Работа над дикцией
план-конспект по теме

Лобачева Виктория Вячеславовна

План-конспект занятия по вокалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_diktsiey.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназии № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга

План-конспект занятия по вокалу

Тема занятия: Работа над дикцией.

Автор: Лобачева В.В.

Санкт-Петербург

Цель: формировать сознательное овладение дикционными и певческими навыками

Задачи:

Образовательные:

  • научить петь легко и свободно тренировочный материал и разучиваемый материал,
  • отработать дикционные обороты в музыкально-тренировочном материале и при исполнении песни,
  • обучить самоконтролю,
  • закрепить новые знания.

Развивающие:

  • развитие певческого и артикуляционного аппарата,
  • формирование навыка фразировки вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
  • расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.

Воспитательные:

  • формирование речевой культуры
  • формировать эстетический вкус, эмоциональное сопереживание и отзывчивость на текст и музыкальное сопровождение песни,
  • воспитание смелости и уверенности в себе, веры в свои силы

 

Метод обучения: беседа, практическая работа, словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию.

Форма обучения: групповая, с элементами индивидуальной работы

Тип занятия: комбинированный: ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение ранее полученных навыков и умений.

Педагогические технологии, используемые на занятии:

  • технология развивающего обучения
  • технология компетентностного и деятельностного подхода
  • технология дифференцированного обучения
  • личностно-ориентированная технология

 

Деятельность учащихся: практическая работа

Оборудование: фортепиано, компьютер, микрофоны.

Предварительная работа:

Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование. Работа с детьми по разучиванию песни "Шёл по лесу музыкант" сл. С.Суэтов, муз. У.Пекки

Ход занятия:

п/п

Название этапа

Время

Замечания, используемые технологии

Содержание и формы деятельности педагога

Содержание и формы деятельности детей

1.

Организационный (подготовительный) момент

1 мин.

 

 

Метод соучастия

Организация детей на работу. Создание положительной установки на ход и результаты занятия. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации.

Приветствие педагога.

 

2.

Основной этап

 

 

3 мин.

 

Метод показа,

метод самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

Технология дифференцированного обучения

Фонопедический метод  развития голоса В.Емельянова. Метод развивающего обучения.

Технология личностно-ориентированная.

Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология личностно-ориентированная.

Технология дифференцированного обучения.

Технология развивающего обучения

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

Дыхание без звука.

Дыхание на опоре.

Дыхание короткое.

Закрепление  ранее выработанных навыков певческого дыхания.

 

Артикуляционная гимнастика

Работа над гласными.

Сочетание гласных и согасных звуков

 

 

Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

 

3 мин.

Вокальные упражнения

Пение упражнений с закрытым ртом на "М".

На одном звуке.

Поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Пение звуков через ступень.

Пение скороговорок.

Развитие кантилены (плавного звуковедения).

Распределение дыхания на певческую фразу.

Свобода и полнота звучания

Формирование основных певческих навыков учащихся.

Создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой.

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения. 
Анализ собственного пения и других участников процесса.

Особое внимание на качество звука, чистоту интонации, унисон.

Свободное владение голосом.

 

 

 

 

 

 

17 мин.

Пение скороговорок

Работа над четкостью дикции, над правильной артикуляцией.

Развитие представления.

 

 

10 мин.

Работа над ранее разучиваемой песней "Шел по лесу музыкант» - 1 и 2 куплеты.

Использование ранее полученных знаний в работе над песней:

лёгкий звук, чёткая артикуляция,

правильная вокальная позиция.

Добиться чистого звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.

Проверка домашнего задания (эмоциональное исполнение)

 

Использование полученных знаний в пении песни.

Четкое пропевание слов песни.

Эмоциональное исполнение.

Петь осмысленно и художественно (выделяя акценты)

Работа в коллективе, моральная поддержка  друг друга в процессе пения, работа над динамикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Заключительный этап

 

 

1 мин.

 

Методы повышения самостоятельности и активности детей.

Домашнее задание.

Мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность.

 

 Дома повторять дыхательные упражнения, упр. на БРР-,упр. на расслабление голосовых связок.

Работать над текстом скороговорки «На дворе трава»

повторить текст песни.

 

 

Основные источники информации:

  1. Ю.Паров «Азбука дыхания» 1988 г.
  2. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле, 1980 г.
  3. Юссон Р. Певческий голос, 1974 г.
  4. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению»,1987 г.
  5. В.В.Емельянов «Развитие голоса», 2000 г.
  6. Текст и минусовая фонограмма песни "Шёл по лесу музыкант" сл. С.Суэтов, муз. У.Пекки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над дикцией в театральном объединении.

Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читат...

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

План-конспект урока на тему: работа над дикцией в музыкальном произведении.

Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима  хорошая дикция, то есть четкое...

Работа над дикцией в детском хоре

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хор...

Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".

Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м...

Комплекс упражнений "Работа над дикцией"

Комплекс упражнени для развититя дикции...