Старинные меры длины
творческая работа учащихся (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации
Поспелихинского района
Алтайского края
МБОУ «ПОСПЕЛИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Школьная научно – практическая конференция
Старинные меры длины
Автор:
Абрамов Алексей,
ученик 5 класса
Руководитель: Федотова
Евгения Владимировна,
учитель математики МБОУ
«ПСОШ № 4»
Алтайский край
Поспелихинский район
с. Поспелиха
2016
Оглавление:
Введение………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Из истории измерений. …………………………..…………….. 5
Глава 2. Единицы измерения Древней Руси…………………………….. 9
Глава 3. Старинные меры длины в творчестве писателей и поэтов...... 15
Заключение………………………………………………….…………….. 16
Список источников и литературы……………………………………... .. 18
Приложения………………………………………………….……………. 19
Введение
«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять»
Дмитрий Иванович Менделеев
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Мы решили выяснить:
- Как появились меры длины? Как измеряли на Руси?
- Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах?
- Пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами длины? Где и для чего?
С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. В ход шли имеющиеся при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.
Актуальность работы: на уроках литературы мы сталкиваемся со словами, значение которых нам неизвестно. Например, встречаются слова, обозначающие старинные меры длины.
Объект исследования: старинные меры.
Предмет исследования: старинные меры длины.
Гипотеза: нужно ли нам знать старинные русские меры длины.
Цель работы: раскрыть обозначения старинных русских мер длины.
Задачи:
1. Познакомиться со старинными русскими мерами длины в различных источниках.
2. Выяснить соотношение старинных и современных мер измерения.
3. Проследить за отражением старинных мер длины в русском фольклоре и художественных произведениях.
6. Презентовать результаты проекта обучающимся школы.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез.
Эмпирические: сравнение.
Наша работа актуальна и интересна потому, что заставляет обучающихся не только обратиться к истории математики и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как русский язык, литература, история, информатика, как в среднем звене, так и в начальных классах. Кроме того, будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей Родины.
Глава 1. Из истории измерений
С незапамятных времён человеку приходилось измерять расстояния в связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи. Подобно тому, как при счёте человек пользовался вначале пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили (да и иногда теперь ещё служат) шаг, ладонь – ширина кисти руки, локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца и т.п. Названия мер у разных народов свидетельствуют об их происхождении от различных частей человеческого тела. Например, слово «дюйм» (английская, а также старинная русская мера длины ≈ 2,5 см) означает на голландском языке «большой палец». Слово «фут» (старинная мера длины ≈ 30,5 см) означает на английском языке «нога». Эта мера длины возникла как средняя длина ступни человека. Отсюда и известный афоризм: «Человек – мера всех вещей».
Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Например, строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы – волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это “длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье”. Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30 см 5 мм. Английский ярд тоже связан с размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, так как новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения длины вносили большую путаницу, поэтому король Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 91 см). Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца (в переводе с голландского дюйм означает большой палец). Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями.
В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии –192м 27 см. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.
Для измерения более мелких расстояний почти у всех народов использовалась такая мера, как шаг. Шаг – расстояние между носками или пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага 71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте и Персии. В России в шагах определяли длину сторон земельных участков. Шаг, как мера длины, используется в настоящее время. Для измерения количества шагов существует специальный прибор, похожий на карманные часы – шагомер. Он, лёжа в кармане, автоматически отсчитывает каждый шаг. В России шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния 10 шагов Дантес стрелял в А.С.Пушкина. Недалеко от Пятигорска Мартынов с расстояния 15 шагов убил М.Ю.Лермонтова.
Шаг для измерения полей и других больших расстояний был слишком малой мерой, поэтому была введена мера трость или двойной шаг, а затем и двойная трость, или перша. В морском деле трость называлась штоком. В Англии была и такая мера, как хорошая палка пахаря, длина которой 12–16 футов. В Риме вводится мера равная тысяче двойных шагов, получившая название миля (от слова милле, милиа– тысяча).
Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в XI – XII вв., были пядь, локоть, сажень. Малая пядь равнялась расстоянию между концами вытянутых большого и указательного пальцев ( ≈ 19 см), большая пядь – расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем ( ≈ 23 см). Сажень – расстояние от ступни до конца среднего пальца поднятой руки. Это слово раньше писалось «сяжень», вероятно, в смысле достигаемой человеческой рукой высоты. Различали простую ( ≈ 152 см, или 4 локтя), маховую ( ≈ 176 см) и косую ( ≈ 213 см) сажени.
С развитием производства и торговли люди убедились в том, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя. Кроме того, такое измерение уже не удовлетворяло возросшим требованиям точности. В самом деле, длина локтя или шага у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной. Постоянные образцы мер стали изготовлять из деревянных линеек и металлических стержней. Образцы мер в настоящее время называются эталонами.
Старинной русской мерой был аршин (от персидского слова «арш» - «локоть») ≈ 71 см. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, т.е. 196 см. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей – версту, 7 вёрст – милю. Таким образом, при раздроблении и превращении приходилось умножать или соответственно делить на разные числа: 16,3, 500, 7. Между тем практика измерений и вычислений показала, что проще и удобнее пользоваться такими мерами, у которых отношение двух ближайших единиц длины было бы постоянным и равнялось бы именно десяти – основанию нумерации. Метрическая система мер и отвечает этим требованиям.
Русские меры длины были уточнены в XVIII в. указом Петра I:
1 миля = 7 вёрст ≈ 7,469 км,
1 верста = 500 саженей ≈ 1, 0668 км,
1 сажень = 3 аршина = 7 футов ≈ 2, 1336 м,
1 аршин = 16 вершков ≈ 0, 7112 м,
1 фут = 12 дюймов ≈ 30,48 см,
1 дюйм = 10 линий ≈ 2,54 см,
1 линия = 10 точек ≈ 2,54 мм
Кроме перечисленных мер длины у наших предков были и весьма любопытные способы измерения длины.
У славян была такая мера длины, как «вержение камня»– бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути».
В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «коровий крик», «петушиный крик».
«Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния.
Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.
В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.
В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
Глава 2. Единицы измерения Древней Руси
На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Мы выяснили, что наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.
Дадим целостное представление о мерах длины.
Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.
Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.
С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок, встречающаяся еще в «Домострое» (XVI в.). Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.
Повсеместно употреблялись доли вершка: половина, четверть и т.д. Кроме того, в ряде областей в быту использовалась мера длины корх (кулак), равная двум вершкам (ширине сжатой в кулак ладони).
Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.
Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение:
1 вершок дюйма
В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. В долях дюйма выражают также высоту шрифта при компьютерном наборе текста (ее измеряют в пунктах, принимая 1 пункт равным одной семьдесят второй).
К наиболее древним рукотворным мерам ( упоминается в документах c XII в.) относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения её с другими единицами, ей присвоили только в XVI в. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.
Известно о трех древнерусских пядях.
Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев.
Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца.
Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.
К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.
С 16 века локоть постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле – полотно, сукно и другое, поступали в виде больших отрезов – «поставов», длина которых в разное время и в разных местах колебались от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определённое значение). Локоть, как меру длины, применяли и в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или
пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть. У нас в деревне для измерения длины в домашних условиях, бабушки до сих пор используют свой локоть для измерения шерстяной пряжи.
Таким образом, в древнерусском локте укладывались в точности две пяди: великие (в первом случае) или малые (во втором). В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.
В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.
С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины – аршином, использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым – иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве.
Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» - локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
В XVI- XVIII столетиях его величина составляла около 72см и (по некоторым источникам) была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям).
В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введён «казённый аршин», т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
Во второй половине 17 века аршин применяли совместно с вершком в
различных отраслях производства.
Название сажень происходит от славянского слова «сяг» – шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени – маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой меряли только длину труб на соляных промыслах.
Маховая или мерная сажень – расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Мера длины, равная 1/10 дюйма, называлась линией (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки). К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная 1/10 линии. Возможно, отсюда появилось слово точность.
Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен неё появляется верста. Название это происходит от слова «вертеть», которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте.
Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей.
При Петре первом была введена верста длиной в 500 сажений. На таком
расстоянии вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Отсюда и название «столбовая дорога» для хорошо известного, наезженного пути. В начале 19 века вдоль основных дорог Российского государства появились чёрно – белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах.
Вёрст было две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею мерили земельные участки.
Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.
Глава 3. Старинные меры длины в творчестве писателей
Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.
Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.
Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета или малое состояние, не используя никакие измерительные инструменты.
Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречается со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.
В произведениях русских поэтов и писателей встречаются упоминания о старинных русских мерах длины. (Приложение 4)
Заключение
В результате проделанной работы были выполнены задачи:
1. Познакомились со старинными русскими мерами длины в различных источниках.
2. Выяснили соотношения старинных и современных мер измерения.
3. Проследили за отражением старинных мер длины в русском фольклоре и художественных произведениях.
6. Презентовали результаты проекта обучающимся школы.
Работая над этой темой, нам удалось узнать много интересной информации, узнали, что математика развивалась, прежде всего, как наука купцов, строителей, художников, военных инженеров, чиновников, мастеров. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречавшихся в их хозяйственной или практической деятельности.
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений.
В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Мы считаем, что данную работу можно продолжить, изучая другие единицы измерения, не рассмотренные в данной работе, тем более что некоторые древние единицы измерений используются и в настоящее время. Это в некоторых странах длину измеряют в милях, футах, ярдах, дюймах. Моряки используют, так называемую, морскую милю (1852 м), а скорость измеряют узлами (1 миля в час). При взвешивании драгоценных камней в настоящее время используют единицу измерения – карат (200 мг, т.е. пятая часть грамма – масса пшеничного зерна). Объём нефти измеряют в баррелях (159 литров). В кулинарии используют такие единицы измерения как фунт, золотник, унция.
Список источников и литературы
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М., «Наука», 1991. – 123 с.
- Виленкин Н.Я., Депман И.Я. За страницами учебника математики. – М., 1981. – 217 с.
- Глейзер Г. И. История математики в школе. М. 1964. – 284 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа.– М,: «Художественная литература», 1989. 312 с.
- Каменская Е.Н. Русская метрология. – М., 1975. – 157 с.
- Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М: «Просвещение», 1990. – 247 с.
- Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1975
- Я иду на урок математики.5класс. – М., 1999. 352с.
- Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org
- http://portfolio.1september.ru
- http://www.metrologie.
- http://trust.narod.ru
Приложения
Приложение 1
Анкета для обучающихся
1. Знаете ли вы историю возникновения единиц измерения?
2. Какие старинные единицы измерения вы знаете?
3. Почему, по вашему мнению, в современном мире люди используют международную систему единиц (СИ)?
4. Хотели бы вы узнать о старинных единицах измерения и историю их возникновения?
5. Надо ли современному человеку знать старинные единицы измерения и почему?
Было проведено анкетирование учащихся с 5 класса. В анкетировании приняло участие 26 учеников. Результаты анкетирования таковы:
- Знаете ли вы историю возникновения единиц измерения?
Да – 13%, немного – 34%, нет – 53%.
- Какие старинные единицы измерения вы знаете?
92% опрошенных учеников называли старинные единицы измерения. В основном: аршин, сажень, локоть. Некоторые учащиеся добавляли такие единицы, как фут, дюйм, верста. Но, все же 8% не смогли назвать ни одной старинной единицы измерения.
- Почему, по вашему мнению, в современном мире люди используют международную систему единиц (СИ)? У 89% опрошенных – для удобства, а 11% - не знает для чего.
- Хотели бы вы узнать о старинных единицах измерения и историю их возникновения? Да – 82%, нет – 18%.
- Надо ли современному человеку знать старинные единицы измерения и почему? Да – 72%, нет – 28%. Обоснование ответов «Да» сводятся к следующему:
- надо знать историю;
- встречаются в кулинарных книгах;
- старинные единицы измерения встречаются в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в литературе зарубежных стран;
- некоторые старинные единицы измерения используют сейчас;
- расширить кругозор.
«Нет» - не удобно использовать; люди будут путаться; не надо, т.к. есть современная система измерений.
Из анкеты видно, что 53% опрошенных не знают историю возникновения единиц измерения, 8% вообще не знают старинных единиц измерения. Но 82% опрошенных учеников хотят знать историю возникновения единиц измерения и 72% считают, что современному человеку надо знать старинные единицы измерения
Приложение 2
Для справок
Старинные русские меры длины
Единицы длины | |
Верста | 1 верста = 500 сажень = 1,0668 км = 1066,8 м |
Сажень | 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м |
Аршин | 1 аршин = 16 вершков = 71,12 см |
Фут | 30,48 см |
Вершок | 4,445 см |
Дюйм | 2,54 см |
Линия | 2,54 мм |
Точка | 0,254 мм |
Приложение 3
Приложение 4
Пословицы и поговорки, которые использовались в старину.
- Без меры и лаптя не сплетешь
- Вес да мера до греха не допустят (т.е. до обмана, ошибки).
- В радости меру знай, в обиде — веру не теряй.
- Все хорошо в меру.
- Всякое дело мера красит, она не солжет.
- Где рожь, там и мера, где люди, там и вера.
- Какой мерой меряешь сам, такой и тебя.
- Не всюду с верой, иногда и с мерой.
- Сам себе во всем меру знай.
- Слову вера, хлебу мера, а деньгам счет.
- Иные из обмерочек дома строят.
- « Шагнул и царство покорил », « Ни шагу назад », т. е. не отступать.
- « Семимильными шагами » (т. е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.
- « В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется ».
- «Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.
- «Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.
- Борода с вершок, а слов с мешок.
- От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек поучающий всех.
- На аршин бороды, да ума на пядь.
- Не уступить ни пяди.
- Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.
- Семь пядей во лбу.
- Косая сажень в плечах – широкоплечий, высокий человек.
- Полено к полену – сажень – накопления запасов, богатств, путем экономии.
- Ты от правды (от службы) на пядень, а она от тебя — на сажень.
- Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.
- Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит по своему, односторонне, исходя из собственных интересов.
- На три аршина в землю видит – о внимательном человеке, от которого ничего нельзя утаить.
- Умом Россию не понять, аршином общим не измерить …
- Аршин да кафтан, да два на заплатки.
- О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин».
- Писать (говорить) о чужих грехах аршинными, а о своих — строчными буквами.
- « Близок локоть да не укусишь »,
- « Близок локоток, да ум короток » - так говорят о каком–нибудь простом, но невыполнимом деле.
- « Сам с ноготок, а борода с локоток » - до Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения.
- « Нос с локоток, а ум с ноготь » - говорили о глупом человеке.
- « Жили с локоть, а жизнь с ноготь » - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.
- Семь верст до небес, и все лесом – врать, обманывать.
- Для молодца (милого дружка) семь верст не околица.
- За семь верст комара искали, а комар — на носу.
- От мысли до мысли пять тысяч верст (т.е. их почти нет).
- Охотник за семь верст ходит киселя хлебать.
- Тянись верстой, да не будь простой.
- Москва верстой далека, а сердцу рядом.
- Коломенская верста – шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645-1676 г.г.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга.
- Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк – расстояние не препятствие для любви.
- От слова до дела – целая верста.
- Верстой ближе – пятаком дешевле.
- На версту отстанешь – на десять догоняешь - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.
- В стихах у А.С.Пушкина встречается: «Только вёрсты полосаты, попадаются одне».
Старинные русские меры в рассказах и повестях.
Вот некоторые из них:
- произведение И. С. Тургенев «МУМУ»:
«Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»;
«Герасим не мог их слышать, чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносились сильные ноги, видел в небе несчастные звезды, светившие его пути, выступал сильно и бодро, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...».
- «Приключения Тома Сойера» Марк. Твен:
«Том вышел из дома с ведром известки с длинною кистью. Он окинул взглядом забор, и в одно мгновение окружающая природа утратила всю весёлость, и в сердце у него водворилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышиной!».
- «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо:
«Прежде, чем ставить палатку, я взял заострённую палку и описал перед самым углублением полукруг ярдов десяти в диаметре».
- «Аня в стране чудес», перевод В. В. Набокова:
«- Вот странное чувство! - воскликнула Аня. - Должно быть, я захлопываюсь, как телескоп. Действительно: она теперь была не выше десяти дюймов росту, вся она просияла при мысли, что при такой величине ей легко можно пройти в дверцу, ведущую в дивный сад».
- «Братья-Охотники»:
«Сварил кашу, дожидается своего брата. Глядит-выходит на поляну старичок, сам не выше пня, шапка в аршин, а борода в три сажени».
- Михаил Михайлович Пришвин «Ребята и утята»:
« Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спасла, пришлось все три версты путешествовать к озеру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старинные меры длины и веса
Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в пословицах и по...
Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...
Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используютс...
Презентация по теме "Старинные меры длины"
Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....
Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины
"Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины" - презентация...
"Старинные меры длины"
"Старинные меры длины" - презентация, дополняющая тему "Числительные"...