Классный час. Этическая беседа
классный час (5 класс) на тему
«Человек обязан… знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было подобного ему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-dlya-provedeniya-klassnogo-chasa-dlya-mladshih-shkolnikov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Возраст: младший школьный возраст.
Тема: «Не такой, как все».
Цель: обучающиеся понимают право каждого Человека быть собой, осознают уникальность каждого Человека.
Оборудование: компьютер; проектор; видеозапись фрагмента мультипликационного фильма «Гадкий утенок».
Эпиграфы «Человек обязан… знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было подобного ему… Каждый отдельный человек – нечто новое в мире и призван осуществить здесь свою особенность» М. Вубер.
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. | Завязка, выявляющая проблему. Эмоционально-образное сосредоточение детей. Выход на проблему через введенную в диалог диагностическую методику, которая, с одной стороны, поворачивает ребенка «на себя», создает условия для осмысления своего личностного «Я», а с другой, позволяет увидеть себя со стороны, сравнить свое мнение с мнением других. | 1. Организует игру «Поднимите руки те, кто…». 2. а) На основе ответов детей строит обсуждение темы непохожести людей и взаимоотношений с тем, кто отличается от нас. б) Обсуждение эпиграфа 3. Организует просмотр видеофрагмента мультфильма «Гадкий утенок: одиночество Утенка и насмешки окружающих» | 1. Анализируют собственное сходство и различие с другими детьми. 2. Осознают уникальность каждого человека 3. Смотрят видеофрагмент мультфильма «Гадкий утенок: одиночество Утенка и насмешки окружающих» | Вариант игры. Поднимите вверх руки те: - у кого глаза зеленого цвета; - светлые (темные) волосы; - у кого встречается одинаковый цвет в одежде; - … и др. Педагог предлагает детям повернуться лицом к своему соседу по парте, посмотреть внимательно друг на друга и найти схожие черты. |
2. | Процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее по шаговую структуру. | 1. Организует обсуждение увиденного видеофрагмента по вопросам. | 1. Называют качества, которыми обладал герой, обозначают отношение остальных птиц к Гадкому утенку, осознают чувства, которые испытывал Утенок, обозначают и объясняют свои чувства по отношению к главному герою, определяют главную причину, по которой остальные птицы жестоко относились к Утенку. | Можно использовать типы «продуктивных» вопросов (см. Приложение 1). Варианты вопросов: - Что вы почувствовали, когда смотрели этот отрывок? Почему? - Что чувствовал гадкий утенок? Почему? - Чем он отличался от других птиц? - Какие чувства у вас появились по отношению к главному герою? - А остальные герои отрывка так же относились к Утенку? - Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою? Почему к нему так относились? |
3. | Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций | 1. Актуализирует парадокс: почему обитатели птичьего двора относились плохо к Гадкому утенку, ведь он никому не причинял зла и был хорошим? 2. Просит привести примеры ситуаций из жизни, похожих на ту, что случилась с Гадким утенком (возможно, собственную ситуацию). | 1. Осознают, что часто главной причиной жестокого обращения с человеком является непохожесть на окружающих. 2. Приводят примеры ситуаций, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. | Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. * Необходимо участие психолога при обсуждении собственных примеров из жизни обучающихся, их чувств и переживаний по этому поводу. |
4. | Нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение Осмысление собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. | 1. Вместе с детьми обсуждает, как нужно относиться к Утенку (а, значит, к любому человеку), чтобы он чувствовал себя «нужным и счастливым». 2. Помогает детям сформулировать главный вывод беседы. | 1. Формулируют предложения решения проблемы. 2. Формулируют главный вывод беседы о признании уникальности каждого человека. | |
5. | Открытый финал как последующее индивидуальное размышление Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации, есть нравственный выбор ученика в ракурсе проблемы. Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. | 1. Организует просмотр и обсуждение заключительного видеофрагмента мультфильма «Гадкий утенок: заключительная сцена». 2. Проводит упражнение «Комплимент» с целью формирования положительной эмоциональной установки на взаимодействие в группе. | 1. Осознают, что не нужно судить о человеке исключительно по внешним признакам, необходимо проявлять доброту и стараться узнать внутренний мир Другого. 2. Делятся комплиментами друг с другом. | Вывести обучающихся на эмоциональный отклик: - Что вы чувствуете сейчас по отношению к главному герою, к другим птицам? Изменилось ли ваше отношение? Почему? Упражнение «Комплимент («Хорошо, что все мы разные)». «Ребята, давайте с вами станем в круг и попробуем сказать друг другу комплимент о его непохожести на других». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое здоровье - здоровье нации. Этическая беседа
Представлена этическая беседа, направленная на сохранение своего здоровья. Что такое здоровье, какого человека называют здоровым, почему говорят: мое здоровье - здоровье нации - на эти вопросы должны ...
Разработка цикла уроков развития речи с использованием метода этической беседы
Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...
Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?
Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...
Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."
Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....
Классный час - этическая беседа "Искренность"
Классный час на тему "Искренность". Форма проведения - этическая беседа, направленнная на формирование нравственных ценностей у обучающихся.Методическая разработка классного часа помещена в сборник ма...
Классный час в форме этической беседы "свобода -это..."
Представлен классный час в форме этической беседы о свободе, как о категории выбора и меры ответственности....