Формы и методы работы в лагере
статья на тему
В статье раскрываются формы и методы организации досуга детей в лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_form_i_metodov_raboty_v_lagere.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание форм и методов работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Лето — это пора отдыха и приключений, общения и впечатлений. И где же, как не в лагере набраться тех самых ярких впечатлений, найти те самые приключения и как следует отдохнуть. Лагерь для детей – это возможность не только активно отдохнуть и весело провести время, но и возможность выразить себя, проявить свои лучшие качества, открыть в себе новые таланты и развивать уже имеющиеся. Для открытия в детях новых способностей, развития положительных качеств личности и сплочения детей в отрядах использовались разнообразные формы и методы работы с детьми.
В оздоровительном лагере «Летний островок» была реализована программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёная планета» (Приложение 1).
Основная идея смены — «путешествие» по природному, водному и животному миру Сызранского района, которая реализовывалась по средствам применения разнообразных форм и методов работы.
В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на оздоровление детей, воспитание экологической культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов детей.
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий отражены используемые виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.
В работе использовалась такая форма, как соревнование и конкурс (Приложение 2). Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение. Чаще всего использовались групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.
Одним из наиболее частых в применении был метод стимулирования деятельности – поощрение. Использовался как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).
Так же применялся метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.
Так же в работе применялись коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.
При проведении культурно-массовых мероприятий применялись инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций (Приложение 3).
Работа организатора, вожатых и отрядов отражена в средствах массовой информации (Приложение 4).
В конце каждого дня дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря», прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.
В течение лагерной смены все шесть отрядов ежедневно высаживали по одному цветку в свою отрядную клумбу, таким образом, у ребят формировалось эстетическое отношение к окружающей среде и труду. В конце лагерной смены ребята презентовали свою работу по сохранению окружающей среды. Пусть это не лес и не роща, а всего лишь пара цветущих клумб, но зато каждый ребенок будет знать, что он внес свой вклад в сохранение живой природы.
В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывали органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирался главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга (Приложение 5). Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Функции ответственных отделов: отдел туризма, спорта и оздоровления отвечает за подготовку к туристским мероприятиям, спортивным делам, комплектует команды для участия в соревнованиях, играх. Отдел оформления: отвечает за оформление объявлений, плакатов, текущих дел; ведет информационное обслуживание. Отдел досуга: ведет подготовку к мероприятиям: конкурсам, викторинам, соревнованиям; подчиняется главному советнику. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления
Помощь в организации досуга детей оказывали объединения, которые способствовали развитию способностей и интересов детей, их самовыражению. В течение всей лагерной смены работали следующие объединения: Спортивное направление: кружок общей физической подготовки, «Пионербол», « Футбол»; художественно – эстетическое направление: «мир из бумаги», «Оригами», «Вышивка лентами», «Сундучок идей», «Фото+» и другие; Экологической направленности: «Юные знатоки природы», «Волгорята»; Туристской направленности: «Юный туристёнок», «Шторм» и другие.
При работе с детьми так же рассматривалось взаимодействие детей и педагогов с родителями. Был составлен пан работы с родителями, согласно которому проводилось родительское собрание, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, а так же спортивные состязания между командами детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 6), конкурс стенгазет «Моя семья» и закрытии лагерной смены. Родители принимали активное участие в жизни лагеря.
По итогам лагерной смены педагог-психолог провел анкетирование детей, которое показало, что дети очень довольны проведенным временем в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Летний островок», среди проведенных мероприятий им больше всего запомнились «Зарница» (Приложение 7), конкурс юных велосипедистов «Большие гонки» (Приложение 2) и познавательная программа «Зеркало природы» (Приложение 8).
Успешность детей в различных мероприятиях повысила их социальную и творческую активность, активизировала их лидерские и организаторские качества, а так же способствовала развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии
Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...