Методическая рекомендация по организации работы детского кукольного театра
методическая разработка на тему
Работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся, оказывает нравственное и эстетическое воздействие. Рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rekomendatsiya.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Центр детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
по организации работы в детском кукольном театре
Подготовила: Куторкина Н.Г.-
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся, оказывает нравственное и эстетическое воздействие. Рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня.
Первое занятие: Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер).
Занятие пройдет интереснее, если педагог представит тематическую презентацию на основе книги режиссера Центрального академического театр кукол С. Образцова «Всю жизнь я играю в куклы». Это поможет понять детям, что такое искусство театра кукол, разбудит желание заниматься в кружке.
Второе занятие: Экскурсия в городской театр кукол, обсуждение спектакля.
Руководителю надо помнить о том, что ребят следует подготовить к просмотру спектакля, усилив тем самым его воспитательный эффект. Например, нашить спектакль, который они будут смотреть, спросить, читали ли дети такую сказку, дать задание обратить внимание на то, как актеры представляют своих героев.
После просмотра спектакля провести беседу. План беседы приблизительно такой:
• Что тебе понравилось, в спектакле?
• Какие декорации особенно запомнились?
В ходе беседы возникает возможность обратить внимание детей на положительных и отрицательных героев, на определенные черт их характера: смелость или трусость, отзывчивость или равнодушие и т. д. Это влияет на формирование личности младших школьников.
Третье занятие: Работа над выбранной для спектакля пьесой. Работа эта состоит из выразительного чтения пьесы педагогом и беседы с детьми.
Готовя произведение к чтению вслух, педагог ставит перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические и смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением (т.е. использовать постановку творческих задач). Следует помнить, что первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих и, кроме того, ребята младшего возраста стремятся подражать в чтении педагога, а на первых порах работы это необходимо.
В беседу включить такие вопросы:
• Понравилась ли пьеса?
• Кто из ее героев понравился?
• Хотелось бы сыграть ее?
• Какова главная мысль этой пьесы?
• Когда происходит действие?
• Где оно происходит?
• Какие картины вы представляли при чтении пьесы?
• Какие декорации вы могли бы предложить к этой пьесе?
Четвертое занятие: Это занятие посвящено распределению ролей и чтению произведения учащимися. Важно давать конкретные рекомендации учащимся: определить сколько действующих лиц в пьесе, прочитать свою роль про себя и подумать, каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.
Чтение вслух:
• прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не «глотать» окончания, соблюдать правила дыхания.
• определить логические ударения, паузы.
постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать слова за «него» и почему именно так.
Роль педагога заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку справиться с чтением своей роли. Чтение проводится несколько раз.
Пятое занятие посвящено отработке чтения каждой роли, репетициям за столом.
Задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, характер персонажа.
Шестое занятие: изготовление кукол.
Седьмое занятие посвящено обучению работе над ширмой.
Методические рекомендации могут быть следующие:
1. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы – на большой и средний пальцы. Выполнить несколько упражнений – подвигать головой куклы, развести руки в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед.
2. Поводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараться делать это плавно, без скачков. Пройти от одного конца ширмы до другого. Несколько раз повторить упражнение. После отдыха (руки быстро устают) усложнить упражнения: кукла ходит по ширме, останавливается, вертит головой, хлопает руками. Кукла обращается с просьбой к детям, рассматривает книгу, говорит о ней, сопровождая слова определенными движениями.
3. Попробовать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Восьмое, девятое, десятое занятия посвящены изготовлению кукол, чтению каждым кукловодом своей роли и закреплению методики кукловождения.
Одиннадцатое занятие посвящено обучению соединения действия куклы со словами своей роли. Обычно к этому времени ребята знают свою роль наизусть. Здесь важна индивидуальная работа с каждым ребенком: как водить куклу, как говорить за нее, как соединять движения со словами роли. Работа на ширме чередуется с работой за столом, так как дети устают от постоянной работы на ширме.
Остальные занятия посвящены отработке всего спектакля в целом: постоянные репетиции на ширме, за столом, совершенствование чтения, изготовление простейших декораций (елочка, дерево, цветы, птички на дереве).
С помощью театра кукол можно ставить такие спектакли, которые невозможно поставить другим способом и раскрыть явления жизни с такой стороны, с какой невозможно раскрыть при помощи другого вида театра.
В кукольном театре надо стремиться воздействовать на нравственные и эстетические чувства детей. Поэтому надо выбирать пьесы, которые дают возможность видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное («Теремок», «Кот, петух и Лиса», «Кошкин дом»).
Надо предложить детям такое задание: что бы ты сделал, eсли бы оказался на месте героя?
А если бы тебе поручили сделать декорации к спектаклю? Предлагаем то, что понравилось, запомнилось в спектакле.
Участие в спектакле развивает ребенка: он учится говорить правильно и понятно, старается передать в своем чтении мысли и чувства героев. В процессе подготовке спектакля развивается творчество, фантазия, умение трудиться в коллективе. Театр обогащает детскую память, участие в общей работе расковывает детей, создает непринужденную обстановку в работе, позволяет педагогу наблюдать за тем, как ребята общаются друг с другом, не допуская грубости, обид.
Театр нужен детям: они чувствуют себя нужными, им интересно работать вместе с другими ребятами и педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ
В данных рекомендациях описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...
Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.
Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...
Методические рекомендации для организации работы в ЛТО и ЛОЛ
перечень документов и правила их оформления для работы в Летнем оздоровительном лагере и лагере труда и отдыха...
Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.
Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...
Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...
Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...