рабочая программа
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс по фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_moy_edinstvennyy.docx | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА
ПРИНЯТО НА ПЕДСОВЕТЕ МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань Протокол № 1 от 30 августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань _______Гурдина З.Д. Приказ № 171 от 31августа 2016 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Край мой единственный в мире»
для 5-х классов
Учитель русского языка и литературы:
Пятаева Альфия Рафиковна
Рабочая программа курса «Край мой единственный в мире» МБОУ СОШ №1
с. Средняя Елюзань основного общего образования для 5-ого класса в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа курса «Край мой единственный в мире» составлена на основе образовательной программы основного общего образования по русскому языку МБОУСОШ №1 села Средняя Елюзань с родным (нерусским) языком обучения, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ,
Учебный план МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань отводит для изучения курса «Край мой единственный в мире» 1 час в неделю (всего 34)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Край мой единственный в мире »
Изучение курса дает возможность достичь следующих результатов:
Личностные результаты :
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их национальности и вероисповедания;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты :
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
Предметные результаты :
1) в познавательной сфере:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел 2.Содержание курса
«Край мой единственный в мире»
Всего 34 часа, 1 час в неделю
Вводный урок. С чего начинается Родина (1час.)
Страницы прошлого (1 час)
Стихотворения поэтов Родного края о Родине (1 час). К. Симонов «Родина», В. Тушнова «Вот говорят: Россия…», А. Яшин «В несметном нашем богатстве», М. Смирнова «Пройдись по пензенскому краю…», Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко», Б. Милавин «Я в лес вхожу…».
Песни и сказки Пензенской области (2 часа) Стихи и сказки А. П. Анисимовой (1 час). «Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны», «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит». Природа Родного края в стихах А. П. Анисимовой, отношение к труду и жизни в песнях.
Русские народные сказки о Поиме, его сказках и песнях (2 часа). Сказка «Охотник и колдун», «Иван Зелёный», образы сказителей, добро и зло в сказках, сказки о Поиме и другие народные сказки (общее и различия).
Мордовские народные сказки (2 часа). «Юрт-Ава», «Красавица Варана», сопоставление мордовских сказок с русскими народными сказками, особенности мордовских сказок, добро и зло в сказках
Литературные сказки (1 час). А. П. Анисимова «Птица Радость», в чем сходство литературной сказки с народными сказками, традиционные сказочные элементы и образы.
Сказ Мордовской сказительницы Фёклы Игнатьевны Беззубовой
(1 час). «Девушка Май». Образ мордовской девушки в сказе, наряды мордовских женщин и девушек.
В мире культуры (2 часа)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки
Нравственные ценности российского народа (7 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Пензенской области.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края. Пензенский край – родина и место жительства многих известных учёных, внесших свой вклад в развитии отечественной науки.
Художники, поэты, музыканты земли Пензенской. Искусство росписи тканей, народные промыслы Палеха и Холуя, творчество композиторов Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И.; художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И., братьев Чернецовых, Кустодиева Б.М..Поэтов с.Средняя Елюзань-Асият Дашкин,Гомяр Дашкин.
Мир добрых соседей (2 часа)
Культурные и религиозные традиции православных жителей Пензенского края. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.
Культурные и религиозные традиции мусульман Пензенской области. Вклад мусульман в развитие культуры Пензенской области. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Иудеи Ивановской области.
И. А. Крылов (1 часа). Басни «Ода Уединение», «Свинья под дубом». И. А. Крылов и Пензенский край. Человек и природа в баснях И. А. Крылова, пороки людей, сходство басен и сказок.
Н. И. Катков (1 час). Басня «Река и Океан», «Про Петю». Н. И. Катков и Пензенский край. Участник Великой Отечественной войны, лирик, прозаик, баснописец и сатирик.
Духовные ценности (1 час)
Музеи Пензенского края. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Пензенский государственный историко-краеведческий музей .
М. Ю. Лермонтов (2 часа). Тарханы и тарханские впечатления в произведениях Лермонтова. Сказка «Ашик-Кериб». Действующие лица сказки, сходства и различия с другими сказками.
Поэты о Родном крае (1 час). В. К. Звягинцева, известная поэтесса и переводчица. В. К. Звягинцева и Пензенская земля. «Поездная», «Калитка».
Урок-проект (3 часа). Литературные места Пензенской области. Наровчат, Тарханы. Литературные места г. Пенза
Твой духовный мир (1 час)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел 3.Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема | Дата | Основные виды деятельности |
1. | Вводный урок. С чего начинается Родина? | Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). | |
2. | Страницы прошлого | Формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка. | |
3. | Стихотворения поэтов Пензенского края о родине | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | |
4-5. | Песни и сказки Пензенской области | Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок .Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.. Нравственная оценка героев сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций. Сочинение собственных сказок
| |
6. | Сказки из сборника А.П.Анисимовой. | ||
7 | Русские народные сказки о Поиме,его сказках и песнях Сказка «Охотник и колдун».. | ||
8. | Сказка «Иван зеленый». | ||
9. | Мордовские народные сказки. «Юрт-ава | ||
10. | Сказка «Красавица Варана». | ||
11. | Литературные сказки. А.П.Анисимова. «Птица Радость | ||
12. | Мордовская сказка «Девушка Май» | ||
13. | Величие российской культуры | Учебный диалог: обсуждение учебных текстов. Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». | |
14. | Человек – творец и носитель культуры. | ||
15. | «Береги землю родимую, как мать любимую».. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя.Описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. Обсуждение учебных текстов. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.Обсуждение учебных текстов. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильмов о заповедниках России. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. Знакомство с мировой историей празднования Нового года (Пасхи, дня Благодарения и др. – по выбору педагога). Праздники мусульман. Обсуждение рассказа об истории празднования дня рождения и именин. Знакомство с историей и значением популярных имен. Групповая работа: Как поздравить с днем рождения? Обсуждение: как с этим заданием справляются герои популярных мультфильмов (просмотр эпизодов из мультфильмов «Винни Пух» и «Лунтик»-80 серия, «День рождения кота Леопольда»). Выставка поздравительных открыток из семейных архивов. Беседа об истории их появления в семье. Мастерская по изготовлению поздравительной открытки родным. «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Возможно включение рассказа учителя о Петре и Февронии Муромских и обсуждение вопроса: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказы о традициях своей семьи. | |
16. | Жизнь ратными подвигами полна . | ||
17. | В труде – красота человека.. | ||
18. | Бережное отношение к природе | ||
19. | Семья – хранитель духовных ценностей | ||
20. | Вклад наших земляков в отечественную науку. | ||
21. | Художники, поэты, музыканты земли Пензенской. | ||
22 | Культурные и религиозные традиции православных жителей,евреев. . | Эвристическая беседа, подготовка учащимися презентаций с фотографиями архитектурных памятников Пензенской области, экскурсия в школьный музей; виртуальные экскурсии. Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: вклад мусульман в развитие культуры Пензенской области. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети (см.учебник Андрей Полякова, Н. Виноградова, В. Власенко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М. Вентана-граф.201). Экскурсия в мечети с.Средняя Елюзань, виртуальные экскурсии. Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа- повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. | |
24. | Культурные и религиозные традиции мусульман Пензенской области. | ||
25. | Выразительное чтение наизусть басни «Свинья под дубом». И.А.Крылов «Ода уединения»,басни.». | Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников Понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать , понимать и формулировать тему, идею | |
26 | Н.И.Катков. Басня «Река и океан», «Басня про Петю» | ||
27. | Музеи Пензенского края | Участие в подготовке заочной экскурсии. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог,умение самостоятельно организовывать | |
28 | Поэты о родном крае | ||
29-31 | Урок-проект Литературные места Пензенской области. | ||
32-33 | М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб» . «Тарханы в жизни Лермонтова». | собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. | |
34 | Твой духовный мир | Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». |
Планируемые результаты изучения курса «Край мой единственный в мире»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении курса являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Пензенскому краю, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов, населяющих Пензенский край
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения курса «Край мой единственный в мире» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)