Информационная бюллетень "Человек без Родины, что соловей без песни!"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать,
Как важно – не опоздать!
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г.Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами к Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма. Поэтому патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». В прошлом и в настоящем нашей страны очень много героических примеров. На этих примерах можно воспитать гордость за жизнь своих далеких и близких предков. Необходимо вернуть слову «патриот» его первоначальное значение, любовь к своей семье, к своему дому, к своей улице, местности, где человек родился, проводит свое детство. В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл.
Цель проекта – научно обосновать комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса патриотического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
- Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Содержание проекта: «Патриотизм - чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно, служить ей и защищать ее».
Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества и олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям, которые составляют духовно-нравственную основу личности, формирующим ее гражданскую позицию и потребность в достойном самоотверженном служении Родине.
Прав был В. А. Сухомлинский, утверждающий, что сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота.
Воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно применять различные методы и приемы патриотического воспитания, в результате это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Выбор темы исследования «Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе» обусловлен необходимостью реализации задач патриотического воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточной практической разработанностью педагогического обеспечения процесса патриотического воспитания, с другой.
Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Все это существенно повышает статус предмета иностранный язык как общеобразовательной учебной дисциплины.
Иностранный язык открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формирования личности, человека, культуры. Иностранный язык как учебный предмет располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека. Иностранный язык, относясь к гуманитарным дисциплинам, он призван не только заложить основы иноязычной речевой деятельности, но, и формирует совместно с родным языком нравственные качества и высокую культуру личности учащегося.
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. В преподавание следует ориентироваться на объективные трактовки исторических событий и позиций патриотизма, исторической преемственности, уважение к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или их идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Россию, наше общество и государство в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей и молодежи должно воспитываться уважение. Вся без изъятий история нашей Родины – наше бесценное достояние, жизненное важное для современного общества, и к нему должно вырабатываться благоговейное отношение. На уроках так же необходимо воспитывать глубокое уважение к Конституции и другим законам Российской Федерации; уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности); уважения к мировым языкам и языка межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком; уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям. Кроме того, на уроках английского языка необходимо обращаться к достижениям, успехам, славной истории нашей страны наряду с изучением опыта стран иноязычной культуры, что позволит развивать не только языковую компетенцию, но и воспитывать гордость и любовь к родине.
Поэтому при изучении каждой темы необходимо обращать внимание на сближающие и различающие элементы культур. На основе текстов учебников по программе И.Н.Верещагиной, О.В Афанасьевой английский язык к темам «Seasons», «School life», предполагается самостоятельное дополнение информации о родной стране, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала, развитию коммуникативных навыков (описание, сопоставление).
Одной из приоритетных целей обучения английскому языку, помимо образовательных, является воспитание гордости и любви к родному городу. В рамках темы «Town life. London» (программа И.Н.Верещагиной, О.В Афанасьевой английский язык) можно оставить несколько часов для изучения достопримечательностей, а так же истории родного края.
На уроках необходимо проводить анализ информации, полученной на внеклассных мероприятиях, читать специально разработанные тексты об основании, развитии города, его спортивной жизни, славных днях победы и процветания, памятных местах.
Эффективность процесса патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе может повыситься при реализации следующих условий:
- использование на уроках английского языка национально-регионального материала;
- проведение целенаправленной и систематической внеклассной работы по расширению представлений учащихся об истории родного края, формированию гражданских и патриотических чувств.
- включение младших подростков в проектно- исследовательскую работу по изучению истории родного города.
Этапы работы над проектом и его реализации:
-организация деятельности (подбор кадров, распечатка буклетов, установление договоренностей с администрацией, планирование расписания занятий);
-реализация просветительской программы «Человек без родины, что соловей без песни»;
-получение обратной связи, анализ результатов, корректировка программы;
-распространение полученного опыта.
2. Календарное планирование:
Период реализации проекта с 1.08.2014 г. – 31.05.2015г.
Мероприятия реализации проекта «Человек без Родины, что соловей без песни»
№ п.п. | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. | Разработка программы " Человек без Родины, что соловей без песни " | август | Администрация, руководитель проекта |
2 | На уроках английского языка проводить: -Игровые упражнения: «Найди самое высокое или самое красивое здание», или «Найди башню по описанию или названию». -Сюжетно-дидактические игры: «Прогулка по родному городу», «Наша улица» (дети рассказывают, в честь кого названа данная улица, кто был этот человек). -Составление творческих рассказов «Что я покажу в городе друзьям из других стран», «Интересные места в моем крае. | На уроках иностранного языка | Учитель иностранного языка. |
3 | -Посещение детьми с родителями мест, связанных с именами знаменитых людей. -Беседы с детьми «Будь достоин имени …», «С чего начинается Родина», «Родной свой край, люби и знай». -Викторина «Кто лучше знает свой город», «Апастово: вчера, сегодня, завтра». -Фотовыставка «Мой город», «Мое село». -Составление альбома «Мое село». -Рисование «Моя улица», «Как я представляю себе древнее село». | По плану | Кл.руководители |
3 этап:
- Сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах.
- Распространить идею проекта в образовательной среде.
Практическое предназначение проекта: состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений, учителями общеобразовательной школы при проектировании и организации учебно-воспитательного процесса, направленного на решение задач патриотического воспитания учащихся.
Перспективность проекта: По окончании проекта предполагается, что участники проекта получат новые знания, умения, навыки, способствующие формированию ответственности, личностному росту, формированию патриотического воспитания, повышению уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе; более бережного отношения по отношению к памятникам культуры, историческим местам. Прогнозируем, что у участников данного проекта повысится ответственность за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы изучили научно-методическую литературу и определили сущность, содержания, цель, задачи патриотического воспитания. Выявили эффективные методы и формы работы с учащимися в условиях современной общеобразовательной школы для решения задач патриотического воспитания. Изучили идеи великого отечественного педагога В.А. Сухомлинского. Теоретически обосновали педагогические условия, способствующие эффективности патриотического воспитания обучающихся. Также возникла потребность наполнения новым содержанием деятельности школ по воспитанию патриотов.
Необходимо возродить и развить народный способ воспитания патриотизма в детях, организуя путешествия, экскурсии по историческим местам родной республики. Именно через познание святынь родных мест, красот родного края и богатства души населяющих его людей можно добиться духовного обогащения школьников.
В ходе исследовательской работы мы установили что, важным направлением работы в школе педагогических коллективов должно стать воспитание в ребенке желания и потребности участвовать в социально - полезной деятельности, на благо самой школы, города, республики, так как патриотизм может вырастать только из творческого, нужного дела, приносящего радость и удовлетворение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.
- Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания//Педагогика.-2006.-№ 2.
- Быть достойным//Воспитание школьников.-2003.-№ 2.
- Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан//Педагогика. -2005.-№6.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития//Воспитание школьников.-2002.-№ 7.
- Дубровина И.В. Психология: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003.
- Ефремова Г.Патриотическое воспитание школьников//Воспитание школьников.-2005.-№8.
- Использование национально – регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе: методическое пособие для учителей/составители Усова С.Н., Хабибуллина В.М. – Казань, КГПУ, 2005.
- Лутовинов В.И. Гражданско – патриотическое воспитание сегодня//Педагогика.-2006.-№ 5.
- Преподавание вводного курса истории и обществознания в начальной школе: пособие для учителя/Составители Талманова Т.М., Усова С.Н., Хабибуллина В.М. – Казань, 2007.
- В.А. Сухомлинский. Рождение гражданина.- 3-е изд., «Молодая Гвардия», 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ
ЗАПИСЬ ЗВУКА С ТЕЛЕФОНА...
"Человек без Родины что соловей без песни"
Внеклассное мероприятие, посвящённое селу Лекарево...
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья». В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок). Особенности лирической прозы.
Маршрутный лист....
Информационные листы "Наша Родина -Россия"
Информационные листы "Наша Родина -Россия"...
Литературная гостиная на тему "Тебе, о Родина, сложил я эту песню". (по творчеству С.А. Есенина).
Данная методическая разработка посвящена творчеству С.А. Есенина, великого русского поэта....
Р.Гамзатов "Песнь соловья"
Презентация к уроку...