Эссе "Я-учитель"
статья на тему

Зенкова Виктория Александровна

Конкурсное задание "Я-учитель".

Конкурс "Учитель года Кубани" номинация "Учитель года Кубани по Основам православной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский.

1 сентября. Для большинства людей это всего лишь новая страница календаря. Это условная граница между тёплыми летними вечерами и грядущим осенним листопадом. Но есть особая категория людей, для которых осень начинается не с первых холодных капель дождя, нервно барабанящих по крышам домов, а со звука колокольчика, игриво звенящего в маленьких ладошках улыбчивой первоклассницы. С праздничных шаров и букетов, которыми заполоняется весь школьный двор. С радостных лиц учеников, вновь встретившихся после долгих летних каникул. И я отношусь именно к этой второй группе людей. Я человек, связавший свою жизнь и судьбу со школой.  Я – учитель!

Быть педагогом, посвятить свою жизнь образованию – это моя детская мечта. Еще, будучи маленьким ребёнком, я любила собирать всю детвору во дворе, рассаживать их на лавки и изображать учителя, проводящего очередной урок. И моя мечта сбылась! Получив педагогическое образование, я достигла своей цели – я работаю учителем в средней школе села Вольного Успенского района.

Великий русский учёный и педагог Дмитрий Иванович Менделеев однажды сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». И я с этим полностью согласна, поскольку считаю, что нет лучшей награды для педагога, чем видеть радостные глаза школьника, занявшего благодаря твоим стараниям призовое место на олимпиаде, получившего пятёрку за контрольную или просто понявшего тему, которую так долго не мог осилить.

Современному учителю недостаточно хорошей базы знаний и лидерских качеств, чтобы долго и успешно работать в школе. Прежде всего, хороший педагог должен быть образцом для детей. А для этого ему необходимо, если и не выполнять идеально все свои обязанности, то стремиться к этому точно.

А обязанностей у нас, учителей, хоть отбавляй! Ведь мы не только даём знания, мы занимаемся и воспитанием подрастающего поколения. Поэтому самая главная цель педагога, на мой взгляд, состоит в умении выработать свой индивидуальный стиль работы, необходимо найти очень тонкую грань между личностными качествами и детскими особенностями.

Идеальный учитель должен быть универсальной личностью. Ему необходимо быть готовым постоянно меняться, развиваться, подстраиваться под обстоятельства. При этом меняя и развивая и людей вокруг себя. Любой  педагог – это вечный ученик. Даже покинув школьную парту, он  продолжает самосовершенствоваться, искать и получать новые знания. И обучение это происходит не только и не столько на различных курсах и конференциях, сколько на обычных проведённых уроках. Многому можно научиться у своих наставников, ещё большему  - у своих коллег, но больше всего – у своих учеников. Общаясь с детьми, можно вынести для себя много полезных вещей. Обучая других, педагог учится сам.

Работать с цифрами и таблицами, заполнять журналы, вовремя составлять все отчёты непросто, но ещё сложнее работать с людьми.

Большой труд – мудро и деликатно управлять коллективом. Естественно, что каждый из детей обладает своим темпераментом, своей точкой зрения на различные ситуации. Задача учителя состоит в создании благоприятного климата в классе и школе, в урегулировании всех, даже самых незначительных конфликтов на уроках и после них. Для этого нужно хорошо знать и понимать детей, иметь терпение выслушать каждого, быть справедливым и корректным. Каждый из школьников должен идти на уроки с улыбкой на лице и желанием получать знания.

Сложно добиться любви и уважения среди школьников. Для этого педагог должен верить в  успех каждого ученика, ему необходимо внимательно относиться к детским идеям, поддерживать их, оказывать возможную помощь.

Нелегко завоевать авторитет и уважение у родителей. Все они разные, но все объединены большой любовью к своим детям. И к учителям у них всегда требования особые. Ведь педагог – это человек, постоянно находящийся на виду, именно он создаёт моральный облик школы. Своим внешним видом, своим внутренним обликом, своим поведением.

Учитель должен подобно шахматному гроссмейстеру просчитывать на несколько шагов вперёд все действия. Ведь каждый его шаг впоследствии отразится на детской судьбе. У школьников либо навсегда отобьется тяга к знаниям, либо, наоборот, через образ любимого учителя, будет привита любовь и к преподаваемому им предмету.

Что значит быть учителем? Каково это? Это бессонные ночи, проведённые над тетрадками. Это вечные замечания детям. Это монотонные ежедневные уроки и ещё более длительные и утомительные подготовки к ним… Так бы ответил человек, не посвящённый в педагогическую деятельность. Для тех же, кто хоть раз зашёл в класс в роли учителя, быть педагогом -  это каждый день видеть толпу радостных глаз, встречающих тебя у порога школы. Это интересные уроки, готовя которые ты не только собираешься дать школьникам новые знания, но и стремишься каждый раз узнать что-то новое сам. Это каждый день, каждый час, каждая минута, наполненная живым общением с маленькими источниками энергии – с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как христианство пришло на Русь

Слайд 2

Эпиграф к уроку: Без Бога нация – толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа. Иль, что еще страшней, -жестока. И пусть на трон взойдет любой, глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу ! Иеромонах Роман(Матюшин )

Слайд 3

Крещение Руси Автор: Васнецов В.А. Время создания: 1893

Слайд 4

"Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром " Фрагмент. Автор Сергей Ефошкин "Княгиня Ольга. Крещение" Сергей Кириллов. Первая часть триптиха Святая Русь.

Слайд 5

Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил богам щедрые дары.

Слайд 6

Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.

Слайд 7

Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше». По их совету Владимир отправил послов в разные страны.

Слайд 8

Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»

Слайд 9

Крещение князя Владимира Автор: В. Васнецов Время создания: 1885 - 1896

Слайд 11

Место, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе (Корсуни)

Слайд 12

Владимир объявил христианство государственной религией Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова " Крещение Руси "

Слайд 13

"Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г" Верещагин В. П.

Слайд 15

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА : 1.Принятие христианства повысило международный престиж Руси. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. 5. В обществе изменилось отношение к личности человека, душа которого, согласно учению стоит в центре земных забот . 6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. 7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Разработка урока по ОПК

на тему: «Как христианство пришло на Русь»

к учебнику «Основы православной культуры»; А.В. Кураева , 4 класс.

                                                                                                                     Работу выполнила

Зенкова Виктория Александровна

                                                                                                                   Учитель истории, ОПК

                                                                                                                                     МБОУСОШ № 6 с.Вольное

                                                                                                                      Успенского района

2016 год.

Тема урока

  Как  христианство пришло на Русь.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи  урока

 Цель: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; осмысление учащимися факта Крещения Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи урока:

-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии;

-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;

-Воспитывающая: осознать, как меняется жизнь человека после Крещения.

Образовательные
ресурсы

Учебник «Основы православной культуры».А.В.Кураев

Рассказы начальной русской летописи (любое издание)

История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Научно-популярная энциклопедия).

Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В.кураева «Основы православной культуры»). Обернихина Г.А.

Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru, http://www.youtube.com/watch?v=uwvI8HbLG80; http://experiment-opk.pravolimp.ru/assets/attaches/184/original/_18._.doc?1267696512

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Узнают:основные причины принятия христианства на Руси; представление о деятельности князя Владимира, о значении данного события в дальнейшей истории страны;

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа и иллюстрации  на интерактивной доске

Слайд 1-3

Учитель включает звон колоколов. На доске репродукция картины В. Васнецова «Крещение Руси», обсуждение эпиграфа к уроку.( см. приложение №1, слайд № 1-2.) 

Учитель:Знаете ли вы откуда и когда (из какой страны и в какое время), христианство пришло на Русь?

Кто был тот человек или правитель, который решил установить православною веру в нашем государстве?

По каким объективным причинам была выбрана именно эта религия?

Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?

  1.  Выяснить ответы на эти вопросы и будет основной целью нашего занятия

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Учащиеся предлагают варианты формулировок темы урока и записывают в рабочую тетрадь тему урока..

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

2.Запись темы в тетрадь.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов № 4-15

Комментированное чтение статьи учебника.

Слайд  8

Инсценировка фрагмента

Работа в тетради заполнение таблицы

Приложение № 2.

Комментированное чтение статьи в учебнике стр.84-87

Беседа по вопросам:

Как вы поняли , что значит Церковь?

Почему в Стамбуле есть храм Святой Софии?

Что означает слово София?

Почему князь Владимир принял решение принять православие?

Что означает крещение?

Учитель предлагает выполнить инсценировку отрывка (см. приложение №3)

Работа с терминами(Приложение № 4)

 

 

Слушают рассказ учителя

Читают текст.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Принимают участие в инсценировке.

Заполнение таблицы

 Индивидуальная работа.

 Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

 Устные ответы

Работа в тетради

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Разгадывание кроссворда

Организует работу с учащимися по разгадыванию кроссворда (раздаточный материал. Приложение № 5)

Разгадывают кроссворд

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Слайд 15

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:

Что вы расскажите об особенностях православия в России?

Как вы объясните смысл выражения «Святая Русь»?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Приложение №1

Приложение №2

Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии,  домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все  мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.

На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира. 

 «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Приложение № 3.

(Входят послы)

1 посол. Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. 
2 посол. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели.
3 посол. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними».
2 посол. Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех

Приложение №4

Объясни значение терминов:

термин

Что значит?

Зачем это нужно верующим?

Проповедь

Церковь

Крещение

Вставь слова, пропущенные в тексте:

Русь была крещена князем _______________ В ____году он призвал жителей ______ креститься в реке ________. За это потомки назвали князя ________________________. Христианство пришло на Русь из _______________. В городе ____________________ был построен самый величественный храм христианского мира – храм ________ _______

Приложение № 5

Используя для работы текст учебника, решите кроссворд

1

2

3

4

5

6

  1.  Во что, по мнению А.И.Солженицына наши предки вложили «самое лучшее, самое светлое»…
  2. Что наполнило смыслом жизнь людей?
  3. Какую страну называют Святой?
  4. Чтобы вдали от жилья человек никогда не был один, наши предки строили
  5. Рассказ христианина о своих грехах священнику называется…
  6. После крещения люди старались изменить свою жизнь по учению…


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: