Мультимедийные презентации как универсальное пособие предметно-информационной среды на уроках риторики
методическая разработка (5 класс) на тему
Аннотация к мультимедийному комплексу "Риторика-5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sokolova_1996.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийные презентации как универсальное пособие предметно-информационной среды на уроках риторики
Соколова Наталия Юрьевна,
зам. директора по НМР ГОУ СОШ № 1996
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня мы – педагоги являемся участниками вхождения в образование стандартов второго поколения. Особенностью современного образования является внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализ возможностей применения современных технических средств обучения и существующих пособий по смежным дисциплинам позволяет выявить некоторые возможные направления для создания предметно-информационной среды на уроках риторики. Это поможет сделать преподавание данной дисциплины более эффективным, современным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.
В своей работе «Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе» Т.М. Ладыженская призывает методистов, учителей, учеников обогатить предметно-информационную среду уроков риторики такими пособиями, которые помогут сделать обучение данному предмету более эффективным и современным. «Для эффективного обучения риторики необходимо создавать аудио- и видео учебные пособия, компьютерные программы, каталог электронных ресурсов, а также методик их использования»[1]. Создание этой среды поможет успешно решать основные задачи социально значимого предмета - риторики.
К предметно-информационной среде относятся технические средства обучения и различные типы пособий (аудиальные, визуальные, визуально-аудиальные).
На уроках риторики целесообразно использовать и визуальные, и аудиальные, и визуально-аудиальные пособия, т.к. учить незатрудненному, свободному, уместному и эффективному общению можно, лишь привнеся в класс само это общение во всем многообразии. Поэтому Т.М. Ладыженская отмечает, что аудио и видео должны быть обязательными компонентов уроков.
В учебных пособиях под ред. Т.А. Ладыженской представлена попытка представить такой материал в письменном виде (расшифрованные и обработанные записи видеоматериалов, песен и т.п.) и даны методические рекомендации по их использованию.
Учителю необходимо самому найти фрагменты видеофильмов, мультфильмов, видеозаписи телевизионных передач, выступлений, театральных постановок и др., а также различные музыкальные произведения и отрывки из них (например, из передачи «Радионяня», звукового журнала «Колобок» и др.).
Это создает трудности при подготовке к урокам, т.к. необходимо проделать большую работу по поиску, адаптированию, фрагментированию аудио- и видеоматериалов. Кроме этого, на уроках придется использовать несколько видов ТСО: телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, магнитофон и т.п.
На сегодняшний день именно мультимедийные презентации становятся одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам, так позволяют сочетать в себе визуальные, аудиальные и визуально-аудиальные пособия.
Применение мультимедийных презентаций связано с особенностями восприятия информации современным школьником, который настроен на одновременное воздействие визуальной (текстовой и графической) и аудиальной (звуковой) информации, так как в значительной мере приучен к такой подаче информационного материала телевидением[2].
Разработанный в ГОУ СОШ № 1996 курс мультимедийных презентаций «Риторика-5» является универсальным пособием предметно-информационной среды современного уроки риторики.
Оно позволяет учителю при помощи компьютера и мультимедийного проектора подготовится к уроку оптимально и затратить на это меньшее количество времени, т.к. все необходимые компоненты (видеофрагменты, аудиозаписи, схемы, таблицы, иллюстрации и др. уже заложены в презентации).
Проанализировав источники можно сказать, что широкой публике на сегодняшний день не представлено полноценное мультимедийное пособие по риторике, которое может использовать учитель на уроках в течение учебного года. В Интернете можно познакомиться лишь с презентациями (чаще всего не мультимедийными) по отдельным темам.
Данный курс был апробирован в ГОУ СОШ № 1996 на уроках риторики в 5 классе в 2007-2008 учебном году. С 2009-2010 учебном году курс стал использоваться на уроках риторики (5 класс) в рамках построения экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа», когда классный руководитель выпускного 4-го класса ведет риторику у своих воспитанников в 5-ом классе. Данный курс мультимедийных презентаций становится пособием, необходимым при подготовке к урокам.
При оценке эффективности использования данного курса были учтены следующие важные показатели. Для учащихся:
- повышение мотивации изучения предмета;
- активизация познавательной деятельности;
- комплексное мультимедийное информационное обеспечение познавательной деятельности.
Учителя отмечают следующие показатели педагогической эффективности:
- возможность проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, привлечение большого количества разнообразного материала;
- экономию времени на подготовку к урокам;
- экономию рабочего времени на уроке, так как курс дает возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения;
- возможность вариативного использования в учебной деятельности преподавателя (конструирование курса).
Особенности представленного курса мультимедийных презентаций «Риторика – 5»
- Данный курс мультимедийных презентаций разработан на основе программы по риторике под редакцией Т.А. Ладыженской. Учебник «Школьная риторика-5» /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2008. Представленный курс является пособием для преподавания риторики в 5 классе. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю).
- Разработанный курс мультимедийных презентаций уже содержит в себе:
- таблицы и схемы (из учебника «Школьная риторика-5» и других источников);
- изобразительный материал (иллюстрации, картины, фотографии);
- целые музыкальные произведения (песни и др.);
- отрывки из музыкальных произведений и радиоспектаклей (рекомендованных по программе);
- адаптированные фрагменты видеофильмов, мультфильмов, видеозаписи телевизионных передач, выступлений, театральных постановок и др. (рекомендованных по программе).
Таким образом, представленный курс мультимедийных презентаций включает в себя все виды пособий, которые можно с успехом использовать на уроках риторики.
- Данный курс можно разделить на две группы презентаций: презентации основных уроков и презентации уроков вежливости. Каждый тип презентаций выполнен в своем едином стиле. Уроки итогового повторения выделены в особую группу.
- Аудиофайлы (песни, отрывки из музыкальных произведений и др.) внедрены в презентацию, т.е. при переносе на другой компьютер или отправлении по электронной почте нет необходимости копировать их отдельно. Видеофрагменты содержаться в той же папке, что и презентация.
- Все презентации содержат в себе анимацию[3] рисунков, схем, таблиц, видео- и аудиофайлов, но не перегружены ею.
- Уроки риторики отличаются своей структурой. Кроме известных этапов в уроках риторики можно выделить специфические структурные элементы. Эти элементы присутствуют и в презентациях (фон слайда «Школьная доска»):
- речевая разминка;
- ортологические упражнения;
- иллюстрации к импровизационным заданиям;
- «Риторический словарик».
- Данные мультимедийные презентации являются лишь основой для подготовки к урокам. Каждый учитель, знакомый с компьютером и освоивший программу Power Point, может вносить коррективы в любую презентацию в зависимости от уровня подготовки класса и собственных предпочтений.
Использование данного пособия на уроках риторики:
- повышает мотивацию изучения этого предмета;
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества разнообразного материала;
- во многих случаях экономит учебное время, так как дает возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И в заключение необходимо отметить, что сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично. Они должны дополнять друг друга, расширять разнообразие и объем изучаемого материала. При этом повышается роль наглядности, учителю удобнее работать с таблицами, схемами, аудио- и видеофайлами.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ[4].
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Но необходимо помнить, что информационно-коммуникационные технологии должно выполнять определенную образовательную функцию, а ни в коем случае не подорвать здоровье участников образовательного процесса. Учитывая психологические особенности школьника, работа с использованием компьютера на уроках должна быть чётко продумана.
Использование ИКТ на школьных уроках – дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых электронных пособий актуальна на сегодняшний день.
«Самое трудное – начать!» - писал Жан Жак Руссо. Пришло время самых неожиданных идей и их решений. Нашим детям жить в России XXI века, и мы за них в ответе.
Литература
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе (книга для учителя). – М.: ООО «Баласс», 2006.
- Ладыженская Т.М. Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе [Электронный ресурс].
- Назарова Т.С., Степанов В.И. Учебно-материальная база школы в новых социально-экономических условиях». // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей под ред. В.А.Полякова, Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Дика. - М.: ИОСО РАО, 1997.
- Учебник по технике речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technics-speech.ru/index.html
- Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu-expert.ru/node/1863
- Школьная риторика. 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 2008.
- Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2004.
[1] Ладыженская Т.М. Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе.
[2] Там же.
[3] Анимация - возможность создания различных эффектов для придания большей выразительности или поэтапной выдачи информации.
[4] Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?» Интернет-источник http://www.fsu-expert.ru/node/1863
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II....
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III....
Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС
Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...
Конкурс мультимедийных презентаций среди 11 классов на тему «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Конкурс презентаций в 11-х классах.Конкурс мультимедийных презентаций среди 11 классов на тему «Я И МОЯ СЕМЬЯ» проводился в актовом зале школы. В своих работах ребята рассказывают о себе, ...
Вступительная статья для методического пособия с мультимедийными презентациями моделей учебных занятий для 5 класса по курсу «Литература Вятского края».
Мультимедийное пособие адресовано учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, руководителям курсов внеурочной деятельности, работающим по прогр...
«Создание мультимедийной презентации в среде Microsoft PowerPoint»
план-конспект урока...