КОНЦЕПЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
материал на тему
КОЛЛЕГИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
(РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концепция | 193.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛЕГИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
(РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)
ЧЕЛЯБИНСК, 2016
КОНЦЕПЦИЯ
обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов
I. Пояснительная записка
Обновление и расширение законодательной базы аттестации педагогических кадров, принятие профессиональных стандартов обусловливают изменение подходов к пониманию роли и значения аттестации в развитии кадрового потенциала образовательной организации и, как следствие, предопределяют предпосылки для обновления содержательных аспектов аттестации педагогов в целом.
Обновление или совершенствование содержания процедур аттестации педагогов с целью установления квалификационной категории обуславливается необходимостью:
- учёта новых требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов;
- систематизации информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых с использованием механизмов внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и независимой оценки качества образования;
- согласования позиций (мнений) экспертов при оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых на соответствие первой и высшей квалификационной категории;
- использования ресурса информационных технологий (информационного портала) для сбора систематизированной информации о результатах профессиональной деятельности педагога и организации проведения независимой оценки качества данных результатов участниками образовательных отношений.
Учитывая огромную значимость аттестации для педагогов, в результате которой затрагиваются их служебные и личные интересы и предпочтения, а также концептуальную основу, которую задает профессиональный стандарт педагога, предлагается настоящая Концепция.
Положения Концепции согласуются со сложившимся нормативно-правовым институтом аттестации, который на федеральном уровне определяется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и Приказами министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждающими профессиональные стандарты педагога, педагога дополнительного образования (детей) и педагога-психолога[1].
Цель предлагаемой концепции заключается в формировании подходов к обновлению содержания аттестации педагогических работников и определение оснований для совершенствования процедур ее проведения в условиях применения профессиональных стандартов.
Подцель 1: совершенствование (или приведение) содержания процедур аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в соответствии с действующими нормативными документами, устанавливающими требования к профессиональной компетентности педагогических работников.
Задачи:
1.1. Систематизировать нормативно-правовые основания для обновления содержания аттестации педагогических работников.
1.2. Сформировать научно-педагогические основания для обновления содержания аттестации педагогических работников.
1.3. Определить организационно-технологические основания для обновления содержания аттестации педагогических работников.
Подцель 2: определение оснований для совершенствования процедур аттестации педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов.
Задачи:
2.1. Систематизировать нормативно-правовые основания для совершенствования процедур проведения аттестации педагогических работников.
2.2. Сформировать научно-педагогические основания для совершенствования процедур проведения аттестации педагогических работников.
2.3. Определить организационно-технологические основания для совершенствования процедур проведения аттестации педагогических работников.
Положения концепции определяются следующими тремя смысловыми линиями:
1. Эволюция представлений и подходов к осуществлению аттестации педагогов.
2. Оценочные процедуры в системе аттестации педагогов.
3. Научно-методическое обоснование модели обновления содержания аттестации педагогов в условиях перехода на профессиональные стандарты.
II. Нормативно-правовые основания для обновления содержания и совершенствования процедур аттестации педагогических работников
2.1. Актуализация обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Пунктами 36 и 37 указанного выше Порядка определяются критерии установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационной категории. Кроме того, регламентируется порядок формирования и полномочия аттестационных комиссий. При этом указывается, что оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией только на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка.
В отношении педагога, выразившего желание пройти процедуру аттестации на установление ему соответствующей квалификационной категории, Порядком предусмотрена только подача им заявления в виде и форме, указанном в данном порядке.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что объективная информация о результатах профессиональной деятельности педагога в соответствии с п.п. 36 и 37 Порядка может быть получена от (из) компетентных и официальных источников, функции которых в данных аспектах определены законодательно.
Кроме того, содержание информации о результатах профессиональной деятельности педагогов должна соответствовать нормативно установленным требованиям к профессиональной компетентности педагогических работников. Сегодня данные требования предъявляются профессиональными стандартами педагогов,[2] а также квалификационными характеристиками.[3]
В отношении источников информации о результатах профессиональной деятельности педагогов необходимо отметить следующее. В соответствии с п.п. 36, 37 одним из критериев установления квалификационной категории является достижение стабильных положительных результатов (или положительной динамики результатов) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. А также результатов по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Поскольку последний мониторинг осуществляется только органами управления регионального и муниципального уровней, и зачастую его результаты носят не персонифицированный характер, то в качестве основного источника информации о качестве профессиональной деятельности педагога выступают результаты мониторинговых исследований образовательной организации, в которой работает педагог.
К компетенциям и обязанностям образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28) относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Поскольку качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы, то объектом ВСОКО в обязательном порядке должна быть профессиональная деятельность педагогических работников. Это же определено и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования как требование к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Учитывая изложенное, можно утверждать, что получение информации о результатах профессиональной деятельности педагогов и по другим позициям, обозначенным в п.п. 36 и 37 порядка проведения аттестации педагогических работников, должно быть предусмотрено при формировании в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования.
Поскольку речь в нормативных документах идёт именно о мониторинговых механизмах получения информации, то соответственно оценка уровня профессиональной компетентности педагогических работников должна проводиться в формате мониторинга, то есть непрерывно. Это позволит накапливать информацию о результатах профессиональной деятельности педагогов и динамики их изменения в разрезе показателей аттестации на установление квалификационной категории, в том числе в виде портфолио.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Раздел V п.10 а)) региональными органами управления образованием может проводиться оценка деятельности системы образования гражданами. То есть, проведение оценки уровня профессиональной компетентности педагогов возможно с привлечением обучающихся (15-17 лет), родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников, информированных о качестве профессиональной деятельности аттестуемого.
При проведении таких процедур целесообразно использовать инструментарий и регламенты проведения независимой оценки качества образования.[4] Оценивание с использованием анкетирования может проводиться на сайте оператора – организатора проведения аттестации при инициировании образовательной организацией (уполномоченным лицом образовательной организации) участия в независимой оценке профессиональной деятельности аттестуемого участников образовательных отношений.
Такие подходы к обновлению содержания аттестационных процедур позволят экспертам более объективно судить об уровне профессиональной компетентности педагогов, соответствующей первой и высшей квалификационной категории, так как при существующих подходах образовательные организации представляют информацию о результатах профессиональной деятельности аттестуемых по своему усмотрению, разную по детализации содержания и форме представления.
Примерные подходы к структурированию информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых на первую и высшую квалификационную категорию в соответствии с нормативными документами приведены в таблице 1.
Следовательно, обновление или совершенствование содержания процедур аттестации педагогов с целью установления квалификационной категории обуславливается необходимостью:
- учёта новых требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов;
- систематизации информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых с использованием механизмов ВСОКО и независимой оценки качества образования;
- согласования позиций (мнений) экспертов при оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых на соответствие первой и высшей квалификационной категории;
- использования ресурса информационных технологий (информационного портала) для сбора систематизированной информации о результатах профессиональной деятельности педагога и организации проведения независимой оценки качества данных результатов участниками образовательных отношений.
Таблица 1 – Подходы к структурированию информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых на первую и высшую квалификационную категорию в соответствии с нормативными документами
Показатели аттестации / 1 квалификационная категория, высшая квалификационная категория | Нормативный акт | Положение нормативного акта | Раздел портфолио в действующей процедуре аттестации | Особенности содержания портфолио при аттестации педагога на высшую квалификационную категорию |
Показатель 1 | ||||
Достижение стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией | Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» | Ст.28 п.13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования | Результаты промежуточной аттестации обучающихся (абсолютная, качественная успеваемость по предмету(ам)): 2014/15 уч.г.- 2015/16уч.г. – 2016/17уч.г. – Результаты итоговой аттестации (% сдавших экзамен от общего количества сдававших) ОГЭ, ЕГЭ | Дополнительно целесообразно включать показатели, связанные с качеством подготовки обучающихся (динамика качественной успеваемости, высокие баллы при сдаче ОГЭ, ЕГЭ) |
Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией | ||||
Показатель 2 | ||||
Достижение стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» | Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 | Раздел V п.10 а) оценка деятельности системы образования гражданами | Результаты анкетирования родителей обучающихся, старшеклассников по вопросам удовлетворённости качеством образовательного процесса и результатами образования (анкетирование проводится на сайте оператора – организатора проведения аттестации)* *содержание анкет требует обновления в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение процедур независимой оценки качества образования | Соответствие высокому уровню удовлетворённости по результатам анкетирования |
Достижение положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; | ||||
Показатель 3 | ||||
Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» | Ст.28 п.13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования | Краткая информация по результатам внутренней системы оценки качества образования | Краткая информация об участии и результативности участия обучающихся конкретного педагога в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях |
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях | ||||
Показатель 4 | ||||
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации | Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» | Ст.28 п.13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования Ст. 28 п.20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; | Краткая информация по результатам внутренней системы оценки качества образования Информация об участии педагогов в мероприятиях по представлению эффективного опыта работы | |
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» | Раздел V п.10 а) оценка деятельности системы образования гражданами | Результаты анкетирования педагогических работников по оценке профессиональной деятельности аттестуемого (анкетирование проводится на сайте оператора – организатора проведения аттестации) | Соответствие высокому уровню профессионального мастерства аттестуемого с точки зрения коллег | |
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» | Ст.28 п.13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования Ст. 28 п.20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров Ст. 29. п. 2) Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации | Информация об участии педагогов в мероприятиях по представлению и распространению эффективного опыта работы | Информация об участии педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в инновационной работе, в сетевых методических сообществах |
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» | Раздел V п.10 а) оценка деятельности системы образования гражданами |
2.2. Возможные направления совершенствования процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» процесс применения профессиональных стандартов должен быть осуществлён в течение трех лет – 2017-2019г.г. Приказами Минтруда России при утверждении профессиональных стандартов предписывается их применение, в том числе, при проведении процедуры аттестации педагогических работников.
Основой структуры трудовых функций, определённых профессиональными стандартами являются: трудовые действия, которые должен выполнять педагог, а также необходимые знания и необходимые умения для качественного исполнения этих действий. Следовательно, представляется целесообразным при аттестации педагогов в целях установления квалификационной категории, наряду с оценкой портфолио, оценивать уровень умений и знаний, который будет обеспечивать высокое качество исполнения педагогами своих трудовых функций.
Анализ перечня и содержания необходимых знаний и умений педагога, отражённых в профессиональных стандартах, позволяет считать возможным следующие направления обновления процедур аттестации.
Так, в рамках процедур аттестации педагогов, возможно проведение тестирования аттестуемых на предмет оценки уровня необходимых знаний и предлагать педагогам вариативность процедур оценки уровня необходимых умений, например: решение ситуационных педагогических задач, представление реализуемых ими инновационных проектов или представление индивидуальных методических систем или др.
При этом база данных вопросов, включённых в тесты, будет отражать специфику работы отдельных категорий педагогов, и находиться в свободном для них доступе. В отношении инструментария оценивания уровня умений педагогов, могут быть выработаны определенные рекомендации (подходы), например, определяющие понятия ситуационных задач, индивидуальных методических систем, и прозрачные и чёткие критерии оценивания представленных материалов.
Данные подходы к совершенствованию процедур аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории позволят, с одной стороны, обеспечить их более полное соответствие профессиональным стандартам. С другой стороны, позволят более чётко разграничить уровень соответствия профессиональной компетентности педагогов требованиям первой и высшей категории, а также решить такую задачу аттестации как выявление профессиональных дефицитов и потребностей педагогов для выстраивания персонифицированной системы повышения их квалификации.
III. Обоснование научно-педагогических подходов к обновлению содержания аттестации педагогических работников и определению перспектив совершенствованию ее процедур
Расширение законодательной базы аттестации педагогических кадров, как было показано выше, а также принятие профессиональных стандартов является основанием не только для обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения, но и уточнения подходов к пониманию роли и значения аттестации в развитии кадрового потенциала образовательной организации. Положения настоящей Концепции исходят из той огромной значимости аттестации для педагогов, в результате которой затрагиваются их служебные и личные интересы и предпочтения. Укрепляет позиции Концепции опора на требования профессиональных стандартов, разработка и принятие которых отвечает устойчивым мировым тенденциям в обеспечении высоких стандартов качества профессиональной деятельности.
С научно-педагогической точки зрения, аттестация может служить движущей силой профессионального становления и развития педагогических работников. По сути, это означает, что педагогический работник является не только объектом, но и полноценным субъектом аттестации. Данное возможно лишь в случае, если процедуры аттестации предполагают включение педагогических работников в аттестационный процесс, обеспечивают их мотивацию на профессиональный рост и профессиональное развитие. И что особенно важно, процедуры аттестации завершаются не просто присвоением новой квалификационной категории или подтверждением факта соответствия занимаемой должности, но и определением оснований для разработки программы личностного роста.
Вместе с тем в научно-педагогической литературе аттестации чаще всего приписывают «формальные» функции, тем самым, скромно оценивая ее педагогический потенциал. Например, аттестацию рассматривают как механизм определения квалификации, уровня знаний работников, отзыв о его способностях, деловых или иных качествах (Н. В. Кузьмина[5]). Об аттестации говорят как об установлении соответствия специалиста требованиям профессии и определении уровня его профессионализма (А. К. Маркова[6]). Аттестация может служить действенным средством изучения и оценки работника с точки зрения соответствия занимаемой должности (Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, Н. В. Немова[7]), а также способом внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н. Е. Эмануилова[8]).
Концепция не отвергает указанные функции, более того, она выделяет их в качестве инвариантных. Помимо этого, аттестация рассматривается как фактор профессионального становления педагогических работников. Условиями достижения данной функции считаются следующие положения: использование в процессе аттестации личностно ориентированных методов экспертизы; понимание экспертом того, какие внутренние силы педагогических работников следует привести в действие для того, чтобы разбудить их созидательную энергию; профессиональный и личностный рост, возможность личностного развития посредством экспертной деятельности; творческий характер экспертного исследования.
Методологическую основу Концепции образуют компетентностный и системно-деятельностный подходы. Компетентностный подход делает акцент на способности педагогических работников эффективно использовать наличные знания и умения при осуществлении вполне конкретной деятельности. Руководствуясь терминологией профессиональных стандартов, объектом оценивания в рамках аттестации являются такие знания и умения педагогических работников, которые положения в основу соответствующих трудовых действий. Эта позиция носит принципиальный характер, поскольку трудовые действия педагогического работника могут быть оценены только непосредственно в профессиональной деятельности. Учитывая ограниченные возможности процедур аттестации, представляется целесообразным сосредоточиться на исследовании характера знаний и умения педагогических работников. Это будет достаточным основанием для косвенного вывода о сформированности у них трудовых действий.
Концепция опирается на положение о том, что оцениваемые знания и умения педагогических работников не являются абстрактными; они соответствующим образом встроены в их профессиональную деятельность и обеспечивают решение ими поставленных задач. Это позволяет говорить о взаимосвязи требований профессиональных стандартов и требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (дошкольного образования). В результате такой взаимосвязи обнаруживается психологический аспект аттестации педагогических работников. Подтверждение заявленного статуса (заявленной категории) дает педагогу ощущение уверенности в своих силах и способностях, позволяющих ему осуществлять эффективное взаимодействие с различными участниками образования. Будучи уверенным в своих знаниях и умениях, педагог сможет принимать эффективные и верные педагогические решения.
Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать процесс оценивания знаний и умений педагога в плоскости его профессионально-личностного развития (восхождения к субъектности). Кроме того, появляется возможность включить психологические механизмы мотивации педагога на различных этапах аттестационного процесса. При этом переход педагога с одного уровня профессионального развития на другой осуществляется в контексте психологических механизмов: а) адаптации (соответствие занимаемой должности), б) идентификации и интериоризации (первая квалификационная категория) и интернализации (высшая квалификационная категория).
Адаптация характеризуется признаками, при которых педагог осваивает условия осуществления профессиональной деятельности, преодолеваются барьеры и снимается напряженность в осуществлении профессиональной деятельности. Это является достаточным основаниям для вывода о соответствии педагога занимаемой должности.
Идентификация сопровождается переживанием педагогом ценностей педагогической деятельности; при этом объектом переживаний являются те ценности, которые наиболее близки и привлекательны для педагога. Он прямо или косвенно отождествляет себя в качестве активного субъекта педагогической деятельности, что находит отражение в стабильных положительных результатах освоения обучающимися образовательных программ. Интериоризация находит воплощение в выборе педагогом привлекательных смыслов в различных сегментах профессиональной деятельности. В результате определяется его активность в выявлении и развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Это находит выражение также в формировании личного вклада педагога в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Последние суть критерии соответствия педагога требованиям первой квалификационной категории.
Наконец, интернализация характеризует процесс формирования у педагогических работников индивидуальной (персональной) системы смыслов и представлений о педагогической деятельности; становление собственного (авторского) понимания путей и способов ее эффективного осуществления. Это позволяет педагогу принимать активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. Последнее указывает на критерии соответствия педагогического работника высшей квалификационной категории.
В части обновления содержания аттестации и совершенствования процедур ее проведения Концепция опирается на лучшие мировые образцы и тренды в осуществлении сертификации и оценки профессиональной деятельности педагога, а именно:
– высокие стандарты качества диагностического инструментария, используемого для оценки профессиональной деятельности педагога; участие представителей науки, образования, школьной администрации, рядовых педагогов в разработке и обсуждении диагностического инструментария;
– высокая точность критериев оценки профессиональной деятельности педагога;
– голографический подход к оценке профессиональных знаний и умений педагога (используются группы тестов на оценку: а) общих и профессиональных педагогических знаний, коммуникативных умений; б) предметных знаний и умений; в) интегративных и межпредметных знаний; г) знаний в области дидактики и методики преподавания);
– усложняющийся характер оценивания профессиональной деятельности педагога в зависимости от повышения уровня, на который он претендует (от элементарных тестов до экспертизы опыта педагога);
– привязанность оценки профессиональной деятельности педагога к качеству достижения академических целей и успеваемости обучающихся;
– разнообразие методов оценки профессиональной деятельности педагога (далеко не только тестирование);
– акцентирование внимания на сформированности у претендента надпредметных знаний (например, нормативно-правых знаний, знаний в области психологии).
Помимо этого, содержательные и процедурные аспекты аттестации педагогических работников, согласно данной Концепции, усилены за счет позиций, которые, с одной стороны, в мировой практике не используются (или используются крайне редко), а с другой стороны, в наибольшей степени отвечают условиям применения профессиональных стандартов:
– предварительное (эскизное) представление о педагоге как субъекте профессиональной деятельности и объекте аттестации посредством изучения его портфолио; это дает возможность получить информацию о профиле учителя в личностном, педагогическом и методическом контекстах, которые на последующих этапах аттестации могут быть дополнены и (или) уточнены;
– решение ситуативных задач (кейсов), которые обладают значительным потенциалом для определения уровня сформированности предметных и надпредметных знаний педагога, а также умения их применять в различных ситуациях профессиональной деятельности; в отдельных случаях допускается вариант, когда педагог предлагает свой вариант ситуативной задачи (кейс) и дает обоснованное решение;
– системное представление опыта педагога, претендующего на высокие позиции в системе оценивания профессиональной деятельности, например, может использоваться потенциал индивидуальных методических систем, который обладают мощным ценностным эффектом, что дает возможность говорить о сформированности научно-методической культуры педагога.
Таким образом, с научно-педагогической точки зрения аттестация представляется как сложноорганизованный и многофункциональный процесс, который, с одной стороны, является инструментом оценивания, а с другой стороны, фактором профессионального становления педагогических работников. Такой подход является сильным основанием для стимулирования потребностей педагогических работников в повышении квалификации и определяет направления поиска ими индивидуальных траекторий профессионального становления в условия принятия профессиональных стандартов. Аттестация способствует усилению внутренней мотивации педагогических работников к профессиональному становлению, стимулирует повышение ими уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции.
Концепция исходит из того, что обновление содержания аттестации и перспективы совершенствованию процедур ее проведения вовсе не направлены на повышение и усложнение требований к аттестуемому педагогу. Ее задачи ориентированы на систематизацию деятельности педагога в рамках подготовки к аттестации и ее прохождения. Предполагается, что предлагаемые содержательные и процессуальные инструменты будут более точно и объективно определяет уровень сформированности знаний и умений педагога, которые, в свою очередь, позволяет получить (хотя и косвенное) представление о качестве осуществляемым трудовых действий. Последнее обстоятельство позволяет согласовать содержательные и процессуальные аспекты аттестации педагогических работников с требованиями профессиональных стандартов.
Наконец, Концепция придерживается известного философского закона, определяющего взаимодействие содержания и формы. В соответствии с этим утверждается, что обновление содержания аттестации объективно обусловливает необходимость обновления (совершенствования) процедур ее проведения. В противном случае содержание и процедуры могут вступить в противоречие, что непременно негативно отразится на качестве решения задач аттестации педагогических работников.
IV. Организационно-технологические основания обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения
4.1. Организационно-технологические основания обновления содержания аттестации педагогических работников
В рамках разработки Концепции в части обновления содержания аттестации педагогических работников предполагается получение полной и наиболее структурированной информации о результатах мониторинга педагогической деятельности работника, наиболее важных с точки зрения оценки его личного вклада в повышение качества образования и обеспечение стабильности результатов освоения обучающимися образовательных программ. Образовательными организациями Челябинской области осуществляется сбор информации о результатах педагогической деятельности работника, но используются разные показатели и критерии мониторинга, систематизация полученных данных осуществляется по разным основаниям, деятельность носит не всегда плановый и системный характер.
Как было отмечено, представляемая для аттестации разная по форме и по детализации содержания информация о результатах педагогической деятельности не всегда позволят экспертам дать достаточно объективную оценку соответствия профессиональной компетентности педагога либо первой, либо высшей квалификационной категории.
Для решения организационных проблем обновления содержания аттестации предлагается не только структурировать информацию о педагоге по единым основаниям, но и обеспечить её представление образовательной организацией в электронном виде на сайте (портале) оператора, ответственного за проведение аттестации.
Обновление содержания аттестации предполагает, что
во-первых, электронные материалы о результатах деятельности педагога, размещенные образовательной организацией на сайте оператора – организатора проведения аттестации, будут иметь конфиденциальный характер, доступ экспертов к данным (с предоставлением логинов и паролей) будет открыт только на время проведения оценочных процедур. Для образовательных организаций в этом случае необходима подготовка методических рекомендаций по формированию данных, которые позволят более качественно и максимально объективировано представить деятельность аттестуемого педагога;
во-вторых, оператору будет необходимо предусмотреть возможность автоматизированного доступа к сайту всех участников образовательных отношений, мнение которых учитывается при аттестации. С данной целью следует четко определить регламенты участия в независимой оценке профессиональной деятельности аттестуемого (например, оценивание с использованием анкетирования, если оно инициировано образовательной организацией) педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся, старшеклассников;
в-третьих, обеспечить независимость процедуры аттестации, формы ее проведения, используемого инструментария от педагога как объекта оценивания в процессе прохождения им предусмотренных аттестацией оценочных процедур, а также предусмотреть возможность работы педагога с демо-версиями, используемых измерительных материалов.
4.2. Организационно-технологические основания совершенствования процедур проведения аттестации педагогических работников
Обновление содержания аттестации педагогических работников на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов требует новых организационно-технологических решений для установления уровня квалификации с присвоением педагогу категории.
В данной Концепции использование в качестве технологического основания системного подхода позволяет выстроить систему оценивания на основе двух последовательных процедур: процедуры оценки портфолио педагога и процедуры проведения квалификационного экзамена. Использование деятельностного подхода обеспечивает возможность проведения аттестации педагогических работников в два этапа:
- первый этап, в ходе которого педагогический работник представляет своё портфолио (представленное образовательной организацией в электронном виде на сайте и (или) портале оператора – организатора проведения аттестации);
- второй этап, предполагающий проведение квалификационного экзамена.
При построении технологии проведения оценочных процедур компетентностный подход позволяет избежать косвенных оценок и получить панорамное, максимально объективированное представление о знаниях и умениях педагога в сегменте его профессиональной деятельности:
1) при оценке портфолио обеспечивается возможность отражения повышенных требований к претендентам на получение высшей категории через качественные и (или) количественные показатели. Поэтому целесообразным представляется наличие в структурных элементах портфолио инвариантной и вариативной части. Вариативная часть может содержать дополнительные, но не менее значимые показатели профессиональной деятельности педагогов. Именно в эту часть могут быть включены показатели, которые специфичны для различных категорий педагогов.
2) при аналогичных условиях применения повышенных требований к претендентам на получение высшей квалификационной категории обеспечивается возможность проведения квалификационного экзамена, также состоящего из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть может быть тестовой и содержать вопросы, отражающие знания и умения педагогов, закреплённые в профессиональных стандартах. При этом количество таких вопросов должно быть избыточным, все вопросы могут находиться в свободном доступе для педагогов, а в период квалификационного экзамена тест набирается из общего количества вопросов случайным образом, и аттестуемый получает индивидуальное задание. Во вторую часть экзамена – вариативную для разных квалификационных категорий планируется включить задание, которое может, с одной стороны, отражать профессиональные интересы педагога, а, с другой стороны, показывать компетентность педагога в процессных аспектах его деятельности. И если выполнение тестов оценивается автоматически, то эта часть экзамена предполагает работу экспертов. При составлении инструментария и системы оценивания в ходе проведения квалификационного экзамена целесообразно руководствоваться требованиями профессиональных стандартов к знаниям и умениям, которые представлены в приложениях к Концепции (приложения 2, 3 и 4) в виде качественных показателей. Например, из показателей, характеризующих знания и умения педагога и представленных в таблице 2.1 (см. приложение 2), отчетливо видно что, если учитель, претендующий на получение первой квалификационной категории[9] должен уметь осуществлять отбор форм и методов обучения, то учитель, претендующий на получение высшей категории, с учетом повышенных требований к уровню компетентности[10], должен уметь осуществлять уже рациональный отбор наиболее результативных форм и методов обучения, в том числе выходящих за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.) с учетом выявленных у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.
Раскрывая назначение и функцию портфолио педагога, следует отметить, что портфолио в предлагаемой Концепции представляет собой форму отражения образовательной организацией результатов мониторинга педагогической деятельности работника, наиболее важных с точки зрения оценки его личного вклада в повышение качества образования и обеспечение стабильности результатов освоения обучающимися образовательных программ.
Структурные элементы, включенные в портфолио, можно разделить на несколько групп (таблица 1):
первая группа – параметры, показывающие результативность педагогической деятельности работника (краткая информация по результатам ВСОКО). Это могут быть: 1) результаты промежуточной аттестации обучающихся (абсолютная, качественная успеваемость по предмету(ам)): 2014/15 уч.г., 2015/16уч.г., 2016/17уч.г.; 2) результаты итоговой аттестации (% сдавших экзамен от общего количества сдававших) – ОГЭ, ЕГЭ. Дополнительно при аттестации педагога на высшую категорию целесообразно включать показатели, связанные с качеством подготовки обучающихся (динамика качественной успеваемости, высокие баллы при сдаче ОГЭ, ЕГЭ). Если специфика деятельности педагога не предполагает данных форм получения информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ (например, воспитатель дошкольного образовательного учреждения), то данный элемент портфолио не заполняется организацией;
вторая группа – краткая информация по результатам ВСОКО о деятельности педагога по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а при аттестации на высшую категорию – результаты участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (на сайте оператора, который обеспечивает аттестацию, размещаются скан-копии приказов, дипломов, сертификатов участников и пр.);
третья группа – результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся, старшеклассников по вопросам удовлетворённости качеством образовательного процесса и результатами образования. Результаты независимой оценки, данной потребителями образовательных услуг, могут быть получены от родителей обучающихся и учащихся 15-17 лет, в результате заполнения ими стандартизированной анкеты, позволяющей оценить уровень удовлетворенности профессиональной компетентностью педагога по следующим критериям: доброжелательность, вежливость, компетентность работника. Анкеты могут быть представлены в электронном виде (например, на сайте оператора, который обеспечивает аттестацию), и, как следствие, должна обеспечиваться их автоматизированная обработка;
четвертая группа – результаты анкетирования педагогических работников по оценке профессиональной деятельности аттестуемого (анкетирование проводится на сайте оператора – организатора проведения аттестации). Результаты оценки профессионального сообщества – это данные, которые можно получить в результате изучения мнения коллег (профессионального сообщества) посредством заполнения анкеты (экспертного листа). Вопросы анкеты могут учитывать множественный характер источников информации (публикации, блоги, сайты, выступления на семинарах, конференциях и др.), по которым коллеги и/или иные представители профессионального сообщества имели бы возможность ознакомиться с инновационным опытом аттестуемого педагога. Содержание анкет следует составить так, чтобы отразить не просто наличие эффективного опыта работы педагога, но и его положительную оценку профессиональным сообществом. А при аттестации на высшую категорию оценку – востребованность такого опыта и его реализуемость. Как для предыдущего анкетирования оператором должна обеспечиваться их автоматизированная обработка;
пятая группа – краткая информация по результатам ВСОКО об участии педагогов в мероприятиях по представлению и распространению эффективного опыта работы. Для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию, это может быть информация об их участии в инновационной работе, в сетевых методических сообществах, в конкурсах профессионального мастерства (в этом случае, образовательной организацией на сайте (портале) оператора могут быть размещены скан-копии приказов, дипломов, сертификатов и других документов, подтверждающих участие в конкурсах, которые организованы ведомствами, заинтересованными в развитии образования; это могут быть министерства и департаменты образования, молодёжной политики, культуры, спорта, социального развития и т.п.).
Далее, в процессе аттестации предполагается проведение квалификационного экзамена, состоящего из двух этапов.
Первый этап квалификационного экзамена – тестирование. Именно данная форма, при условии качественно подготовленного диагностического инструментария и выстроенной системы интерпретации результатов, позволяет наиболее полно выявить уровень соответствия знаний педагога требованиям, предъявляемым к знаниям профессиональными стандартами. В предлагаемой технологии проведения тестирования педагогические работники могут выполнить письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий (причем, тестовые задания могут размещаться на специально выделенном портале в свободном доступе). Тест может состоять из трех блоков вопросов, позволяющих выявить уровень компетентности педагога по трем составляющим:
1) профессиональная компетентность (блок теста «Профессиональная компетентность» может включать инвариантную часть для всех категорий педагогических работников: общие вопросы по педагогике и психологии; вопросы по методике преподавания предмета либо специальным методикам);
2) информационно-коммуникативная компетентность;
3) правовая компетентность.
Второй этап квалификационного экзамена может быть обеспечен процедурами, обеспечивающими идентификацию умений педагога с точки зрения профессиональных стандартов. При аттестации на первую квалификационную категорию – эта процедура может проходить в форме решения комплексной ситуативной задачи. Электронный банк таких задач может быть разработан по нескольким направлениям:
- методика предмета и (или) профессиональной деятельности (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель дошкольного образовательного учреждения и т.д.);
- проектная, исследовательская деятельность обучающихся;
- воспитательные аспекты профессиональной деятельности;
- профилактика и разрешение конфликтов;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- инклюзивное образование и др.
В процессе решения, предложенной с помощью метода произвольной выборки задачи, определяется уровень компетентности педагога в области нормативно-правовой грамотности, прикладных вопросов педагогики и психологии, непосредственно методики преподавания предмета (специальной методики) и др.
Вместе с тем, педагогу может быть предложено по заданным направлениям (или тематике) самостоятельно разработать и представить решение ситуативной задачи. В этой части экзамена, педагог может выбрать направленность задания, и получить его из электронной базы данных. В случае выбора педагогом возможности самостоятельно представить задание могут задаваться только его внешние рамки (например, для педагога физики, который выбирает составление ситуативной задачи для обучающихся (по методике предмета) может обозначаться раздел физических знаний и класс обучения).
Таким образом, второй этап квалификационного экзамена для аттестации на первую квалификационную категорию, предложенной технологии позволяет определить уровень профессионально-педагогической компетентности педагога, его способности эффективно использовать знания, умения и навыки, требуемые профессиональным стандартом при осуществлении вполне конкретных аспектов педагогической деятельности, а также продемонстрировать свою профессионально-педагогическую позицию.
Второй этап квалификационного экзамена при аттестации на высшую квалификационную категорию – может состоять в описании и представлении педагогическим работником индивидуальной методической системы, которая демонстрирует высокий уровень его педагогической деятельности, филигранное осуществление отдельных её аспектов, осмысленное использование педагогических средств в обучении и воспитании, возможность создания новых педагогических ценностей и технологий.
Свою систему педагог может представить в электронном виде по определенной структуре, которая, может включать:
- цели методической деятельности;
- индивидуальный методический стиль преподавателя (содержательные и динамические характеристики, результативность);
- организационные формы, методы и средства педагогической деятельности.
Второй этап может также осуществляться в представлении на экспертизу инновационного проекта (также в электронном виде) по любому направлению профессиональной деятельности педагога.
В заключении необходимо отметить, что процессу реализации Концепции должно предшествовать её широкое общественное и экспертное обсуждение, в том числе специалистами из числа Учебно-методического объединения Челябинской области. Для наиболее эффективной организации данной работы составлена анкета для изучения мнения педагогических работников о содержании, методах сбора и представления персональной информации для формирования электронного портфолио в рамках аттестации кадров (приложение 1).
В целях соблюдения принципа преемственности с положениями Концепции необходимо совершенствование (внесение корректив) в оценочные процедуры внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях Челябинской области.
При организации и проведении аттестации необходимо учитывать, что Концепция задает универсальный подход к обновлению содержания и совершенствованию процедур её проведения для различных должностей педагогических работников. Положения Концепции отражают инвариант педагогической деятельности для любой должности, а её специфика учтена и заложена в инструментарии, который достаточно мобилен. В случае, когда соответствующий конкретной должности профессиональный стандарт не принят и (или) не ступил в силу, то разработка оценочного инструментария и соответствующих процедур может осуществляться на основании требований квалификационных характеристик должностей работников образования[11]. В таблице 4.1 приложения 4 представлены нормативные основания для разработки инструментария и процедуры проведения квалификационного экзамена для должности «концертмейстер».
Предложенная Концепция также предполагает использование потенциала представителей экспертного сообщества как муниципального и регионального, так и федерального уровней, которые могут быть задействованы в процедуре аттестации педагогов.
Приложение 1
Анкета
для изучения мнения педагогических работников о содержании, методах сбора и представления персональной информации для формирования электронного портфолио в рамках аттестации кадров
Уважаемый коллега! Благодарим Вас за то, что согласились принять участие в анкетировании.
В рамках разработки Концепции обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения предполагается формирование портфолио педагога. Образовательными организациями Челябинской области осуществляется сбор информации о результатах педагогической деятельности работника, но используются разные показатели и критерии мониторинга, систематизация полученных данных осуществляется по разным основаниям, деятельность носит не всегда плановый и системный характер.
С целью получения более структурированной информации о результатах мониторинга педагогической деятельности работника, наиболее важных с точки зрения оценки личного вклада в повышение качества образования и обеспечение стабильности результатов освоения обучающимися образовательных программ, предполагается формирование портфолио осуществлять в электронном виде (электронное портфолио) по следующим основаниям:
1) краткая информация о результативности педагогической деятельности работника. Это могут быть: 1) результаты промежуточной аттестации обучающихся (абсолютная, качественная успеваемость по предмету(ам)): 2014/15 уч.г., 2015/16уч.г., 2016/17уч.г.; 2) результаты итоговой аттестации (% сдавших экзамен от общего количества сдававших) – ОГЭ, ЕГЭ. Если специфика деятельности педагога не предполагает получения данных о результатах освоения обучающимися образовательных программ (например, аттестуемым педагогом является воспитатель дошкольного образовательного учреждения), то данный элемент портфолио не заполняется организацией;
2) краткая информация о деятельности педагога по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а при аттестации на высшую категорию – результаты их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (на сайте оператора размещаются скан-копии приказов, дипломов, сертификатов участников и пр.);
3) результаты анкетирования родителей обучающихся, старшеклассников по вопросам удовлетворённости качеством образовательного процесса и результатами образования (предполагается заполнение ими стандартизированной анкеты, размещенной на сайте (портале) оператора, позволяющей оценить уровень удовлетворенности профессиональной компетентностью педагога по следующим критериям: доброжелательность, вежливость, компетентность работника; анкета может иметь электронную форму и обеспечиваться программой обработки полученных данных;
4) результаты анкетирования педагогических работников по оценке профессиональной деятельности аттестуемого. Результаты оценки профессионального сообщества – это данные, которые можно получить в результате изучения мнения коллег (профессионального сообщества) посредством заполнения анкеты (экспертного листа). Вопросы анкеты могут учитывать множественный характер источников информации (публикации, блоги, сайты, выступления на семинарах, конференциях и др.), по которым коллеги и/или иные представители профессионального сообщества имели бы возможность ознакомиться с инновационным опытом аттестуемого педагога. Анкеты могут быть представлены в электронном виде, и, как следствие, обеспечена их автоматизированная обработка (например, на сайте оператора, который обеспечивает аттестацию);
5) краткая информация об участии педагогов в мероприятиях по представлению и распространению эффективного опыта работы. Для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию, это может быть информация об их участии в инновационной работе, в сетевых методических сообществах, в конкурсах профессионального мастерства (в этом случае, образовательной организацией на сайте (портале) оператора могут быть размещены скан-копии приказов, дипломов, сертификатов и других документов, подтверждающих участие в конкурсах, которые организованы ведомствами, заинтересованными в развитии образования; это могут быть министерства и департаменты образования, молодёжной политики, культуры, спорта, социального развития и т.п.).
Предполагается, что материалы электронного портфолио педагога, размещенные образовательной организацией на сайте оператора – организатора проведения аттестации, будут иметь конфиденциальный характер, доступ экспертов к данным портфолио (с предоставлением логинов и паролей) будет открыт только на время проведения оценочных процедур. Для образовательных организаций планируется подготовка методических рекомендаций по формированию портфолио, которые позволят более качественно и максимально объективировано представить деятельность аттестуемого педагога.
Ваше мнение будет интересно для совершенствования процедур использования данной технологии и повышения качества аттестационных мероприятий. Просим Вас ответить на перечисленные ниже вопросы. Для большинства вопросов предлагается несколько вариантов ответов. Вам следует выбрать только один вариант. Отдельные вопросы допускают возможность произвольных ответов. Будем благодарны, если Вы взвешенно и аргументировано ответите на вопросы нашей анкеты.
1. Считаете ли Вы технологию формирования электронного портфолио подходящим и качественным средством для осуществления мониторинга профессиональной деятельности педагогического работников?
1.1. Совершенно верно. Такая технология хорошо вписывается в мониторинговые мероприятия и направлена на повышение качества и точности их результатов.
1.2. Технология электронного портфолио является хорошим средством аккумулирования персональной информации о педагогическом работнике, но не гарантирует качество и точность мониторинга профессиональной деятельности.
1.3. Использование технологии электронного портфолио не противоречит действующим процедурам аттестации педагогических работников.
2. Можно ли считать персональную информацию в электронном портфолио достаточной для оценки вклада педагогического работника в повышение качества образования и обеспечение стабильности результатов обучающихся?
2.1. Электронный формат представления портфолио более требователен к персональной информации педагогического работника, что позволяет говорить о достаточности оснований для качественной оценки профессиональной деятельности педагогического работника.
2.2. В целом, электронный портфолио охватывает все группы сведений о профессиональной деятельности педагога. Есть основания полагать, что такие сведения помогут эксперту составить представление о вкладе педагога в повышение качества образования.
2.3. По персональным данным педагога, размещенным в его электронном портфолио, можно лишь косвенно судить о его вкладе в повышение качества образования и, тем более, обеспечение стабильности результатов обучающихся.
3. Насколько Вы считаете затратной технологию электронного портфолио для сбора и представления Вашей персональной информации?
3.1. Любая технология является затратной на начальных этапах ее освоения. На этапе функционирования она позволит педагогу высвободить значительные временные ресурсы.
3.2. Есть основания предполагать, что использование технологии электронного портфолио не будет затратной.
3.3. Затрудняюсь ответить на данный вопрос. Оценить затратность технологии электронного портфолио можно лишь получив доступ к соответствующим сервисам.
4. Отражает ли структура электронного портфолио особенности профессиональной деятельности педагогического работника? Является ли она необходимой и достаточной.
4.1. Структурные элементы определят основания для сбора исчерпывающей информации. Они основаны на получении персональной информации на основе объективных источников (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся; внутренняя система оценки качества образования).
4.2. В целом структура электронного портфолио является необходимой и достаточной. Однако некоторые источники получения персональной информации могут быть уточнены.
4.3. Структура электронного портфолио предрасполагает к перегрузке персональной информации.
5. Считаете ли Вы целесообразным включать в электронный портфолио педагога данные о результатах промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся?
5.1. Да, считаю. Результаты промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся являются основным индикатором эффективности профессиональной деятельности педагога.
5.2. В целом, да, считаю. Но это – не определяющая информация об эффективности профессиональной деятельности педагога. Она должна быть дополнена и другими данными.
5.3. Результаты промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся дают лишь косвенное представление об эффективности профессиональной деятельности педагога.
6. Насколько полезным является использование результатов внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации для формирования персональной информации в электронном портфолио педагога?
6.1. Полезна в полной мере. На сегодняшний день внутренняя система оценки качества образования в общеобразовательной организации является наиболее точным инструментом получения сведений о профессиональной деятельности педагога.
6.2. В целом, полезна. Многие инструменты внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации могут дать исчерпывающую информацию о профессиональной деятельности педагога.
6.3. Полезна лишь в отдельных аспектах.
7. Связывается ли Вы с использованием технологии электронного портфолио повышение независимости и объективности оценивания профессиональной деятельности педагогического работника?
7.1. Да, связываю в полной мере.
7.2. Связываю отчасти.
7.3. Затрудняюсь ответить.
8. Какие преимущества электронного портфолио Вы бы поставили на первое (второе и т.п.) место?
6.1. Высокая степень оперативности обновления и размещения информации.
6.2. Ответственность образовательной организации за качество и точность предоставляемой в портфолио информации.
6.3. Деятельность образовательной организации по формированию портфолио будет носить системный и плановый характер.
Приложение 2
Основания для установления уровня квалификации с присвоением категории
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Таблица 2.1
Должность: Воспитатель
в образовательных организациях дошкольного образования | ||||||
п. 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | п. 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | |||||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| |||
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
| |||
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
| |||
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
| |||||
2. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | ||||||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| |||
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
| |||
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
| |||
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
|
Таблица 2.2
Должность: Учитель
1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||||||
п. 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | п. 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | |||||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| |||
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
| |||
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
| |||
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
| |||||
2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | ||||||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| |||
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
| |||
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
| |||
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
| |||||
2.2. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | ||||||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| |||
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
| |||
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
| |||
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
|
2.2. Модуль «Предметное обучение. Математика» | |||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
|
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях | Знать:
Уметь:
|
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной | Знать:
Уметь:
|
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Знать:
Уметь:
| ||
2.3. Модуль «Предметное обучение. Русский язык» | |||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
|
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях | Знать:
Уметь:
|
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной | Знать:
Уметь:
|
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Знать:
Уметь:
|
Приложение 3
Основания для установления уровня квалификации с присвоением категории
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.10.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Таблица 3.1
Должность: тренер-преподаватель
п. 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | п. 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | ||
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | |||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением правительства российской федерации от 05.08.2013 №662 "об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением правительства российской федерации от 05.08.2013 №662 "об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
|
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
|
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
|
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
|
Приложение 4
Основания для установления уровня квалификации с присвоением категории
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования»
Таблица 4.1
Должность: концертмейстер
п. 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | п. 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: | ||
1) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
| 1) достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 2) достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; | Знать:
Уметь:
|
3) выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; | Знать:
Уметь:
| 3) выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; | Знать:
Уметь:
|
4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации | Знать:
Уметь:
| 4) личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; | Знать:
Уметь:
|
5) активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | Уметь:
|
[1] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"; Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
[2] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"; Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
[3] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования»
[4] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (ст. 95); Приказ Минобрнауки от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Методические рекомендации Минобрнауки от 01.04.2015 по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
[5] Кузьмина, Н. В. Оценка профессиональной деятельности учителей / Н. В. Кузьмина, Г. И. Михалевская //Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: сборн. науч. трудов. Вып. 1. – Москва-Шуя, Исс. центр проблем кач. под. специалистов, 1998. – С. 42-56; Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. – Л. : ЛГУ, 1970. – 144 с.
[6] Маркова, А. К. Психология труда учителя : Книга для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
[7] Афанасьева, Т. П. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, Н. В. Немова. – М. : ЦСиЭИ, 1996. – 127 с.
[8] Эмануилова, Н. Е. Аттестация преподавателей профессиональных училищ как фактор повышения качества педагогической деятельности :. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Е. Эмануилова. – Екатеринбург, 1994. – 152 с.
[9] выявления и развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (пп. 3) п.36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»)
[10] выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (пп.3) п.37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»)
[11] Приказ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новая аттестация учителей: "Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"
"Маршрут" педагога при прохождении аттестации. Презентация подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....
Процедура аттестации педагогических работников
В данном документе вы найдете материалы о процедере новой аттестации педагогических работников....
Форма портфолио и критерии оценки его содержания для аттестации педагогических работников образовательных учреждений по должности
в помощь педагогам дополнительного образования....
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...
Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году предоставляется в качестве информации в помощь аттестующимся соискателям....
Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...
- Мне нравится (1)