Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга
статья на тему

"Использование­ мультимеди­йных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга ­"

 

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история и культура Санкт-Петербурга не является исключением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_litvy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Ересько Н.В.

"Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга "

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история и культура Санкт-Петербурга не является исключением.

В настоящее время для обеспечения наглядности в учебном процессе все шире используются средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Традиционно считается, что основная задача технических средств обучения состоит в том, чтобы вооружить учителя особым средством обеспечения наглядности представления материала. В этом смысле технические средства призваны обогатить чувственные представления учащихся за счёт более полного учёта дидактического принципа наглядности, под которым понимается непосредственное рассмотрение изучаемых вещей и явлений.

Мультимедийные средства обучения позволяют не только работать с самыми различными видами информации (звуковой, текстовой, графической, видео), но и осуществлять быстрый переход из одной информационной среды в другую; позволяют учителю предоставить учащемуся информацию в большем объеме, чем традиционные источники; компьютер и периферические устройства можно использовать не только в качестве средств обучения во время групповых занятий, но и для индивидуальной работы учеников (как учебной, так и исследовательской), а также для решения различных вспомогательных задач

Определение места и роли ИКТ в структуре урока зависит от дидактических задач и создания условий, обеспечивающих наилучшее восприятие информации учащимися.

Компьютерные мультимедийные презентации целесообразно использовать при объяснении нового материал. Это позволяет актуализировать знания учащихся, иллюстрировать объяснения учителя, также способствует созданию проблемной ситуации. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным.

   Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Подготовка презентаций - творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету.

Компьютерное тестирование возможно при повторении, обобщении и проверке знаний учащихся. Информационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения учебной информации. Компьютерные тесты обеспечивают быструю и качественную обратную связь. Составлять тестовый материал очень удобно и достаточно просто в гугл-формах, где можно создавать различные типы тестов.

Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения. Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания кинофраг Но важно помнить, что необходимо провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.

               Применения Интернет-ресурсов Огромнейшие возможности для пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. Из имеющейся базы данных учитель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе.

Используя информационные, мультимедийные продукты, учитель может легко перейти от роли информатора к роли учителя-координатора, организатора познавательной деятельности учащихся; развивать информационные компетенции участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к п, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.  Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет-ресурсов. Информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.

 Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

  Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания о...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...