Работа над дикцией
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназии № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга
План-конспект занятия по вокалу
Тема занятия: Работа над дикцией.
Автор: Лобачева В.В.
Санкт-Петербург
Цель: формировать сознательное овладение дикционными и певческими навыками
Задачи:
Образовательные:
- научить петь легко и свободно тренировочный материал и разучиваемый материал,
- отработать дикционные обороты в музыкально-тренировочном материале и при исполнении песни,
- обучить самоконтролю,
- закрепить новые знания.
Развивающие:
- развитие певческого и артикуляционного аппарата,
- формирование навыка фразировки вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
- расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.
Воспитательные:
- формирование речевой культуры
- формировать эстетический вкус, эмоциональное сопереживание и отзывчивость на текст и музыкальное сопровождение песни,
- воспитание смелости и уверенности в себе, веры в свои силы
Метод обучения: беседа, практическая работа, словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию.
Форма обучения: групповая, с элементами индивидуальной работы
Тип занятия: комбинированный: ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение ранее полученных навыков и умений.
Педагогические технологии, используемые на занятии:
- технология развивающего обучения
- технология компетентностного и деятельностного подхода
- технология дифференцированного обучения
- личностно-ориентированная технология
Деятельность учащихся: практическая работа
Оборудование: фортепиано, компьютер, микрофоны.
Предварительная работа:
Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование. Работа с детьми по разучиванию песни "Шёл по лесу музыкант" сл. С.Суэтов, муз. У.Пекки
Ход занятия:
№ п/п | Название этапа | Время | Замечания, используемые технологии | ||
Содержание и формы деятельности педагога | Содержание и формы деятельности детей | ||||
1. | Организационный (подготовительный) момент | 1 мин. |
Метод соучастия | ||
Организация детей на работу. Создание положительной установки на ход и результаты занятия. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации. | Приветствие педагога. |
| |||
2. | Основной этап |
3 мин. |
Метод показа, метод самоконтроля. Здоровьесберегающие технологии.
Технология дифференцированного обучения Фонопедический метод развития голоса В.Емельянова. Метод развивающего обучения. Технология личностно-ориентированная. Здоровьесберегающие технологии.
Технология личностно-ориентированная. Технология дифференцированного обучения. Технология развивающего обучения
| ||
Дыхательная гимнастика Дыхание без звука. Дыхание на опоре. Дыхание короткое. | Закрепление ранее выработанных навыков певческого дыхания.
| ||||
Артикуляционная гимнастика Работа над гласными. Сочетание гласных и согасных звуков |
Развитие артикуляционного аппарата.
|
3 мин. | |||
Вокальные упражнения Пение упражнений с закрытым ртом на "М". На одном звуке. Поступенное движение мелодии вверх и вниз. Пение звуков через ступень. Пение скороговорок. Развитие кантилены (плавного звуковедения). Распределение дыхания на певческую фразу. Свобода и полнота звучания | Формирование основных певческих навыков учащихся. Создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения. Особое внимание на качество звука, чистоту интонации, унисон. Свободное владение голосом. |
17 мин. | |||
Пение скороговорок Работа над четкостью дикции, над правильной артикуляцией. Развитие представления. |
| 10 мин. | |||
Работа над ранее разучиваемой песней "Шел по лесу музыкант» - 1 и 2 куплеты. Использование ранее полученных знаний в работе над песней: лёгкий звук, чёткая артикуляция, правильная вокальная позиция. Добиться чистого звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров. Проверка домашнего задания (эмоциональное исполнение)
| Использование полученных знаний в пении песни. Четкое пропевание слов песни. Эмоциональное исполнение. Петь осмысленно и художественно (выделяя акценты) Работа в коллективе, моральная поддержка друг друга в процессе пения, работа над динамикой.
|
10 мин.
| |||
3.
| Заключительный этап |
1 мин. |
Методы повышения самостоятельности и активности детей. | ||
Домашнее задание. Мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность.
| Дома повторять дыхательные упражнения, упр. на БРР-,упр. на расслабление голосовых связок. Работать над текстом скороговорки «На дворе трава» повторить текст песни. |
Основные источники информации:
- Ю.Паров «Азбука дыхания» 1988 г.
- Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле, 1980 г.
- Юссон Р. Певческий голос, 1974 г.
- Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению»,1987 г.
- В.В.Емельянов «Развитие голоса», 2000 г.
- Текст и минусовая фонограмма песни "Шёл по лесу музыкант" сл. С.Суэтов, муз. У.Пекки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над дикцией в театральном объединении.
Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читат...
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....
План-конспект урока на тему: работа над дикцией в музыкальном произведении.
Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима хорошая дикция, то есть четкое...
Работа над дикцией в детском хоре
Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хор...
Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".
Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...
Комплекс упражнений "Работа над дикцией"
Комплекс упражнени для развититя дикции...