была публично принята губернатором Омской области Л.К. Полежаевым на встрече с митрополитом в честь 110-летия епархии в марте 2005 г. Летом планировалось начать раскопки. В середине июня 2005 г. генеральный директор НПО «Мостовик» О.В.Шишов обратился в Министерство культуры Омской области с просьбой, в преддверии начала работ по раскрытию фундамента собора, определить методику производства земляных работ с участием специалистов-археологов.
Творческой лабораторией архитектора М.М. Хахаева был выполнен комплекс работ по соотнесению карт старого Омска с современной градостроительной ситуацией. 1 июля приступили к раскрытию фундаментов. Расчистка шла быстрыми темпами и дала массу археологических находок: 16 июля при откачке воды всплыла небольшая деревянная икона с утраченным красочным слоем. Дальнейшие работы привели к главному открытию – захоронению. 20 июля было найдено и вскрыто погребение священномученика Сильвестра.
14 октября состоялась закладка камня в фундамент Успенского собора. Главные технологические и конструктивные решения по строительству собора были предложены НПО «Мостовик». В течение всей стройки приходилось решать нестандартные задачи: хотя старый фундамент не выдерживал расчетной нагрузки, важно было обеспечить его сохранность в процессе строительства. Примитивный подход предполагал бы демонтировать старые полуразрушенные основы, т.к. новый собор опереть на них невозможно. Строители сумели применить технологии, опробованные на строительстве метро и мостов. Оригинальность исполнения заключалась в том, что в основании нового фундамента – буронабивные железобетонные сваи диаметром 1 метр, на них покоится платформа, несущая на себе всю конструкцию храма. Устройство фундамента продолжалось с октября 2005 г. до января 2006 г. Работа на стройплощадке шла круглосуточно и не прекращалась даже в сильные морозы. Второе ключевое решение: нижняя часть храма свободна от технологических помещений и инженерного оборудования. Найденное захоронение священномученика Сильвестра подсказало идею создания нижнего, мемориального храма. Весной 2006 г. началась кирпичная кладка стен. Принято цветовое решение как на эскизах Э.Ф. Вирриха. В Эстонии было найдено предприятие, которое изготовило 100 000 кирпичей ручной формовки. На стройке работали каменщики субподрядной компании «Стройкомплект». В работе им требовалась ювелирная точность: кладка велась параллельно по всему периметру храма. Фотосъёмка и геодезический контроль делались постоянно. Стройка стала ещё и учебной мастерской по освоению работы в старинном стиле. Воссоздание собора стало примером, когда современная техника и старинные приёмы работы не противоречат друг другу. Кровля сооружалась теми же способами, что в древности. Деревянная, покрытая крашеным металлом, так называемая фальцевая кровля, потребовала больших усилий. Высокой квалификации требовали штукатурные работы.
Собор стал памятником благотворительности омичей. Архитекторы и инженеры-проектировщики выполнили все чертежи в качестве вклада в общее дело института «Омскгражданпроект», при этом проектную документацию выдавали параллельно с ходом строительства. Омский Союз предпринимателей и Торгово-Промышленная палата взяли на себя финансирование создания иконостаса. Интерьеры пещерной церкви выполнены на деньги компании «Титан». Компания «Агростройкомплект» изготовила и позолотила купола храма, полы из уральского гранита оплатило предприятие «Винпром». Работы по оснащению здания элекросетями выполнили за свой счёт НПО «Мир» и «Омскэнерго». ОАО «Омкспромстройбанк» заказало колокола в Каменск-Уральский ООО «Пятков и К.». По данным Фонда воссоздания памятника истории и культуры Успенского собора 270 трудовых коллективов, 22 тысячи омичей внесли пожертвования на возрождение памятника.
Всего два года понадобилось для воссоздания этого величественного храма. За это время нашлось немало скептиков, заявлявших, что невозможно за столь короткий срок воссоздать храм. Но по мере того, как росли стены, украшались фасады и венчали храм купола, всё меньше становилось критиков, и весь город с интересом и удивлением следил за событиями на стройке. 25 июля 2006 г. на строительной площадке собора состоялось освящение колокольной группы. В канун Рождества Христова 2007 г. зазвонили колокола возрождаемого Успенского собора. В те же праздничные дни омичи получили возможность увидеть внутреннее убранство храма – в парадном зале Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылась выставка «Святые иконы возрождённого Успенского собора». Все три иконостаса верхнего храма и иконостас в нижнем храме собора выполнены 15 омскими резчиками по дереву из лиственницы и липы. Как и в первоначальном храме, иконостасы покрыты сусальным золотом.
2 марта 2007 г. состоялся подъём опалубки под центральный свод храма. Это полусфера свода диаметром 12 метров с длиной окружности 44 метра. Вес конструкции более 30 тонн. Понадобился специальный кран с 70-метровой стрелой. Затем был поднят и водружён сияющий купол. Подъём центрального купола состоялся 30 марта. К этому времени малые купола, венчающие угловые барабаны храма, были уже установлены. Через несколько дней центральная глава храма увенчалась восьмиконечным крестом. Колокольня вновь стала главной высотной архитектурной доминантой центральной части г. Омска, венчаемая 6-метровым крестом она поднялась на 54 метра. Завершалось строительство установкой уникальных дверей с металлическими барельефными иконами, выполненными в Санкт-Петербурге на фабрике бронзы «Бушнев». В верхней части – храмовая бронзовая икона Успения Пресвятой Богородицы, а створки двери украшают образы Святого Николая Чудотворца и Святой Равноапостольной Марии Магдалины, в честь которых освящены приделы храма. Фасады храма богато украшены декоративными элементами: колоннами, арками, балясинами и др. Фасадам придают праздничность и яркие квадраты изразцов, сделанных в Омске специалистами фирмы «Антамблемент». Храм украсили подзоры – своеобразное металлическое кружево из титанового сплава, которые изготовили мастера компании «Морион» из города Трехгорный Челябинской области.
15 июля состоялось освящение воссозданного собора. Ранним утром тысячи омичей пришли на соборную площадь. Праздник начался с перенесения мощей священномученика Сильвестра Омского в новый храм. Затем состоялась церемония освящения храма и Божественная литургия. Днём на соборной площади проходила праздничная программа, организованная министерством культуры Омской области, в которой приняли участие самодеятельные творческие коллективы.
Мы гордимся Успенским собором, он стал главной достопримечательностью нашего города. Красивый днём он благодаря технологии компьютерной подсветки прекрасен и ночью. Кажется, что храм парит над землей!
Список источников и литературы:
1. Васильева С. Праздник воскрешения храма//Мостовик. – 2007. – № 20. – С. 6-7.
2. Васильева С. Успенский собор: решения и технологии//Мостовик. – 2007. – № 19. – С. 1-3.
3. Лебедева Н. Омский Успенский кафедральный собор//Телеобозрение. – 2007. – № 51. – С. 6-7.
4. Лебедева Н.И. и др. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2007. – 156 с.
5. Лебедева Н.И. История храмов и молитвенных домов Омского Прииртышья. – Омск, 2005. – 302 с.
6.Наталья Лебедева. История омских храмов/ http://www.omsktime.ru/church/html;
7. Омский Успенский кафедральный собор. Научно-популярный сборник. – Омск: Фонд охраны археологического наследия, 2007. – 301 с.
8. Серебрякова Ю.В. Основы Православия: учеб. Пособие. – М.: 2012.
9. Успенский собор: решения и технологии //Мостовик. – 2007. – № 19. – С. 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
Сценарий Пасхального фестиваля "Свет воссиял великий" 2013 год. МБОУ ДОД ЦДТ ст.Ладожской совместно со Свято-Успенским храмом станицы Ладожской
Ежегодный пасхальный фестиваль проводится уже не первый год для детей нашей станицы на Светлой Пасхальной седмице. Школы готовят выступления детей на 10 минут по теме фестиваля. Жюри отмечает всех уча...
Музыка старообрядцев Сибири в образцах, исполняемых клиросным хором кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Новосибирске. Видеозаписи.
После раскола православной церкви вследствие реформ патриарха Никона старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами одноголосное...
История Свято-Успенского храма ст. Новодмитриевской
Историческая справка возникновения Свято-Успенского храма ст. Новодмитриевской...
Главный храм Тамбовщины Спас –Преображенский Кафедральный собор
Спас-Преображенский Кафедральный собор - самый древний православный собор в Тамбовской области и первый каменный храм, возведенный в Тамбове. Начал его строительство епископ тамбовский Питирим в 1694 ...
Кёльнский кафедральный собор
страноведческая презентация по немецкому языку...
Конспект урока по теме "Успенский кафедральный собор"
Конспект урока по теме "Успенский кафедральный собор" для 8 класса...