Рабочая программа.
рабочая программа на тему
Рабочая программа учителя-дефеколога Мороз И.В. группы компенсирующей направленности, реализующего адаптированную программу для детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №4 «Росинка» компенсирующего вида
Рабочая программа
учителя-дефеколога Мороз И.В.
группы компенсирующей направленности,
реализующего адаптированную программу
для детей с задержкой психического развития
г.Шарыпово
Цель:
реализация содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития);
обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Задачи:
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- способствование развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) с ЗПР.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций, их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов детской деятельности. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднён процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировки во времени и пространстве. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью, подготовке к письму. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.
К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая стороны речи. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных лексико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств, но главным образом страдают фонематические процессы. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Наряду с вышеперечисленными нарушениями, многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Если не организовать специальной коррекционной работы, то нарушения моторики пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, присущие ребёнку с ЗПР скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Коррекционная работа направлена на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная работа по коррекции речевых нарушений, позволит компенсировать отставание в речевом и психомоторном развитии детей в предшкольной подготовке. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники.
Ведущей деятельностью остаётся игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Разрабатывая модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания с учётом особенностей психического развития воспитанников, педагог определяет основные направления и содержание коррекционной работы. Одним из компонентов готовности к школьному обучению является определённый объем знаний. Другие её компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).
Приобретённый в период дошкольного детства запас элементарных сведений и представлений, умений и навыков составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов. Для овладения математикой по школьной программе ребёнок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребёнку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.)
Дошкольники с ЗПР, вследствие неравномерности всего хода психофизического развития, обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы:
-Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.
-Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-Проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Интересуется причинно-следственными связями.
-Может контролировать свои движения и управлять ими.
Планируемые результаты освоения программы:
Образовательная область «Познавательное развитие».
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе (в том числе природе Красноярского края) и обществе; развитие познавательных процессов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. В результате освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть в течение двух лет следующими умениями и навыками:
• проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
• осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
• сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
• распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;
• называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
• устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.
Развитие элементарных математических представлений для детей с ЗПР предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. На занятиях по подготовке к освоению математики дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь.
Дети должны знать:
• состав чисел в пределах 10.
Дети должны уметь:
• читать и записывать числа до 10;
• уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
• решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания;
• распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;
• пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Коррекционно - образовательный процесс с детьми рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31 мая. Четыре недели в году (2- в начале сентября и 2- в конце мая) отводятся на проведение комплексной педагогической диагностики.
В процессе реализации программы в течение года проводятся следующие виды занятий: индивидуальные и подгрупповые по следующим направлениям детского развития: сенсорное воспитание, формирование количественных представлений, формирование мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие ручной моторики, развитие пространственных представлений и конструктивно-модульная деятельность, развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
Количество коррекционных занятий для каждого ребенка варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а так же рекомендаций специалистов и обозначены в индивидуальном образовательном маршруте.
Совместная деятельность дефектолога и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, продуктивной) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения рабочей программы и решения конкретных коррекционно-образовательных задач. Учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии:
- каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность;
- распределение учебной нагрузки на занятии соответствует двигательным возможностям и уровню психического развития ребенка;
- проведение динамической гимнастики с целью психологической разгрузки; - использование дыхательной гимнастики с целью выравнивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
- широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;
- осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности ребёнка. Формы и приемы организации образовательного процесса: беседа, занятия, опыты, экспериментирование, игровые упражнения, игры – дидактические, подвижные, проектная деятельность, продуктивная деятельность, проблемно-поисковые ситуации, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры. Приемы: показ, объяснение, обучение, наблюдение, напоминание, похвала, художественное слово, сопровождение действий речевым комментарием, сюрпризные моменты, практическое экспериментирование, пословицы, потешки, совместные действия с ребенком, действия по подражанию. Учитель-дефектолог и воспитатель работают над развитием познавательных процессов детей совместно. Воспитатель проводит индивидуальную коррекционную работу с включением материала, рекомендованного учителем – дефектологом.
Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество учителя-дефектолога с семьями воспитанников. Задача работы – установить партнѐрские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Коррекционно-развивающая работа строится таким образом, чтобы каждый ребенок, включенный в образовательный процесс, мог активно, целенаправленно, осознанно, овладевать физической и социальной «картиной мира». При невозможности комплексного усвоения программы и психических нарушений, на каждого воспитанника разрабатывается и реализуется индивидуальный образовательный маршрут.
Программно-методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога
Рабочая программа учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности (задержка психического развития)
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Учебно-методические пособия и технологии
1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. / Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, 5-6 лет,
М., 2009 г.
2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. / Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, 5-6 лет, М., 2007 г.
3. Капустина Г.М. Готовимся к школе: Подготовка к обучению математике. – М.: 2005.
4. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. – М.: 2011.
5. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. – СПб.: 2010.
6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: 1991г.
7. Борякова Н.Ю., Собалева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М.: 2000.
8. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – М.: 2005.
9. Лопатина Л.В., Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...