Классный час "Мой город- Санкт-Петербург"
классный час (5 класс) на тему

Шурыгина Мария Евгеньевна

 Санкт-Петербург – город уникальный в русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи, и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt-peterburg.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург  –  город–музей.

  Санкт-Петербург – город уникальный в русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи, и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны.

  Петр I, царь-реформатор, задумал его как город своей мечты, как утопию идеального города. Прекрасная северная столица сказочно быстро выросла на самой окраине России, на берегу Балтийского моря, в устье реки Невы.

  Петропавловскую крепость заложили под грохот вражеских пушек 16 мая 1703 года на низком острове Енисаари (в переводе с финского – Заячий остров). Она должна была защищать земли Ингерманландии, отвоеванные молодой русской армией в ходе Северной войны со Швецией, и оборонять устье Невы. За всю историю этого фортификационного сооружения с его бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела, хотя гарнизон всегда был готов отразить нападение врагов. Крепость стала «твердыней власти роковой», одной из самых суровых тюрем России. Архитекторы  Д. Трезини, Н. Пино.

  Грандиозный ансамбль Стрелки Васильевского острова, один из лучших в Петербурге, образует центральное звено в панораме набережных Невы. Речная гладь между Заячьим островом и левым берегом Невы выглядит как величественная водная площадь, обрамленная прекрасными ансамблями центральных площадей города, однако Стрелка не всегда была такой. В прежние времена здесь был порт, и десятки кораблей и лодок сновали по акватории Невы. Зимой на ее льду устраивали гулянья и санные бега, а в день Крещения у проруби-Иордани царь принимал парад полков. Окончательный вид она приобрела к 1830-ым годам. Затопляемую Невой Стрелку подняли, укрепив и выдвинув берег в Неву более чем на 100 метров. Так образовалась Биржевая площадь. Ее главным украшением стала Фондовая Биржа, напоминающая античный храм, стоящий на гранитном подиуме. Архитектор  Ж.-Ф. Тома де Томон. Здание Биржи с Ростральными колоннами ( архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, скульпторы И. Камберлен, Ф. Тибо, мастер-каменотес С.К.Суханов) и набережными Стрелки Васильевского острова было первым развернутым классическим ансамблем Петербурга.

  В центре города на Дворцовой набережной расположено великолепное здание, построенное в стиле барокко, - Зимний дворец, бывшая императорская резиденция. Архитектор Б.-Ф. Растрелли. Сейчас в нем и еще в нескольких зданиях размещается Эрмитаж, музей мировой культуры.

  Его рождение связано с именем императрицы Екатерины II.  Она пожелала, следуя французской моде своего времени, возвести рядом с Зимним дворцом павильон «эрмитаж», то есть «место уединения», где устраивала дружеские приемы «без чинов». Здесь же хранились ценности ее художественного собрания, которое началось с принятия 225 картин западноевропейских художников от берлинского купца И. Гоцковского в 1764 году. Эта дата и считается годом основания Эрмитажа. С тех пор он прошел путь от закрытого дворцового собрания и места для развлечений знати до одного из крупнейших музеев мира. По богатству и разнообразию коллекций он стоит в одном ряду с парижским Лувром, римским Ватиканом, Британским музеем и рядом других сокровищниц.

  Петербургская архитектура своеобразна и неповторима. Она отличается уникальной выдержанностью огромных ансамблей, - в городах с многовековой историей они часто распадаются на участки пестрой  разновременной застройки. Санкт-Петербург имеет свой «язык» и говорит с нами своими улицами, площадями, монументами. Многое может поведать его центральная, историческая часть, где « водная площадь» Невы плавно перетекает в «созвездие» рукотворных площадей, и где шедевры Б.-Ф. Растрелли, А.Д. Захарова, К.И. Росси сливаются в единый архитектурный аккорд, создавая «строгий, стройный вид» Северной столицы. Здесь же замер на вздыбленном коне Медный всадник, памятник Петру I (скульпторы Э.-М. Фальконе, М.-А. Колло, архитектор Ю.М. Фельтен). Конная статуя Петра демонстрирует самые сильные черты его характера – бесстрашный полководец, мудрый законодатель, всесильный монарх. Сенатская площадь оказалась самым подходящим местом для монумента : его окружают здания Сенета и Синода, учрежденных Петром, а также Адмиралтейство и Кунсткамера.

  Исаакиевский собор разделяет Сенатскую площадь от Исаакиевской. Храм, строившийся как центр российского православия, - уникальное для Санкт-Петербурга здание. Он целиком облицован снаружи и отделан внутри разными породами декоративного и поделочного камня и является настоящей сокровищницей природных самоцветов. Архитектор О. Монферран. Собор связан с небесным покровителем основателем города, родившегося 30 мая, в день памяти святого Исаакия  Далматского. Таким образом, памятник ПетруI и храм образуют подобие императорского форума, какие устраивали в Древнем Риме.

  В центре Исаакиевской площади высится конная статуя – монумент другому императору, Николаю I. Архитектор О. Монферран, скульпторы П.К.Клодт, Р.К. Залеман. Петербуржцы шутят, что этому коню никогда не догнать медного всадника, стоящего по другую сторону собора.

  С Петербургом связано много пророчеств. Когда его только закладывали, воронежский архиерей Митрофаний предрек Петру I, что «покровом города» станет образ Казанской Божией матери и, пока икона хранится в Петербурге, в него не вступит враг. В 1710-х годах царица Прасковья Федоровна привезла икону из Москвы. Когда Санкт-Петербург, подобно другим европейским столицам, обрел в 1811 году свой кафедральный собор, Казанский, городская святыня стала храниться в нем.

  Казанский собор – самое великое творение зодчего А.Н. Воронихина, выходца из крепостных графа Строганова. К Невскому проспекту храм развернут боковым фасадом, так как алтарь храма полагается обращать на восток. Воронихин пристроил к нему мощную колоннаду, образующую полукруглую площадь. Храм стал памятником русской военной славы. В 1812 году тысячи петербуржцев провожали отсюда на войну с Наполеоном М.И. Кутузова, главнокомандующего русской армии. А через десять месяцев, когда вражеское войско было разбить, Кутузов скончался, и его останки погребли в соборе.

  Напротив собора находится яркий образец модерна – дом с башней, увенчанной глобусом, который врывается в стройные очертания Невского проспекта. До революции 1917 года он принадлежал американской фирме швейных машин «Зингер», но с 1919 года в доие разместился книжный магазин «Дом книги».  Архитектор П.Ю. Сюзор.

  Весной 1881 года император Александр II возвращался в Зимний дворец из Манежа после смотра военных учений. На Екатерининском канале его поджидали террористы-народовольцы с бомбами. Прогремел взрыв, и раненый царь упал на мостовую. Его увезли во дворец, где он в тот же день скончался. На месте покушения по воле Александра III был воздвигнут храм Воскресения Христова, или Спас-на-Крови. Несмотря на свое скорбное предназначение, он смотрится нарядно и празднично. Храм славится мозаиками, которые являются единственным в мире примером мозаичного искусства в новое время. Они посвящены евангельским сюжетам и созданы по эскизам знаменитых художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина и др. Архитекторы А.А. Парланд и архимандрит Игнатий (И.В. Малышев).

  Санкт-Петербург – город широких проспектов, и главный из них – невский, «душа» города. Он протянулся от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, на четыре с половиной километра, и на всем его протяжении здания образуют ровный и соразмерный строй. Величественный и гармоничный, под стать Северной столице, невский отмечен изяществом вкуса трех прославленных зодчих: А.Д. Захарова, К.И. Росси и А.Н. Воронихина. Они искусно соединили здания и архитектурные ансамбли в  целостный запоминающийся образ.

  К Невскому проспекту прилегает Площадь Островского – великолепный ансамбль, созданный К.И. Росси в первой трети ХIХ в. Центр ансамбля образует Александринский театр, гармоничный и праздничный, с квадригой покровителя бога искусств – Аполлона на самом краю аттика. Северный фасад здания обращен к Невскому проспекту. Перед театром разбит сквер, где в 1873 году был установлен памятник Екатерине II. Императрица показана в окружении девяти сподвижников, определивших «золотой век Екатерины». Скульптор А.М. Опекушин. В 1923 году площадь переименовали в честь драматурга А.Н. Островского.

  Среди множества зданий, в разное время построенных на Невском проспекте, выделяется дворец на углу набережной Фонтанки и Невского.  Он принадлежал великому князю Сергею Александровичу. Одной из самых известных обитательниц дворца была дочь князя Александра Михайловича, красавица Зинаида, прекрасно образованная и обладавшая чудесным голосом. По воле отца она вышла замуж за его друга Н.Г. Волконского, хотя ее сердце принадлежало императору Александру I, и тот отвечал ей взаимностью. Но позже он отдалился от нее, и княгиня уехала в Москву, а потом в Италию. Литературно-артистические салоны Зинаиды Волконской в Москве и Риме славились до ее смерти в 1862 году…

  Через Фонтанку возле дворца Белосельских-Белозерских перекинут Аничков мост, равный по ширине Невскому проспекту. Его украшает скульптурный ансамбль «Человек, укрощающий коня». Тема борьбы и триумфа силы, запечатленная в нем, по духу близка городу на Неве. Скульптор П.К. Клодт.  Мост является одним из самых известных мостов Петербурга.

  Александро-Невская лавра, давшая имя проспекту, - действующий мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Его основание относится к 1710 году, когда Петр I решил построить монастырь в память победы над шведами, одержанной в 1240 году русским войском под командованием князя Александра Невского. Мощи святого князя, в честь которого названа лавра, покоятся в Троицком соборе, занимающем центральное место в ее ансамбле. Этот ансамбль складывался на протяжении почти всего ХVIII века, и сейчас в него входят церкви, кельи, монастырские постройки, сады, кладбища. Лавра является первой по значению усыпальницей императорской России. В ее некрополях погребены члены императорской семьи и выдающиеся люди нашего Отечества: поэты, писатели, музыканты, ученые, полководцы, государственные деятели.

  Летний сад, особняки на Мойке, Петроградская сторона, мечеть, Смольный собор, Мариинский театр…  «… Надобно расстаться с Петербургом, надобно расстаться на некоторое время, надобно видеть древние столицы: ветхий Париж, закопченный Лондон, чтобы почувствовать цену Петербурга. Смотрите – какое единство! Как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями…» К.Н.Батюшков.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град петров, истой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!»        А.С. Пушкин «Медный всадник»

Использованная литература:

М.Ф. Альбедиль  альбом  «Санкт-Петербург», изд. «Яркий город», 2010 г.

А.С. Пушкин «Избранные сочинения в двух томах», Том I, изд. «Худож. лит», 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паралимпийский школьный день ШКОЛА N12 с углубленным изучением английского языка. Василеостровского района города Санкт-Петербурга

УПАРАЛИМПИЙСКИЙШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬМетодические рекомендации   Методические рекомендации составлены учителем физической культуры Болдовской Н.С.и педагогическим коллективом ГБОУСОШ №12 с углубленны...

Интегрированный урок (история - ИЗО - информатика ИКТ) по теме: "Архитектура города Санкт - Петербурга"

Тема урока: Архитектура города Санкт - ПетербургаКласс: 8Форма урока: интегрированныйТип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:образовательная: продолжить формирование навыков и умений...

Заочная экскурсия по городу Санкт-Петербургу "Ученые-физики на карте города"

Представленный материал - продукт Проекта по изучению учащимися открытий и биографий ученых физиков: Константинов  Б.П. ,  Курчатов И.В.,  Попов А.С. Сахаров А. Д Циолковский К, Э. Рент...

Классный час "Мой город - Санкт-Петербург"

Презентация для провдения классного часа на тему "Мой город - Санкт-Петербург".В хое классногочаса можно проверить на сколько хорошо знакомы учаищиеся с историей Санкт-Петербурга, знают ли о...

Урок экскурсия. Город Санкт-Петербург - Город Эссен

Экскурсия1 УРОВЕНЬ Общие сведения:а) история основания, место расположенияб) климат , населениев) реки2 УРОВЕНЬ Достопримечательности города3 УРОВЕНЬ Известные люди...