Нанесение размеров
план-конспект урока (8 класс) на тему

Шувалова Ольга Валерьевна

Урок разработан в технологии деятельностного метода с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в ТДМ для 8 класса126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок :Черчение

Класс: 8 класс

Учитель: Шувалова Ольга Валерьевна

Программа: «Черчение»

Авторы: доктор педагогических наук А.Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ И.С. Вышнепольский .

Учебник: Ботвинников, А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений [текст] / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. –Издательство «Просвещение» АО «Московские учебники», Москва 2008

Тема: «Нанесение размеров на чертежах предмета»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ), продолжительность 40 мин.

Основные цели:

  1. Сформировать знания о видах размеров, о правилах , приёмах и методах нанесения размеров;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;
  3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в паре, группе.

Материал к занятию:

  1. Мультимедийная презентация                                    

Раздаточный материал: карточки на повторение, карточки- задания на первичное закрепление.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

- Ребята, добрый день, начинаем урок черчения. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с правилами оформления конструкторских документов-чертежей Я надеюсь, что наш урок пройдёт с пользой и интересно. Как вы думаете, зачем нам знания по оформлению чертежа? (…)

- А как вы будете учиться? Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? Правильно, мы сначала повторим то, что нам нужно для урока, потом получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и самим получить эти знания.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии(7 мин)

- Перед тем, как получить новое задание, напомните, какие темы мы изучали ранее (…).(К этому уроку восьмиклассники уже знакомы  с понятием стандартов ЕСКД, назначении и использовании линий чертежа, понятием масштаба, чертёжным шрифтом).

Ученики выполняют задание, затем проверяют его по образцу, меняясь вариантами , и оценивают, используя критерии оценки .

Предмет: «Черчение»   Линии чертежа, шрифт, масштаб Вариант1

   Ф.И.О (                                             )  класс(      ) 

 Оценка: (один вопрос -1 балл)  10 бал.-«5»,   8 бал.-«4»,   5 бал.-«3»,   4 бал.-«2».

Указание:  1) определите  правильный ответ;  2)нужный вариант (цифру) впишите в графу «отв.»

вопросы

1 вариант ответа

2 вариант ответа

3 вариант ответа

4 вариант ответа

Отв.

1

Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий

Штриховая

Штрихпунктирная

Сплошная тонкая

Волнистая

2

На пересечении  каких линий должен находиться центр окружности

Штриховой

Штрих- пунктирной

Сплошной  тонкой

Волнистой

3

Какую толщину имеет линия  «2»

img001

От  0,5 до

 1,4 мм.

От s\3  до

s\2мм.

S мм.

От S  до

1,5 s мм.

4

Определите неверный размер шрифта

2,5

3, 5

5,5

14

5

 Стандарт  предусматривает  начертание  букв

С наклоном

вертикально

оба варианта

Как хочет чертёжник

6

Если размер шрифта №10, то чему равна высота строчных букв

5

7

10

14

7

Какую длину имеют штрихи штриховой линии

5…30 мм.

2…8 мм.

4…6 мм.

3..5 мм.

8

Какую длину имеют штрихи штрих-пунктирной тонкой линии

3..5 мм

4..6 мм

5..30мм

2..8 мм

9

Для  изображения  оси  симметрии  детали  применяют  линию

волнистую

штрихпунктирную

тонкую

Сплошную толстую

10

Какой из масштабов не предусмотрен ГОСТом

1:3

5:1

1:2,5

2:1

Предмет: «Черчение»   Линии чертежа, шрифт, масштаб Вариант2

   Ф.И.О (                                             )  класс(      ) 

 Оценка: (один вопрос -1 балл)  10 бал.-«5»,   8 бал.-«4»,   5 бал.-«3»,   4 бал.-«2».

Указание:  1) определите  правильный ответ;  2)нужный вариант (цифру) впишите в графу «отв.»

вопросы

1 вариант ответа

2 вариант ответа

3 вариант ответа

4 вариант ответа

Отв.

1

Какую длину имеют штрихи штрих-пунктирной тонкой линии

3..5 мм

4..6 мм

5..30мм

2..8 мм

2

Для  изображения  оси  симметрии  детали  применяют  линию

волнистую

штрихпунктирную

тонкую

Сплошную толстую

3

Какую толщину имеет линия  «2»

img001

От  0,5 до

 1,4 мм.

От s\3  до

s\2мм.

S мм.

От S  до

1,5 s мм.

4

На пересечении  каких линий должен находиться центр окружности

Штриховой

Штрих- пунктирной

Сплошной  тонкой

Волнистой

5

Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий

Штриховая

Штрихпунктирная

Сплошная тонкая

Волнистая

6

Какую длину имеют штрихи штриховой линии

5…30 мм.

2…8 мм.

4…6 мм.

3..5 мм.

7

Какой из масштабов не предусмотрен ГОСТом

1:3

5:1

1:2,5

2:1

8

Если размер шрифта №10, то чему равна высота строчных букв

5

7

10

14

9

Определите неверный размер шрифта

2,5

3, 5

5,5

14

10

 Стандарт  предусматривает  начертание  букв

С наклоном

вертикально

оба варианта

Как хочет чертёжник

Вариант 1                              Вариант 2

Образец проверки

Образец проверки

1

 3

1

 3

2

 2

2

 2

3

 2

3

 2

4

 3

4

 2

5

 3

5

 3

6

 2

6

 2

7

 2

7

 1

8

 3

8

 2

9

 2

9

 3

10

 1

10

 3

Фиксируются результаты по повторению.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким  понятием как размер предмета. Для чего чертежи должны содержать размеры? Слушаются варианты ответов.

- Правильно, по размерам можно судить о величине изображённого предмета и его частей. До тех пор пока размеры не определены, чертеж мало понятен и не может быть документом, по которому изготавливается деталь. Процесс нанесения размеров является одним из самых трудоемких при подготовке проектно-конструкторской документации.

Теперь я предложу вам пробное задание. (Слайд №1)

Снимок.PNG

-Сможете ли вы, глядя на чертёж, определить размеры детали?

-Сможете ли самостоятельно проставить размеры? Затрудняетесь?

3. Выявление причин затруднения.

-Значит, что вы не знаете, чтобы выполнить это задание? (Правила нанесения размеров на чертеже)

4. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

-Значит, какая ваша цель? (Узнать, как правильно нужно наносить размеры детали на чертеже)

-Сформулируйте тему урока.

На доске и в тетради фиксируется уточнённая тема урока.

-Давайте попробуем составить план наших дальнейших действий. С чего начнём?

В процессе обсуждения выявляются основные пункты плана, которые корректируются учителем и фиксируются на доске:

  1. Виды размеров
  2. Размерные линии, размерные числа
  3. Условные обозначения
  4. Последовательность нанесения размеров

Класс делится на четыре группы. Каждой группе предлагается самостоятельно, работая с учебником подобрать материал по своему пункту плана.

Далее следует  выступление групп. У учителя подготовлена презентация по пунктам плана, по которой учащиеся могут комментировать своё выступление.

1группа –комментирует 2-4 слайды

2гуппа- комментирует 5 слайд

3группа- комментирует  6 слайд

4группа- комментирует 7-10 слайды

5.Физкультминутка (2 мин)

6..Первичное закрепление (8 мин)

Фронтальная работа. (Слайд №11-14). Каждой группе предлагается найти ошибки на чертежах.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(7 мин)

Слайд №15. Учащимися раздаются карточки по вариантам. Нанесите размеры.

Вариант 1  Ф.И. ___________ класс_____              Вариант 2 Ф.И.__________ класс______

C:\Users\Ольга\Desktop\Снимок 3.PNGC:\Users\Ольга\Desktop\Снимок 4.PNG

-Время вышло, проверьте качество выполнения самостоятельной работы. На экране- эталон для самопроверки. После выполнения работы, учащиеся проверяют работу по эталону для самопроверки, определяют причину ошибки, исправляют их.

6.Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Подводя итоги урока, учитель обсуждает и анализирует с учащимися содержание осуществлённой учебной деятельности. Далее предлагаются возможные вопросы и  темы для обсуждения:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтоб его преодолеть?
  • Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам её достичь?
  • Оцените свою деятельность на уроке? Как вы оцените деятельность одноклассников на уроке?
  • Проанализируйте, вам было легче (удобнее, результативно) работать самостоятельно, в группе?
  • Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке было для вас самым трудным?
  • В чём для вас практическая польза знаний, которые вы «добыли» сегодня на уроке?

Далее рассматривается варианты домашнего задания и способы его выполнения: учебник§ 2.5, стр.29.Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила нанесения размеров

Основные правила нанесения размеров...

Презентация и конспект урока Нанесение размеров

В презентации представлен материал пр правилам нанесения размеров....

Нанесение размеров на чертеже

Презентация по черчению...

Конспект урока по черчению "Правила нанесения размеров"

Знакомство учащихся с темой «Правила нанесения размеров»  для понимания и выполнения чертежных документов, для развития графических навыков, воспитания познавательного интереса к предмету, формир...

Урок-презентация по технологии (Черчение и графика) "Основные правила нанесения размеров"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по черчению. Урок 4 "Основные правила нанесения размеров". В заметках слайдов презентации имеется текст....

Презентация "Нанесение размеров. Правила"

Правила нанесения размеров...