Исследовательская деятельность детей 5-7 лет в условиях дополнительного образования.
статья на тему
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Организовывать учебно-исследовательскую деятельность надо по законам проведения научных изысканий и строиться она должна как самостоятельный творческий поиск.
В современной педагогике выделяют три уровня реализации «исследовательского обучения»:
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения;
- решение предстоит самостоятельно найти ребенку - педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
- на третьем, высшем уровне, постановка проблемы, поиск методов исследования и поиск решения осуществляются детьми самостоятельно.
Обобщая дидактические разработки различных авторов (Репьев С.А., Рыжова Н., Крейг А., Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., Савенков А., Немов Р.С., Подласый И.П. и пр.) выделили для работы с дошкольниками следующие этапы, характерные для научного исследования:
- выявление (видение) проблемы, выбор темы исследования;
- знакомство с литературой, сбор материала, подбор оборудования по данной теме;
- постановка проблемы, формулирование вопросов;
- формулирование гипотезы исследования;
- сбор собственных данных (наблюдения, простейшие опыты и эксперименты, перевод с языка слов на язык символов и знаков, работа с простейшей измерительной аппаратурой, моделирование);
- подведение итогов, регистрация результатов в рисунках, сериациях, схемах, моделях;
- обобщение полученных данных, простейшие выводы и умозаключения;
- подготовка проекта (сообщение, макет и пр.);
- защита проекта.
На всех этапах исследовательской работы педагог должен ясно осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Предлагаем несколько общих правил для педагога, выполнение которых позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения и подходить к работе творчески:
- Учите детей действовать независимо, избегайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за детей того, что они смогут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться, управлять процессом усвоения знаний, т.е.
а) прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению.
Учебное исследование в группе предшкольного развития и образования можно планировать в несколько этапов.
- этап - «тренировочные занятия». Это могут быть 2-3 фронтальных занятия с подгруппой дошкольников, что необходимо для того, чтобы каждый ребенок познакомился с «техникой» исследования.
- этап - «самостоятельные учебные исследования». На этом этапе привлекается вся группа, исследование проводится в рамках одного занятия.
Для более качественной исследовательской деятельности рекомендуем предусмотреть в предметно-развивающей среде организацию детской лаборатории. Основные требования к ее оборудованию совпадают с требованиями к игрушкам и пособиям для детского сада. Оборудование должно быть безопасно, функционально, привлекательно, доступно, легко содержаться в чистоте. Оборудование может быть как общим, так и сгруппированным по развивающим центрам, например, центр естествознания, центр элементарных математических представлений и логики, центр ИЗО-деятельности и т.д.
Как педагогическая технология, учебное исследование может быть использовано на всех предметных занятиях как часть и, примерно 1 раз в месяц (в зависимости от материала и вида деятельности) как основная составляющая занятия. Важно так же, учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в микроподгруппах (вдвоем или втроем).
Если оборудована лаборатория, то совместная работа педагога с детьми планируется 1 раз в неделю по 25-30 минут. Основная форма проведения экспериментальной работы - игра. Можно использовать в одной игре как опыты из разных областей знаний, так и по 2-3 опыта (эксперимента) объединять по тематике (например, «звук», «свойства воды», «испытание магнита, опыты с глиной и песком» и пр.). При планировании учебно-исследовательской деятельности в общей схеме развивающе - образовательной работы детей 5 – 7 лет можно учитывать следующую схему:
виды деятельности | учебно-исследовательская деятельность | |
на занятиях | вне занятий | |
Ознакомление с окружающим миром. | 1 раз в 2 месяца самостоятельное занятие; 1-2 раза в месяц как часть; постоянно как основной метод обучения. (сравнительное наблюдение за объектом, моделирование). | Наблюдение, игры-эксперименты, простейшие опыты, детские игры, моделирование - по логике образовательного процесса (предварительная и последующая работа). |
Ознакомление с природой. | 1 раз в месяц самостоятельное занятие; еженедельно, как часть занятия (с обязательной регистрацией результатов в календаре погоды и дальнейший анализ данных). | Ежедневно наблюдения, труд, дежурство - регистрация данных в календаре погоды, природы;- организованные опыты в мини-лаборатории, длительные исследования (растения). |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. | 1 раз в неделю как часть занятия (обратить особое внимание на опыты со звуком, моделирование) по логике образовательной задачи. | Предварительная и последующая работа, игры-эксперименты в мини-лаборатории. |
Развитие элементарных математических представлений. | На каждом занятии как основной метод обучения, используя все формы (измерение жидких и сыпучих веществ; объема, формы). Работа с множеством. | Ежедневно, индивидуально или в мини-подгруппах игры-эксперименты в мини-лаборатории. |
Художественно-продуктивная. | На каждом занятии как основной метод обучения, используя все формы (сравнение цвета, формы, смешивание, использование нестандартных материалов и оборудования). | 2-3 раза в неделю работа в мини-подгруппах в детской лаборатории. Обязательно фиксировать результаты в детских работах. |
Повседневная жизнь: -игры; - физическая активность; - труд. | Еженедельно игра-эксперимент по любому предмету, виду деятельности. - 1-2 раза в месяц - обучение; - наблюдение, посильное участие, фиксации наблюдений - 1-2 раза в месяц. | Все виды игр, свойства воды, песка, глины, бумаги, ткани и пр. - обучение п/и с элементами модификации; - ежедневно, во время прогулки (с учетом сезона). |
Работа родителями. | - на родительских конференциях, собраниях; - совместный труд, игры; - продолжение работы в домашней лаборатории. |
Педагогу необходимо помнить, что учебно-исследовательская работа детей 5-7 лет способствует развитию их познавательной активности в первую очередь с учетом национально-регионального компонента в контексте воздействия зон развития.
Литература, рекомендованная в помощь воспитателю:
1. | Балова Н. Домашняя лаборатория // «Игра и дети», 2001г. № 10, с. 6. |
2. | Большая энциклопедия дошкольника — М:, Олма-Пресс, 1999. |
3. | Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду - СПБ:, Детство - Пресс, 2000. |
4. | Иванова Л. «Волшебное ведро» и другие игры //»Обруч», 2001 г. №5, с. 19. |
5. | Коменский Я. А. Избранное сочинение - т. 1, М:,1939. |
6. | Крейг А., Росни К. Наука энциклопедия - М:, Росмэн, 1999. |
7. | Машкова Т. Пруд, пруд, пруд // «Обруч», 1999 г.№ 5, с. 27. |
8. | Метелина Н.О. Слушайте во все уши (опыты со звуком) // «Мастерилка», 1996. |
9. | Немов Р.С. Психология в трех книгах - М:, Владос, 1999. |
10. | Организация работы Центра науки для детей дошкольного возраста «Институт. Открытое общество», Региональный центр развития образования - Новгород,1997. |
11. | Подласый И.П. Педагогика. Новый курс - М:, Владос, 1999. |
12. | «Почувствуйте ветер» // «Обруч», 2000 г. № 3, с.23. |
13. | Репьев С.А. Забавные химические опыты //»Мастерилка», 1998. |
14. | Репьев С.А. Забавные физические опыты //»Мастерилка», 1998. |
15. | Рыжкова Н. Знакомим детей с почвой //»Дошкольное воспитание», 1998 г. № 4, с. 53. |
16. | Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // «Обруч»,1997 г. №6, с. 18. |
17. | Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // «Дошкольное воспитание», 2000 г., № 2, с. 8. |
18. | Сикорук Л.Л. Физика для малышей - М:, Педагогика, 1983. |
19. | Смирнов Ю.И. Мир физики. Хочу все знать. – С-ПБ Мим - экспресс, 1995. |
20. | Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, 1974, с. 29. |
21. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Б. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // «Дошкольная педагогика», 2001 г. № 1, с. 33. |
22. | Харитонова А. Исследовательская деятельность дошкольника // «Дошкольное воспитание», 2001 г. № 7, с. 32. |
23. | «Эксперименты на плавучесть» // «Обруч», 2001 г. №2, с. 37. |
24. | Экспериментируют дети. // «Дошкольное образование», сентябрь, октябрь, ноябрь, 2001. |
25. | Юдин Г. Букваренок - М:, Росмэн, 1996. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании
Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...
Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
"Организация деятельности детского кафе в условиях дополнительного образования детей"
Работа содержит теоретический и практический материал по организации деятельности детского кафе и может быть полезна педагогам - организаторам общеобразовательных учреждений и учреждений дополни...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования
Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)
1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...
РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...
Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей
Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...