ОРКСЭ
методическая разработка на тему

Гарасько Наталья Валерьевна

Урок 12 Милосердие и сострадание раскрывает смысл и формирует первоначальное представление о милосердии и сострадании; показывает проявление милосердия и сострадания в православных традициях русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль: Основы Православной культуры.

Урок № 12.

4 класс

Тема: Милосердие и сострадание.

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: Воспитание у младших подростков милосердия и сострадания как качественных характеристик православной культуры.

Задачи: Раскрыть смысл и сформировать первоначальное представление о милосердии и сострадании; показать проявление милосердия и сострадания в православных традициях русского народа; развивать навыки работы с информацией.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, самарянин, ближний, милостыня.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с основами христианского милосердия.

     II. Проверка домашнего задания

Слайд №3

На прошлом уроке мы познакомились с десятью библейскими заповедями, дома вы заполнили таблицу в рабочей тетради. Давайте ее проверим:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

от смертоубийства

Не смотри на человека даже с ненавистью, что приравнивается к убийству

«Не кради»

от причинения страданий другому человеку

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

«Не лги»

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

Никогда не лги. Ложь порождает ложь.

«Не завидуй»

От зависти, которая мешает радости жизни

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью.

-Итак, заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой. Заповеди говорят о хороших, о добрых отношениях между людьми.

III . Основное содержание урока

Ребята, знакомо ли Вам слово «милосердие»? Попробуйте проанализировать это слово, разобрать по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.  

МИЛОСЕРДИЕ

Слайд №4

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

СОСТРАДАНИЕ – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. (ЗТ)

  А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

 Слайд №5 Исследовательская работа с текстом «Притча о добром самарянине» с. 42- 43

Опережающее задание

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

             I ряд - радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

            II ряд - печалят вас, потому что так поступать тяжело;

            III ряд -  дайте определение слову «самарянин».

Исследовательское чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

 Продолжение обсуждения темы

Слайд №6

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? Кто такой самарянин?(ЗТ)

Почему автор картины У. Смолл назвал ее «Добрый самарянин», ведь в ней не библейский сюжет?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».

   - Сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Слайд №7  Ребята так все же кто такой ближний? Найдите определение в учебнике. (З.Т) БЛИЖНИЙ – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Продолжение обсуждения темы

– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

Чтение текста учебника № 8  «О Филарете и враче»

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

 – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

   Найдите толкование слова «милостыня». Запись в Книгу мудрых мыслей.

Слайд № 9

МИЛОСТЫНЯ- это помощь другому человеку из жалости к нему (одно из дел милосердия).

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

Слайд № 10 об Ульяне Муромской (Рассказ учителя)

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Точка удивления. Что испытывала Ульяна по отношению к обездоленным?  (Жалость) Является ли жалость проявлением милосердия?

Слайд № 11Работа с разделом урока «Вопросы и задания»

Дополнительные вопросы

1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я  свободу

И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?

Слайд № 12

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня –  это…

VI. Подведение итогов. Слайд № 13

С какими понятиями мы познакомились на данном уроке?

Рефлексия - Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Слайд № 14

 V. Домашнее задание: стр. 42-45 учебника. Знать значение основных понятий. Спросите у родителей о жизненном примере проявления милосердного поступка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы Православной культуры. Урок № 12. 4 класс Тема: Милосердие и сострадание. Га Гарасько Наталья Валерьевна, учитель истории «МОБУ « Барабановская СОШ»

Слайд 2

Цель : Воспитание у младших подростков милосердия и сострадания как качественных характеристик православной культуры. Задачи : Раскрыть смысл и сформировать первоначальное представление о милосердии и сострадании; показать проявление милосердия и сострадания в православных традициях русского народа; развивать навыки работы с информацией.

Слайд 3

Проверка домашнего задания заповедь от чего предостерегает заповедь как советует поступить любящее сердце «Почитай отца твоего и мать твою» от неуважения к родителям и вообще к старшим слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости «Не убий» «Не кради» прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью.

Слайд 4

Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 5

«Притча о добром самарянине» с. 42- 43 Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые I ряд - радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; II ряд - печалят вас, потому что так поступать тяжело; III ряд - дайте определение слову «самарянин». Бокалович С.В. Рембранд

Слайд 6

Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? Кто такой самарянин? Почему автор картины У. Смолл назвал ее «Добрый самарянин»?

Слайд 7

«О Филарете и враче»

Слайд 8

МИЛОСТЫНЯ- это помощь другому человеку из жалости к нему «Всякому просящему у тебя – дай»

Слайд 9

Ульяна Муромская

Слайд 10

«Вопросы и задания» с. 45 1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?

Слайд 11

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? 4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…

Слайд 12

Подумай - Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Слайд 13

Домашнее задание стр. 42-45 учебника. Знать значение основных понятий. Спросите у родителей о жизненном примере проявления милосердного поступка

Слайд 14

Ссылки на сайты: http://wiki.iteach.ru/index.php/ http://www.proshkolu.ru/club/noviykurs/&translate=no http://svetoch-opk.ru/ http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/ http://www.pravmir.ru/tag/osnovy-pravoslavnoj-kultury/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;●знакомство с ценностями:  О...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...