Эссе "Я-учитель"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе .
Нам свежесть слов и чувства красоту
Терять- не то ль, что живописцу - зрение,
Или актеру голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?...
Но не пытайтесь для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
А.Ахматова.
Воспитывать – это отдавать то, чем обладаешь. Значит, педагог обязан быть личностью нравственной, человеком честным, должен «не казаться», а «быть», проще говоря, поступать так, как говорит, никакого двоедушия, высокая степень доброты, терпения, сдержанности. Получился почти идеальный портрет. Вы скажете; легко ли?.. Легко ли постоянно владеть собой, когда перед тобой два десятка ребят, способных порой свести с ума?.. Дома родители иногда от одного-единственного не знают, куда деться.
Но эти родители не пошли в учителя, а мы выбрали эту профессию – значит, нам надо владеть собой.
Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться; как машинист, вести поезд, какое бы ни было у него настроение.
Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывается, кто умеет прощать и щадить.
Каждый ученик – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И неважно, сколькими годами исчисляется ваш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель.
Чуть больше года работы в школе уже многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что у них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность».
И поэтому я должна держать себя в хорошей личностной форме. Ведь если учителю не скучно наедине с собой, если вы – личность, то есть, человек со своим лицом, а не с обликом, каждая черточка которого утверждена «наверху», он всегда буде интересен своим ученикам.
Учитель, унижаемый обществом или начальством, никогда не воспитает духовно богатого, внутренне свободного человека. Я буду всегда стремиться к внутренней свободе.
Думаю, достоинство современного человека складывается из триединства личного, национального и интернационального, из совокупности внутренней свободы и устойчивости личности.
Я хочу научить детей гордиться своей национальной историей и культурой, помнить заветы предков, менталитет которых закреплен в нашей генетической памяти.
Да, стать мастером нелегко. И я, разумеется, не мыслю себя ни Песталоцци, ни Коменским, ни Ушинским.
Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой: не испугалась ли, способна ли перед юными вспыхнуть и согреть всех нуждающихся в твоем тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы и желание «сердце отдавать детям».
Каков я учитель, - судить моим ученикам. Но я точно знаю, каким никогда не буду и каким хочу быть.
Я не буду учить своих детей думать по подсказке, призывать к мировому пожару, диктовать чужую волю и навязывать свое видение мира. Я не буду взращивать яркие коллективы, а стану растить яркие индивидуальности, помогая каждому становиться личностью!
Я постараюсь учить своих детей любить Россию в «непогоду» - в гражданские сумерки, в идеологический мороз. В наше время мало кто понимает священный смысл словосочетания «Любовь к Родине». Я помогу ученикам полюбить Родину, ибо твердо знаю, что утрата связи с родной землей приводит к психологическому дискомфорту и распаду личности.
Лицо России для меня – это лицо ребенка. В нем все: чистота, надежда, вера, мечта, тайна, спасение. Но и боль, укор, те же вечные, наболевшие, не дающие покоя вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Мне страшно и больно, потому что не понаслышке знаю, что в наши классы приходят порой неухоженные, голодные, избитые, не выспавшиеся из-за родительских ссор дети, что некоторые из них не ночуют дома , живут в нищете. Боль и скорбь на лицах этих детей. И это тоже лики России: озлобленные, измученные, больные. И в таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое – помочь, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на Земле – это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого этот дом и дерево?
Судьба… Скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое нести любовь и радость».
Учитель – это не просто профессия. Это состояние души. Это образ жизни. Каким я его вижу? Нет, это не привычная схема, образец. Безусловно, это Личность, находящаяся в гармонии с собой и окружающим миром, это высокий профессионализм в сочетании с талантом общения.
Трудно поставить точку. Учительский труд – это вечный поиск, неуспокоенность. И это Любовь. Любовь к своему делу, своим воспитанникам.