Эссе "Я-педагог"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – педагог»
Учителя биологии Дамба Игоря Алексеевича.
Все мы, жители нашей планеты Земля – дети Природы, Вселенной и с рождения наша жизнь развивается по законам природы, и чем старше мы становимся, тем больше наша жизнь подчиняется законам общества, в котором мы живем.
Я все чаще и чаще возвращаюсь в свое детство. Вспоминаю школу, своих учителей, да именно учителей, а не преподавателей, как сейчас стало модно их называть. И в момент этих воспоминаний пытаюсь сам себе задать вопрос, почему я работаю в школе? Почему мне интересен профессия учителя? Если бы этот вопрос мне задали много лет назад, я слукавил бы. Но сейчас, находясь в зрелом возрасте, когда за твоей спиной есть определенный опыт, ты научился понимать и узнавать жизнь не понаслышке, а такой, какая она есть на самом деле, со своими радостями и проблемами, успехами и неудачами, ответить на поставленный вопрос достаточно сложно.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и ненужное. Время – величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Постоянно надо совершенствовать свои знания и умения, так как современная жизнь не стоит на месте.
Мои родители с самого детства учили меня тому, что учитель – это самый главный человек в школьной жизни. Что нужно внимательно слушать и запоминать все, что он говорит и чему учит. Только тогда ты станешь настоящим человеком! И впитав это еще в детском возрасте, я научился уважать тяжелый, но очень важный, в нашем обществе – труд учителя.
Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье – быть учителем. Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель должен быть целеустремленным и талантливым человеком, это мое личное убеждение.
Учитель – артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой ради других.
Учитель – врач. Врач, который лечит не тело, а душу! Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце – инструмент учителя, познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка! Многих своих «пациентов» он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший «пациент» осознает то, что дал ему учитель, и скажет спасибо.
Учитель – строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать, что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение, и можно сломать всю постройку, всё то, что ты строил так долго.
Школьные годы – часть жизни каждого человека, совпадающая с детством и юностью. А для человека, судьба которого навсегда связана со школой – это практически вся жизнь. Учителя в школу приходят по-разному, и по-разному складываются их судьбы. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, помочь ребенку осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, мира и окружающих.
Стараюсь воспринимать детей как соавторов педагогического творчества. Я искренне удивляюсь их мыслями, приветствую вопросы детей, их гипотезы. Мои ученики – мои соратники. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», «умница», «я рад за тебя» даже тогда, когда успехи ученика более скромны. Ведь это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Бывает так, что я могу быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его детских тайн, которые он доверил мне, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность, так как главное в наших отношениях взаимоуважение. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, учить трудиться, найти себя в счастливой и полноценной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру сил и способностей. Главное в том, что я отдаю детям свои знания и опыт накопленный годами, и получаю от этого величайшее наслаждение, несравнимое ни с чем! Мне нравиться не только учить детей, но и учиться у них самому. Я с твердой уверенностью могу сказать – это мое место, быть учителем!
Подводя итог своего рассуждения, мне хочется сказать: человек закончивший институт или университет и имеющий в дипломе специальность – учитель, еще не учитель. Если посмотреть на современную школу, то не трудно заметить, что молодых специалистов в ней очень мало. Работают в школе те, кто, по-настоящему любит свою профессию, кто способен нести детям доброе, вечное, мудрое. Настоящий учитель, тот, кто учиться этой профессии всю свою жизнь. Это фанат, в хорошем смысле этого слова, своего дела. Профессия учителя должна быть призванием, она должна нести только положительные эмоции от выполненной работы, когда он будет видеть плоды своего труда: достойных, грамотных, воспитанных граждан нашей страны. Учитель был и будет примером для детей!