Конвенция о правах ребенка
план-конспект занятия (8, 9 класс) на тему
Это учебное занятие проводится в рамках месячника правовых знаний в нашей школе. Можно использовать при подготовке к олимпиаде по праву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное занятие о правах ребенка | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Окунёво»
Мелёхинская средняя общеобразовательная школа.
Методика проведения классных часов, учебных занятий, внеклассных мероприятий (сценарные разработки) по изучению Конвенции ООН о правах ребенка для детей и взрослых.
Конвенция о правах ребенка.
Автор: учитель обществознания
Тлебова Сауле Катрановна
педагогический стаж 15 лет,
высшая квалификационная категория
адрес: 627451 Тюмеская область
Бердюжский район
с.Мелехино, ул.Новая,9
Тел. 8(34554)33131
Пояснительная записка.
Конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по гражданско-правовому воспитанию детей и подростков «Международное законодательство о правах ребенка».
Номинация «Методика проведения классных часов, учебных занятий, внеклассных мероприятий (сценарные разработки) по изучению Конвенции ООН о правах ребенка для детей и взрослых.»
Тема: «Конвенция о правах ребенка».
Это учебное занятие для 8-9 классов, проводится в рамках месячника правовых знаний в нашей школе.
Сегодня в обществе очень много говорится о правах ребенка. Важно научить ребенка пользоваться своими правами, уважать права окружающих и не забывать ответственности за свои поступки. Ведь человек, наделенный правами, осознающий их значимость для себя, обязательно должен предпринимать меры для соблюдения этих прав в отношениях с другими людьми.
Занятие «Конвенция о правах ребенка - детям» дает представление об основах правового статуса ребенка, человека, гражданина, необходимых для дальнейшего цивилизованного участия в общественной жизни.
Цель занятия:
Объяснить значимость и актуальность Конвенции о правах детей для обеспечения защиты прав и свобод ребенка.
Задачи:
- Изучить основные положения Конвенции
- Сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам ребенка; закрепить правовые знания школьников, умение работать в группе, с текстом документов, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание правовой культуры школьников.
Данное занятие проводится во внеурочное время. Учащиеся должны иметь представление о своем правовом статусе, чтобы уметь реализовывать свои права. Поэтому используются элементы индивидуально-дифференцированного подхода и личностно-ориентированной технологии. Основная форма работы – групповая, но также используется и индивидуальная форма. Приемы и методы разнообразны: беседа, опрос, дискуссия, работа в группе, работа с источником.
Учебное занятие проводится для учащихся 8-9 классов, которые уже имеют представление о понятиях право и закон.
Конвенция о правах детей.
Цель занятия:
Объяснить значимость и актуальность Конвенции о правах детей для обеспечения защиты прав и свобод ребенка.
Задачи:
- Изучить основные положения Конвенции
- Сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам ребенка; закрепить правовые знания школьников, умение работать в группе, с текстом документов, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание правовой культуры школьников.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, тексты Конвенции.
Ход занятия:
1.Орг момент:
2.Учитель: 20 ноября. Что это за день? Чем он знаменит? (звучат ответы детей)
Для того, чтобы понять значение этого дня давайте послушаем сообщение.
Сообщение ученика:
Отношение к детям в прошлом было довольно потребительское, даже существует версия, что слово «ребенок» означало раб. Родители считали ребенка своей собственностью, непосильный детский труд, преступления против детства заставили мировое сообщество задуматься о судьбах самых маленьких. В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».В ней записано о правах ребёнка:
« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».
Но этого было мало потребовалось еще тридцать лет прежде чем появился еще один документ. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 44/25 приняла Конвенция о правах ребенка.
26 января 1990 года началось подписание Конвенции странами. Она вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. А в 1996 году было принято решение считать 20 ноября Днем прав ребенка.
( параллельно демонстрируются слайды 1-2)
Учитель: спасибо. Вы сейчас услышали, что историю даты 20 ноября. Скажите, пожалуйста, почему после принятия Декларации прав ребенка потребовалось принять еще и Конвенцию прав ребенка?
(звучат ответы детей)
Учащийся:
Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Для защиты прав ребенка была и принята Конвенция.
Учитель: совершенно верно. Конвенция обязательна к исполнению. (слайды 3-4). Она имеет 4 важных принципа: недискриминация, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право на жизнь, выживание и развитие, взгляды ребенка (слайд 5-7)
Ребята давайте проверим ваши знания о правах ребенка. Перед вами лежат карточки, где выписаны основные права ребенка и не только. Найдите права ребенка и сделайте комментарии к тем положениям, которые не подходят
(проходит и раздает карточки, идет индивидуальная работа, учащиеся читают, выбирают, осмысливают) Приложение №1
Ответы детей, где они выделяют права детей и взрослых. Далее следует провести проверку. Можно показать слайд с верным ответом.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа снабжается текстом документа.
Учитель: Конвенция о правах ребенка содержит 54 статьи. Тексты Конвенции лежат перед вами, каждая группа получает задание и начинает работать.
1 группа: статьи 1-17
2 группа: статьи 18-27
3 группа: статьи 32-41
4 группа: статьи 42-54
Задание общее для всех групп: проанализировать статьи, определить сущность, выделить, выписать и систематизировать основные права ребенка.
Защитить свой мини – проект.
На защиту мини проекта отводится 3 минуты. Участники других групп могут задавать вопросы.
Дискуссия: «Надо знать права» проводится в форме телевизионного ток-шоу с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций произошло нарушение прав ребенка.
Ситуация №1: ребенка отказались принять в поликлинике, потому что его родители прописаны в другом населенном пункте.
Ситуация №2: сотрудники полиции задержали подростка на улице.
Ситуация №3: ребенок не хочет ходить в школу и родители ему разрешили оставаться дома.
Ситуация №4: подростку 14 лет и он хочет сменить фамилию.
Необходимо назначить по 1 представителю от группы, кто будет вести дискуссию. Другие учащиеся вступают в обсуждение позже, оспаривая или поддерживая точку зрения представителя.
При проведении дискуссии важно придерживаться заданной темы и регламента по времени, иначе она может затянуться.
После дискуссии учитель делает выводы и подводит всех к итогам занятия.
1.Что нового вы узнали?
2. Необходимо ли это знание вам и почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель вместе с учащимися формулирует выводы:
1.Конвенция - это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.
2.В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
3.Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.
Учитель: Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём. Спасибо всем за работу.
Приложение №1
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
3.Что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
4.Право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
5.Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.
6.Имеет право избирать и быть избранным.
7.Имеет право участвовать в митингах, демонстрациях.
8.Право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
9.Имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
10.Неполноценный в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
11.Не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;
12.Имеет право на труд и на полный рабочий день
Приложение №2
1 группа статьи 1-17
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 5
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
Статья 12
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 14
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 15
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
2 группа статьи 18-27
Статья 18
1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Статья 19
1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Статья 20
1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Статья 21
Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
Статья 23
1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Статья 24
1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Статья 26
1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование
Статья 27
1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Группа №3 статьи 32-41
Статья 32
1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Статья 33
Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35
Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.
Статья 36
Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Статья 37
Ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;
Статья 38
Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
Статья 39
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.
Статья 40
1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.
Статья 41
Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:
a) в законе государства-участника; или
b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства.
Группа №4 статьи 42-54
Статья 42
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.
Статья 43
В соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.
2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.
3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.
Статья 46
Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.
Статья 47
Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 48
Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 49
Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 51
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.
Статья 52
Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 53
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей Конвенции.
Статья 54
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить меж...
Конвенция о правах ребенка
Данная презентация была использована на родительском собрании....
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"
Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...