презентация "Сретение Господне"
презентация к уроку на тему
презентация "Сретение Господне" (подходит как для школы, так и для воскресной школы) и сценарий праздника в воскресной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sretene_-_prezentatsiya.ppt | 1.03 МБ |
sretene_-_stsenariy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
15 февраля – один из 12 главных праздников Православной Церкви – Сретение Господне.
В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени.
По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» - и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Именно в тот день праведный Симеон по внушению свыше пришел в храм и, взяв в руки Богомладенца, произнес обращенные к Богу слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лук. 2, 29-31 ). В память о встрече Иисуса Христа и Благочестивого Симеона и установлен этот праздник.
В этом событии Церковь видит встречу двух Заветов: на смену Ветхому Завету, который олицетворяет старец Симеон, приходит Завет Новый - который заключит с людьми воплощенный Мессия-Христос. В древности, в своем возникновении, Сретение рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира.
Сретенье по-славянски означает встречу. На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с весной встретились впервой.
В день Сретения Господня в церквах по традиции освящаются свечи. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие по городу с зажженными светильниками (наподобие крестного хода). Потом появилось поверье, что эти свечи охраняют жилища от "грома", т. е. повреждения грозой. На самом же деле в молитвах на освящение свеч на Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы ("слепоты").
По старинному народному обычаю, в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек - предвестников весны.
С праздником!!!!!!!!!
Предварительный просмотр:
Сретение Господне
Самый таинственный, загадочный праздник - Сретенье Господне. Он точно так же таинственен, как любая встреча. Мы никогда не знаем, что нас ждет при встрече с человеком. А когда человек встречается с Богом - тут слова меркнут. Праздник Сретенья - это встреча человека с Богом.
Когда рожденному Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Мать Его и Иосиф принесли Младенца в храм.
В тот день Святой Дух повелел Симеону скорей идти в храм. Войдя, праведный старец увидел Младенца на руках Святой Матери. Симеон с радостью и со слезами взял Младенца на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка”. Это означает: “Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира”.
ВСТРЕЧА
1. Среди печальных скал
Застыл старик в мольбе:
“Я стар, я жить устал,
Возьми, Господь, к Себе!”
С небес раздался глас:
“Когда узришь Христа,
Придет успенья час,
Закроются уста!”
2. И старец Симеон
Пришел в Господний храм,
Младенца встретил там
И был освобожден!
Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, а Сретение символизирует встречу Ветхого Завета с Новым Заветом; принесенным в мир Иисусом Христом.
Праздник Сретение приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны.
Сретение
1. Ветер, весенний предтеча,
Развеял снежные сны.
Сретение — первая встреча —
Встреча зимы и весны.
2. Оттепель. Капает с крыши,
В полдень запел петушок.
Кажется, где-то слышен
Весны золотой рожок!
В середине февраля уже чувствуется дыхание близкой весны: случаются оттепели, звенят первые робкие капели, оседают сугробы, радостно чирикают воробышки.
Весной
Весну я ощущаю с февраля:
Изменчивые лужицы теней
Становятся и глубже и синей,
А в ясном небе — звоны хрусталя!
В кустах и на заборах воробьи
Устраивают стычки и бои.
Сугроб линяет, оседая ниже,
Блестит на солнце рыхлая лыжня,
Но комья снега, прилипая к лыжам,
Не отпускают на простор меня.
На снежные лиловые подушки
Березы рассыпают семена,
Как будто золотистые веснушки,
Окно от солнца щурится— весна!
Подобно тому, как праздник Крещения Господня напоминает нам о нашем освящении благодатью в Таинстве Крещения, праздник Сретения напоминает нам о нашем воцерковлении. Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов - 6 посвящены Божией Матери. Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные люте житейскими сластъми.
Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, - обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, - прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия.
Народные приметы на Сретенье.
С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель - весна ранняя и теплая, если холодно - весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды (т. е. зима затянется). Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного. И хоть говорили: «Покров - не осень. Сретенье - не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает», - но ждали еще и морозов. «Солнце на лето, зима на мороз» - это тоже о дне Сретения. Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы.
А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен в народном календаре специальный день - следующий за Сретением (16/3 февраля) и называется он Починки. «В Починки день встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю», «Починки-по сохе поминки». В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбрую, начинают выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева.
В Тульской губернии раньше в день Починок варили особое кушанье – «саломату», которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен. Старая поговорка гласит: «Приехала саломата на двор, разминай Починки». На Сретение кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. «Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы были с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.
Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.
Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют отправляющихся в путь. Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.
Чему учит нас праздник Сретения Господня?
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, - как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
В заключение хочу привести вам слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Братья! Чтобы встретить нам радостно Господа во Второе и славное Его Пришествие, научимся встречать Его здесь - ежегодно в праздник Сретения”.
Почему именно на Сретенье освящают свечи в храме?
В северо-западных губерниях, граничащих с Белоруссией, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались громницами и дали здесь одноименное название празднику Сретенья. Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Свечам-громницам в народе приписывалась способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу. Сретенскую свечу давали также в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретенья поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"
Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская
Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...
Крещение Господне
Презентация о великом православном празднике...
Крещение Господне
Презентация о великом православном празднике...