Проект "Пасха светлая"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Светлая Пасха»
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно – творческий.
Цель проекта: - Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». - Возрождение традиций народной культуры.
Результат проекта: получение новых знаний, творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.
Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Задачи проекта по образовательным областям:
«Познавательное развитие»:
Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
Развивать интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
«Речевое развитие»:
Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
«Художественно – эстетическое развитие»:
Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
«Физическое развитие»:
Содействовать развитию двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.
Задачи работы с родителями:
Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).
Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Подготовительный этап:
Выставка открыток, принесённых из дома,
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Основной этап:
использовались различные виды совместной интегрированной деятельности по реализации образовательных областей.
«Познавательное развитие»:
Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха»,
Игры – эксперименты «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».
Рассказ воспитателя «Подарки от Курочки Рябы».
«Речевое развитие»:
Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце»,
Чтение стихотворения Л. Шишкиной «Апрель»,
Свободное общение,
Обсуждение – выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца,
«Социально-коммуникативное развитие»:
Сюжетно-ролевая игра «Семья»,
Беседа об этических нормах – поздравление с праздником, дарение подарков,
Дидактические игры: - «Узор из мозаики»,
- «Найди одинаковые»,
«Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование «Пасхальный натюрморт»,
Аппликация «Пасхальное яйцо»
Аппликация «Открытка к празднику» .
«Физическое развитие»:
Игры – эстафеты.
Заключительный этап:
- Выставка творческих работ детей – открытки, изготовленные руками детей.
- Игры – эстафеты, хороводные игры.
- Развлечение «Пасха светлая!».
- Консультация для родителей «Пасхальные традиции и игры».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Цель беседы: - Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Ход беседы:
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам».
16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходили друг к другу в гости. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Цель беседы: - Развивать познавательную активность детей; - Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.
Ход беседы: - Сегодня я вам расскажу – почему мы красим яйца. Послушайте мой рассказ: - «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Кто же вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось яйцо: - Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Ожидаемый результат:
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Результат проекта: Творческие работы детей
Игры – эксперименты
Цель игр – экспериментов: - Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление; - Развивать любознательность, стремление к открытиям; - Развивать способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути её решения.
«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
«ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ»
«МЯГКАЯ СКОРЛУПА»
«ВАРЁНОЕ ИЛИ СЫРОЕ?»
Совместная творческая деятельность с детьми «Пасхальный натюрморт»
Цель: - Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.
Ход деятельности: - Апрель – месяц важный, как король. Много светлых праздников он дарит людям!
Веточки вербы, красивая ваза, пасхальный кулич, расписные яйца, ленточки – получился красивый натюрморт (воспитатель составляет натюрморт). Почки вербы – жёлтые, серебристые, как капельки дождика и солнечных лучиков. Всех Весна согреет своим теплом!
И я предлагаю послушать стихотворение Л. Шишкиной «Апрель» (чтение стихотворения).
- А теперь я вам предлагаю нарисовать свой пасхальный натюрморт (дети выполняют задание – рисуют пасхальный натюрморт).
- Молодцы! Какие чудесные работы у вас получились!
Это интересно знать!
Пасха – Светлое Христово Воскресение – древний христианский праздник, основной в христианском богослужебном годе. Пасха отмечается всеми христианами мира. Богословы называют её «царём дней», «праздником из праздников» и «торжеством из торжеств». Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но ив широким бытованием в народной среде представлений о весеннем пробуждении природы. Человек должен встретить Пасху обновлённым духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой следует навести порядок в доме, отбросить все дурные мысли, забыть зло и обиды.
Конспект развлечения для детей 5-6 лет «Светлая пасха!»
Автор: Краснопеева Марина Николаевна.
Тема: «Светлая пасха!»
Цель: 1. Приобщить детей к культуре, традициям и обычаям празднования Светлой Пасхи;
2. Создать праздничное настроение у детей.
Материалы: Эмблемы разрисованных яиц из картона для каждого ребёнка («писанки», «крапинки», «крашенки»), краски, кисточки, вода, заготовки для рисования (три макета яиц из бумаги), горка для катания яиц.
Предварительная работа: Разучить стихотворения с детьми. Подготовить с родителями праздничный стол, раскрасить яйца.
Ход развлечения:
Ведущий: Ребята, здравствуйте! А вы знаете какой праздники бывают весной?
Дети:
Ведущий: Подсказка, в этот день принято красить яйца!
Дети:
Ведущий: Многие жители России считают праздник Пасхи, день Воскресенья Христова – великим днём. В этот день принято красить яйца, печь куличи, одеваться нарядно, биться яйцами, катать их с горки. Если знакомые встречались в этот день ,то говорили друг другу «Христос воскрес!» и отвечали «Воистину воскресе!», обнимались и целовались в знак радостного события.
Чтения стихотворений:
1 ребёнок:
Вот и солнце ярче!
И весна настала,
Птицы прилетели –
Жизнь прекрасней стала!
2 ребёнок:
Убрались мы с мамой,
В доме ни пылинки!
Радостно на сердце –
Ни одной слезинки!
3 ребёнок:
Ну, а мы куличики
С разноцветной крошкой,
Вынули из печки –
Прямо на окошко!
4 ребёнок:
Яйца мы раскрасили –
Целая гора!
Будем , будем биться –
С самого утра!
Ведущий: Правильно сказали ребята, к Светлой Пасхе очень тщательно готовятся: пекут куличи и красят яйца, расписывая их всеми цветами радуги!
Яйца, окрашенные в один цвет, называются – «крашенки», если нарисовать на них какие-нибудь узоры, это будут уже - «писанки». А если яйца раскрашены пятнами – их называют – «крапинки».
Яйцо является символом жизни, любви и надежды! Сейчас мы с вами поделимся на команды. У каждого из вас есть картонное яичко с рисунком. У кого рисунок в крапинку, - в одну команду. У кого рисунок с узорами – в другую. И третья команда – у кого яйца окрашены одним цветом!
(Дети делятся на команды)
Ведущий: Подойдите к столу. У нас с вами есть три заготовки, похожие на большие куриные яйца, краски и кисточки. Задача каждой команды ,разукрасить заготовки так же как и ваши маленькие картонные эмблемы яиц («крашенки», «писанки», «крапинки») .
(Дети выполняют)
Какие красивые работы у вас получились! Молодцы ребята!
Ребята , а вы знаете, что в Пасхальное Воскресенье во многих церквях нашей страны раздаётся колокольный звон. Особенный, торжественный! Этот звон называется «Пасхальный Благовест»! (фонограмма колокольного звона).
Дети читают стихи:
1 ребёнок:
Звенят, звенят колокола!
И к миру призывают…
С молитвой, с самого утра –
Все беды пропадают!
2 ребёнок:
Звенят, звенят колокола,
О сострадании к людям…
Пусть тот кто твёрдо на ногах,
О слабых не забудет!
3 ребёнок:
Звенят, звенят колокола,
К терпенью призывают…
И вера в доброе всегда –
От горя сберегает!
Ведущий: Молодцы ребята! А вы знаете как раньше в деревнях Пасху праздновали? (фоном звучат русские народные весёлые песни).
1 ребёнок: (весело, задорно) А ну ка! Все ребята и девчата собирайтесь! Пойдём по селу, будем всех поздравлять!
Все: С Христовым воскресеньем! С Пасхою!
Ведущий: А мы и яички приготовили заранее! Целое лукошко накрасили! А давайте поиграем немного!
Игры:
- «Горка» (дети катают крашенные яички с самодельной нарядной горки, чьё яйцо дальше всех укатится , тот и победил).
- «Круть-верть» (дети по команде раскручивают яйца, чьё дольше всех крутится, тот и победил).
- «Битки» (дети играют парами и бьются яйцами по очереди, у кого яйцо треснет тот и проиграл).
Ведущий: Как мы с вами уже говорили ,что не только яйца красили к праздничному Пасхальному столу, но и пекли вкусные и ароматные куличи и угощались. Вот и я приглашаю всех вас к нашему праздничному столу, отведать выпечку Пасхальную, да угощенья разные!
(Чаепитие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Светлое Христово Воскресение
Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...
Сценарий "От улыбки хмурый день светлей"
ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ...Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.Пр...
Литературная гостиная "Грустит романс тревожно и светло"
Прозвучала песня «Возвращение романса». Ею мы начинаем вечер, посвященный русскому романсу. Давайте, друзья, сегодня, «с двадцатым веком временно простясь», окунёмся в прекрасный мир русской поэзии и ...
Персональная запись Григорьевой Анастасии (руководитель Глухова Светлана Анатольевна) на Международной детской Доске почёта
Воспитанница МБОУ ДОД "Янтиковская детская школа искусств" - Григорьева Анастасия (руководитель Глухова Светлана Анатольевна) за свои победы на конкурсах разного уровня решение...