ОРКСЭ. ОБК
методическая разработка на тему
для учителей преподающих ОБК в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buddiyskie_svyashchennye_sooruzheniya.doc | 45 КБ |
konkurs_znatoki_buddizma_4_klass_obk.doc | 26.5 КБ |
obraz_buddy6.doc | 95 КБ |
sertifikat.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Буддийские священные сооружения. Ступы. ОРКСЭ. ОБК, 4 кл
Цель урока – познакомить учащихся с культурным наследием буддизма в мире, России и в Туве, об их сакральном и духовном предназначении, о значении сохранения памятников духовной культуры в нашей республике
Расширить кругозор учащихся, воспитать уважение к духовной культуре народа, учить беречь их и сохранить для последующих поколений
Урок беседа с привлечением дополнительного материала
Ход урока
- Конкурс «Лучший знаток Основ буддийской культуры» - 15 минут
Конкурс проводится в виде 10 тестовых заданий с возможными вариантами правильных ответов с целью проверки знаний по основам буддийской истории и философии
Оценка и стимулирование работы учащихся на уроке. Тесты проверяются сразу после написания. Учитель читает правильные ответы, учащиеся проверяют работы товарища по парте. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Общий балл - 10.
Полученные баллы записываются в сертификате участника конкурса и подводятся итоги. У кого самое большое количество баллов – 9-10 – награждается грамотой победителя, 8-7 - грамотой призеров. Награждение победителей
- Вводная беседа с учащимися
Учитель задает вопрос: Ребята, какие памятники буддизма вы знаете в нашем городе и республике?
Возможные правильные ответы учащихся – буддийский дацан, буддийские храмы, барабан, ступы (субурганы), оваа (ритуальные каменные насыпи), священная гора и пр.
Учитель: Вы правильно назвали один их буддийских памятников – ступу (субурган). Кто знает – что такое буддийская ступа? Кому посвящены буддийские ступы? Как люди используют ее?
Возможные варианты ответов учащихся – памятник, святое сооружение, посвященное Будде Шакьямуни. Верующие приходят к ним, совершают ритуальный обход вокруг них, совершают поклоны, молятся, развешивают молитвенные флаги (хей-аът тугу), загадывают свои пожелания.
Рассказ учителя о буддийских ступах сопровождается презентацией «Буддийские ступы»
План:
- История возникновения буддийских ступ
- Виды буддийских ступ
- Значение буддийских ступ для верующий и для культурного наследия народа
- История возникновения буддийских ступ
Ступа – священное сооружение, символ просветленного ума святых существ. Впервые ступы появились в Древней Индии еще до зарождения буддизма
Ребята, откройте страницу 60 учебника и прочитайте второй абзац о появлении первых буддийских ступ в Индии.
Вопрос учителя: Когда появились первые буддийские ступы?
Ответ учащихся: После ухода Учителя Будды Шакьямуни, его ученики и простые верующие, решили кремировать тело Будды, а прах поместить в каменные сооружения – ступы.
Учитель: Да, правильно, ребята. Было сооружено 8 ступ разных видов, посвященных важным событиям в жизни Будды Шакьямуни. Но несмотря на то, что они были разные, но символизировали сострадательный, просветленный ум Будды и имеют пять обязательных элементов: (презентация)
1 Основание – символ омраченности ума;
2 – 3 Лестница (ступени) и купол (полушария) – символ Восьмеричного Благородного Пути;
4 Шпиль – символ Сострадательного Ума Будды;
5 Навершие – символ Просветления Будды
Релаксация: Учитель предлагает провести вместе с учащимися Медитацию – что в переводе с санскрита означает приучение ума к правильным действиям.
Учитель говорит: Потенциал сострадательного ума Будды присутствует во всех живых существах и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте, вместе выполним медитацию «Подарим любовь и добро!»
- Медитация на дарование добра и любви всем живым существам. Представляя в уме лучи солнца, олицетворяющие, присутствующие в каждом ребенка, добро и любовь (можно под сопровождение буддийской музыки негромко), направляем их к живым существам. Начинаем медитацию с самых близких и родных, друзей, одноклассников, жителей города, республики, страны, на всех живых существ и тп. Лучи возвращаются к ребятам, их ум наполняется добротой и любовью.
- Физминутка
- Виды буддийских ступ: - 8 видов (презентация)
- Рождения;
- Просветления;
- Первого Поворота Колеса Учения;
- Чудесных деяний;
- Сошествия Будды на Землю из сферы 33-х Божеств-небожителей;
- Согласия в сангхе;
- Победы;
- Ухода в Паринирвану
Вопрос учителя: Несмотря на разные виды ступ – что вы заметили общего?
Ответ: - Все они имеют одинаковую структуру из 5 элементов (частей)
Учитель просит прочитать выразительно одного из учеников абзац о строительстве ступ на станице 61 учебника.
Учитель дополняет текст учебника – (показ презентации) В буддийскую ступу закладываются священные реликвии – сутры (молитвы), мантры – священные слоги и молитвы, образы будд, глиняные статуэтки ца-ца, артыш, зерно, драгоценные камни, частички одежды и останков святых, реализованных учителей и т.д. Потому что ступа – это не только священное каменное сооружение, но и символ мира, благополучия на Земле.
Вопрос учителя: Кто знает, где в городе Кызыле расположены буддийские ступы? Знаете ли, как они называются?
Возможные ответы учащихся: Возле аэропорта – ступа Боддхичитты (Сострадания), на берегу Енисея, в парке – ступа Боддхичитты, на правом берегу, при въезде в г. Кызыл с северной стороны – ступа Боддхичитты, в Каа-Хеме – ступы Зеленой Тары и Просветления.
Дополнение учителя: Вокруг Кызыла расположены 9 буддийских ступ. Они возведены верующими, чтобы ступы оберегали жителей города от бедствий и несчастных случаев.
- Верующие буддисты
- совершают обход вокруг ступ;
- совершают поклоны рядом со ступой;
- читают молитвы и благопожелания;
- начитывают мантры
Буддисты верят в то, что обход ступы, поклоны, чтение молитв и священных мантр очищает их негативную карму, способствует накоплению благой кармы и они верят, что в будущем. Они смогут быстро достичь Просветления и состояния Будды.
Есть притча о старом человеке, который уверовал в Учение Будды Шакьямуни и решил стать монахом.
Этот старый человек был учеником Шарипутры, одного из 5 ближайших учеников Будды. Старик попросил Шарипутру даровать ему обеты (клятвы) монаха. Тогда Шарипутра сказал ему, что у него нет кармы стать монахом и отказал даровать обеты. Тогда старый человек загоревал заплакал. С помощью своего мудрого ока и ясновидения, это увидел Будда. Он пригласил к себе старика и сказал, чтобы он не горевал. Так как Шарипутра не достиг еще состояния Просветления, он не смог увидеть твое прошлое рождение.
В одной из прошлых жизней ты был муравьем и в сезон дождей, спасаясь от наводнения, ты забрался на сухой коровий навоз. Вода от дождя понесла этот навоз к ступе и сделала 3 круга вокруг нее. А так как, любое живое существо, если совершит обход святой ступы, то он в будущих рождениях обязательно достигнет состояния Будды. Поэтому, я дам тебе обеты монаха и ты очень скоро достигнешь состояния Будды.
Считается, что почитание буддийской ступы приравнивается почитанию самого Будды Шакьямуни и является благоприятным устремлением верующих к счастью и одним из способов накопления добродетелей. Самая святая ступа находится в Индии, в городе Бодхгая. Эта ступа называется ступа Просветления и возведена она рядом с деревом, под которым достиг состояния Будды Сиддгардха Гаутама Шакьямуни. Почитание этой святыни в 100 тысяч раз увеличивает благие заслуги верующего. И каждый буддист мечтает обязательно совершить к этому месту паломничество хоть один раз в жизни.
Очень важно сохранить эти памятники духовной культуры будущим поколениям. Поэтому нельзя загрязнять то место, где стоит ступа, бить, рисовать и ломать поверхность ступы.. Считается, тем самым человек накопит огромную негативную карму и причины будущих страданий. А наоборот, надо красить и белить, ремонтировать поверхность ступ, чтобы они сохранились на долгое время. В этом случае, считается, в будущем рождении человек родится умным, мудрым, красивой внешностью, богатым и в будущем достигнет состояния Просветления.
Заключение.
Сегодня вы на уроке узнали о буддийских ступах. Вы придете домой , еще раз прочитаете урок 25 и расскажете об этом своим родным и близким.
А в субботу или воскресенье, сходите всей семьей к одной из буддийских ступ и сделайте фотографию.
Предварительный просмотр:
Конкурс «Знаток буддийской культуры»
1.В какой стране родился основатель буддизма?
А) в Китае; Б) в Тибете; В) в Индии
2. Какое имя при рождении получил Будда Шакьямуни?
А) Раджу; Б) Сиддхардха; В) Ананда
3. В каком городе Индии Сиддхардха достиг Просветления?
А) в Бодхгае; Б) в Варанаси; В) в Кушинагаре
4. Как называется главное Учение Будды?
А) Коран; Б) Тора; В) Четыре Благородные Истины
5. Как называется полное собрание наставлений Будды Шакьямуни?
А) Абхидарма; Б) Трипитака; В) Сутра
6. След в уме живого существа, Влияющий на его жизнь?
А) Карма; Б) Судьба; В)
7. Главная ценность в Учении Будды?
А) милосердие; Б) Сострадание; В) доброта
8. Как назывался первый древний буддийский университет?
А) Дрепунг; Б) Панделинг; В) Наланда
9. Буддийский учитель:
А) священник; Б) мулла; В) лама
10. В Тибете, Монголии, Тыве, Калмыкии и Бурятии распространилось учение буддийского ламы:
А) Нагарджуны; Б) Цонкапы; В) Шарипутры
Конкурс «Знаток буддийской культуры»
1.В какой стране родился основатель буддизма?
А) в Китае; Б) в Тибете; В) в Индии
2. Какое имя при рождении получил Будда Шакьямуни?
А) Раджу; Б) Сиддхардха; В) Ананда
3. В каком городе Индии Сиддхардха достиг Просветления?
А) в Бодхгае; Б) в Варанаси; В) в Кушинагаре
4. Как называется главное Учение Будды?
А) Коран; Б) Тора; В) Четыре Благородные Истины
5. Как называется полное собрание наставлений Будды Шакьямуни?
А) Абхидарма; Б) Трипитака; В) Сутра
6. След в уме живого существа, Влияющий на его жизнь?
А) Карма; Б) Судьба; В)
7. Главная ценность в Учении Будды?
А) милосердие; Б) Сострадание; В) доброта
8. Как назывался первый древний буддийский университет?
А) Дрепунг; Б) Панделинг; В) Наланда
9. Буддийский учитель:
А) священник; Б) мулла; В) лама
10. В Тибете, Монголии, Тыве, Калмыкии и Бурятии распространилось учение буддийского ламы:
А) Нагарджуны; Б) Цонкапы; В) Шарипутры
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕКЛЬСКАЯ РАБОТА
«ОБРАЗ БУДДЫ В СКУЛЬПТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ »
Выполнила: Донгак Надежда Мерген-ооловна,
МБОУ СОШ №12, 11 класс,
Республика Тыва, г. Кызыл
Научный руководитель:
Джалилова Розалия Хертековна
Содержание
Глава I
- Введение……………………………………………………………...3
- Актуальность изучения образа Будды в скульптурных изображениях………………………………………………………..3
- Цель написания работы……………………………………………..3
- Объект исследования ……………………………………………….3
- Предмет исследования………………………………………………3
- Методы исследования……………………………………………….4
Глава II
- Будда Шакьямуни …………………………………………………...4
- Статуи………………………………………………………………...5
- Образ Будды в скульптурных изображениях у разных народов, исповедующих буддизм………………………………………..….7
- Образ Будды в тувинской культуре………………………………11
Глава III . Заключение………………………………………………………….11
Глава IV . Использованная литература………………………………………..11
Введение
Скульптурные изображения Будды Шакьямуни, его учеников, др. будд и божеств являются неотъемлемой частью буддийского искусства. У каждого будды есть свои признаки, к которым относятся, например, положение тела, рук и т.д.
О том, когда была создано первое изображение Будды Шакьямуни, общего мнения нет. В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану. До этого существовали только символические изображения чакр, стоп Будды
Актуальность темы Изваяния Будды, сделанные из дерева, камня или бронзы, считались не только изображением божества, но и олицетворением мудрости и справедливости. Поэтому установку таких статуй в храмах считали благочестивым делом. Глубокая укорененность в культуру и широкое распространение в буддизме скульптуры основателя религии обусловили давний и пристальный интерес к ней российских и зарубежных ученых. Однако до конца XIX – начала XX в. работа исследователей носила преимущественно характер собирательства, накопления фактического материала.
Цель написания:
- изучить
- сравнить
- обобщить общее и выделить различия
Объект: скульптурное изображение Будды Шакьямуни
Предмет: общие черты и особенности в изображении Будды у разных народов
- Индия
- Тибет
- Китай
- Япония
- Таиланд
- Тува
Методика исследования:
- Литература
- Сбор информации из разных источников
- Фото
Будда Шакьямуни
Миллионы людей во многих странах почитают Будду Шакьямуни как своего учителя. Как он выглядел и как жил? К сожалению, исторических сведений об этом сохранилось немного. Однако буддийское предание рассказывает о том, что в первой половине VI-го века на севере Индии в Капилавасту, в местечке Лумбини в царской семье рода Гаутамы из племени шакьев ( отсюда одно из имен Будды - Шакья-муни, т.е. отшельник из племени шакьев) родился сын. При рождении он был наречен Сиддхартха , что означает “исполняющий все желания”.
Еще в младенчестве Будде были предсказаны четыре встречи ,которые изменят течение его жизни :дряхлый старец, человек, пораженный чумой, мертвец – символы человеческих страданий ,и странствующий отшельник, как образ достойного отношения к суете жизни. Встречи эти натолкнули Сиддхартху на размышления, что жизнь полна страданий, и в нем проснулось непреодолимое желание найти источники этих страданий и пути их облегчения. Когда ему исполнилось 29 лет, он ушел из дворца в поисках ответа на вопрос: как избавить людей от страдания?
Долгие годы он жил как аскет, надеясь, что это приблизит его к пониманию истины. Он совершенно обессилел и однажды, измученный голодом, потерял сознание. Когда Сиддхартха пришел в себя, он понял, что самоистязание – это ошибочный путь. Теперь он знал, что ни в жизни, полной богатства и удовольствий, ни в строгой жизни аскета истину ему не найти. Чтобы достичь цели, нужно следовать по срединному пути, пути без крайностей.
Преисполненный решимости, он сел под дерево бодхи и погрузился в глубочайшую медитацию. И тут Сиддхартхе наконец открылось, как можно прекратить страдания людей и других живых существ. Он “ пробудился ” от незнания и стал Буддой, т.е. “просветленным”.
Сразу же после своего просветления Будда Шакьямуни, помня о страданиях живых существ, начал проповедовать свое учение. Основу его проповедей составляли четыре благородные истины.
В возрасте 84 лет Будда Шакьямуни ушел в нирвану.
Статуи Будды
Согласно буддийской легенде, первая статуя Будды была изваяна из сандалового дерева в Индии еще в период жизни самого Будды для Удаяны – царя Каушамби. Эта легенда распространилась в ряде буддийских стран Азии, и многие статуи Будды делались, по преданию, как копии прославленной в летописях статуи из Каушамби.
В раннебудийском искусстве главные события жизни Будды и суть его учения передавались через различные символы: его просветление - победным троном, первая проповедь - колесом, нирвана - ступой, а сам Будда изображался как дерево Бодхи. Позднее в связи с развитием новых идей, утверждением и распространением школы махаяны появляется прославление Будды как особого божества, и, в первые века нашей эры, объектом почитания становятся статуи Будды
Суть буддийского учения отразилась в скульптурных изображениях Будды, которые изменялись в зависимости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общества. Лицо Великого Учителя - существа, достигшего наивысшего предела духовного развития, - излучает благочестие и спокойствие, умиротворенность; руки его подняты для благословения и поучения. Буддийским искусством была разработана сложная символика положения рук и пальцев, в соответствии с которой каждый жест имел определенной значение.
Образ Будды:
А) в Индии
В индийском искусстве статуи вырезались из сандала или из камня. Множество таких каменных статуй можно увидеть в Бодхгае, а также в музее Сарнатха и Национальном музее в Дели. Позднее статуи начали отливать из металла.
Будда в Индии изображен в традиционной позе медитирующего йога, возвышенный в своей ментальной силе и, однако, все еще являющийся частью этого мира со своими земными, массивными формами, переданными в глубоком неполированном песчанике. В то же время он сидит на фоне образов сияния и изобилия, солнечного диска и дерева, а трон поддерживают львы, символ его королевского происхождения. Хотя львиный трон и два спутника подчеркивают его царственное положение, поза йога, скромная одежда и жест заверения воплощают духовную природу его послания. Этот образ стал важнейшим источником для всех последующих изображений Будды по всей Азии, в том числе и небесных будд высших сфер, далеких от всего земного. Буддийское искусство сохранило способность последовательно придерживаться исконной простоты этого образа: даже когда он был окружен рядом фигур, олицетворяющих богатство и изобилие, эффект сохранялся за счет соединения земной бедности с великолепием небесных наград.
Б) в Тибете
Поскольку буддизм с X—XI веков стал в Тибете доминирующей религией, художники черпали сюжеты из огромного буддийского пантеона. Уникальным источником творчества был образ основателя буддийского учения — Будды Шакьямуни, для изображения которого ещё в Индии была разработана особая иконография.
Почему же так ценится изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?
Дело в том, что тибетцы свято верят: этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания».
В Тибете же принято шить для статуй особый костюм из драгоценной парчи. Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями. Иногда из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза. Шакьямуни часто изображается сидящим на лотосовом троне в позе "полного лотоса " с чашей для подаяния (санскр. patra)в одной руке. Иногда он держит руки в разных мудрах, но почти всегда на лотосовом троне и в полном лотосе.
В) в Китае
Для искусства 4—6 вв. Китая характерна тяга к большим масштабам и монументальным формам, к синтетическому слиянию архитектурных, скульптурных, живописных и декоративных элементов, к красочности и эмоциональной насыщенности образа. В древнейших скульптурах Будда изображен сидящим на обычном сиденье или стоящим непосредственно на земле, потому что в традиции хинаяны Будда почитался не божеством, а Учителем, самостоятельно нашедшим путь «к спасению» и указавшим его людям.
Статуя Будды Шакъянмуни, так называемая статуя Большого Будды располагается в Китае ,Гонконге (остров Лантау), на возвышенности возле монастыря Поульньсим. Исконное называние статуи — «Большой Будда Неба (Тхиньтхань)» — подчеркивает безраздельное единство и гармоничные отношения человека с религией и природой.
Большой Будда Неба изображен в позе лотоса в состоянии медитации. Мудра Абхая правой руки обеспечивает защиту и рассеивает страхи. Начерченное на ладони колесо Дхармы символизирует прогресс и движение. Сомкнувшиеся в мудре Кубера пальцы левой руки Будды, что лежит спокойно на ноге, обещают исполнение желаний. Кардинальное отличие от статуй Будды во всем мире, которые обращены к югу — северное устремление. Лик Большого Будды обращен на Гонконг и Китай, как бы благословляя их.
На отдельной платформе перед Буддой располагаются шесть статуй бодхисаттв небольшого размера из бронзы. Название этих статуй – «шесть дэв-дарителей». Бодхисаттвы даруют Будде фрукты, цветы, музыку и благовония, символизируя мудрость, мораль, усердие, благотворительность и, конечно же, медитацию, посредством которой достигается состояние нирваны.
Г) в Японии
Усику Дайбуцу – огромная и знаменитая статуя Будды Амитабхи (Земным соответствием А. считают Шакьямуни), расположенная в японском городе Усику ( в пер. Дайбуцу обозначает Большой Будда). Воплощение величественного божества возносится к небу на 120 метров , украшая собой парк. Статуя хоть на 16 метров и меньше скульптуры в Китае, но также величественна и масштабна: глаза размером в 2,5 метра, 10-тиметровое ухо и 18-тиметровые руки.
Руки японского Будды, как и китайского, обращены к собеседнику. Правая рука статуи поднята, левая опущена вдоль тела, и обе руки открыты ладонями. При этом большой и указательный пальцы на руках соединяются кончиками, а остальные пальцы распрямлены. Это позиция мудрости, которая символизирует передачу учения дхармы. Иначе говоря, так Будда указывает всем путь просветления, освобождения от страданий и привязанностей. Больше всего поражает голова Усику Дайбуцу, которую украшает головной убор, состоящий из множества уменьшенных в тысячу раз голов будды Амитабха. Статуя Усику Дайбуцу выполнена из более чем 6 тысяч бронзовых пластин. Масса статуи составляет 4 тысячи тонн.
Д ) в Таиланде
В буддийских статуях Таиланда, часто можно увидеть Будду в позе полулотоса (Сукхасана), где одна нога лежит на верхней части другой ноги. Но чаще встречаются скульптуры Будды в полном лотосе (Падмасана), где стопа нижней ноги поднята так, что она лежит на коленном сгибе верхней ноги.
Великий Будда Таиланда имеет высоту – 92 метра и находится в провинции Ангтхонг. Он сидит в позе лотоса и имеет ширину – 63 метра. Будда изображен сидящим в позе лотоса. Одним из признаков тела Будды, символизирующим его просветление, является очень заостренная макушка. На нижнем уровне статуи расположен музей, в котором посетители могут увидеть вещи, принадлежащие монахам и сакральные атрибуты. Изготовлен монумент из цемента с последующим нанесением золотой краски.
Е) в Туве
Самым древним изображением Будды Шакьямуни считается рельефное изображение Будды в скально й нише на горе Суме-Бели вблизи поселения Чаа-Холь. Оно датируется ХIII векоми относится к Юаньскому периоду
Святое для буддистов место каждое лето оказывается на 4-5 метров под водой. Вода беспощадно смывает с лица земли памятник древности. В России никаких подобных работ нет. В мире таких изваяний было только три - в Китае, Афганистане и Туве. В Афганистане изображение божества взорвали талибы, а в Туве из года в год барельеф разрушается под воздействием воды Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас в связи с ремонтными работами на Саяно-Шушенской ГЭС уровень воды снизился , достопримечательность была реконструирована и снова открылась для обозрения.
Статуи появились в Туве с появление первых монастырей в ХVIII веке и занимали важное место в убранстве монастырей .
Многие статуи и предметы, к сожалению, в настоящий момент безвозвратно утрачены в результате жесткой политики ТНРП (Тувинской народно-революционной партии) в 30-е годы. Часть предметов культа все же сохранились ,многие из них сейчас находятся в Тувинском республиканском краеведческом музее .
Из буддийской скульптуры сохранились работы из бронзы, меди, железа. По технике изготовления скульптуры очень разнообразны - литые, кованые, чеканные. Размеры - от нескольких сантиметров и более.
Будда чаще всего изображается сидящим на пьедестале из лепестков лотоса – символа святости и чистоты.
Как отмечает Т.А.Ховалыг в своей семантике, изображения делятся на “спокойных” и “свирепых”. К первым причисляется Будда Шакьямуни.
Статуя Будды Шакьямуни в центральном буддийском храме «Цеченлинг»
После разрушения храмов в тридцатые годы прошлого века, в Туве не осталось ни одного молебенного заведения. Новый храм по проекту архитектора Фан Че Ира был построен в рекордно короткие сроки: 17 февраля 1998 г. президент Тувы заложил символический камень в его основание, а в октябре 1999 года храм уже освятил его святейшество Богдо-Гэгэн IX. На втором этаже, куда ведет мраморная лестница, - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурганами, изображения Будды и далай-ламы XIV. Главная скульптура в храме была привезена из Индии после построения Хурээ.
Будда восседает в позе лотоса. Его тело золотистого цвета, по своей природе состоит из света. Его правая рука покоится на правом колене в жесте касания земли. Он облачен в монашеское одеяние и наделен всеми знаками и качествами просветленного существа. Рядом с Буддой стоят его ближайшие ученики и помощники – Махамаудгальяяна и Шарипутра.
Статуя Будды Шакьямуни на горе «Догээ»
Буддийские ламы в 2010 году выступили с идеей строительства в окрестностях Кызыла самой большой в России 15-метровой позолоченной статуи Будды Шакьямуни. Проект благословил Далай-лама XIV.
Монумент, возводимый на горе Догээ, будет представлять собой 6-метровый трон с сидящим на нем Буддой, медитирующим в позе лотоса. По первоначальному замыслу статуя предполагалась высотой в 40 метров. Однако по совету проектировщиков для большей сейсмоустойчивости памятника строители решили ограничиться 15 метрами.
Даже при этих размерах статуя Будды в Туве будет считаться самой высокой в России. Строительные работы начались силами добровольцев из числа верующих и продолжается по сей день.
Устанавливаемый на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря, священный памятник на горе Догээ будет виден с любой точки города.
Таким образом, скульптурные изображения Будды Шакьямуни меняли свой вид в зависимости от страны и эпохи, поэтому у каждого народа развивался уникальный стиль, присущий той местности и времени.
Так, характерным признаком шри-ланкийского стиля является оранжевое облачение на статуе Гаутамы, причем Будда сидит не в полном, а в "полу-лотосе". Такая поза характерна и для тайского стиля.
В Тибетском буддизме Будда Шакьямуни часто изображается сидящим на лотосовом троне в позе "полного лотоса" с чашей для подаяния в одной руке.
А в китайских и японских храмах Будда часто изображается более объемным, упитанным, чем обычно. Характерны гигантские размеры.
Итак, следовательно, зная отличительные черты скульптурных изображений, можно сразу понять к какой стране относится статуя.
Заключение
"Искусство, - писал Чёгьям Трунгпа, - призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира... Эту красоту также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза."
Один и тот же Будда Шакьямуни, может быть изображен в разной манере — с прекрасным лицом мыслителя, с лицом отрешенного от мира погруженного в медитацию человека, с угрюмым выражением лица или со светлой улыбкой.
Таким образом, в ходе работы над данной темой выяснилось следующее:
- изображение образа Будды Шакьямуни - один из важнейших аспектов буддийской религии;
- каждый элемент, атрибутика, символ образов Будды Шакьямуни имеет глубокий смысл, и существуют определенные каноны изображения.
В заключении выводы и свое отношение к работе, к иследованию
Использованная литература
1 Буддизм. Карманный словарь / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2002
2 Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая: Каталог выставки. СПб., 2007; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994
3 Иконография и искусство тибетского буддизма //Тибетский буддизм: теория и практика.
4 Образ Будды в индийской буддийской иконографии II-VII вв.
5 Иконография Будды Шакьямуни в Тхераваде и Махаяне (тип «Украшенного Будды»)
6 В.Л.Чимитдоржиев “Основы буддийской культуры”
7 Издательство "Республика" 1992 "Буддизм. Словарь "
Предварительный просмотр:
Сертификат
участника конкурса
«Знаток буддийской культуры»
Выдан ученику(це) 4 « » класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла имени Воинов-интернационалистов
Набранное количество баллов - _____________________
Место по итогам конкурса - _______________________
МБОУ СОШ №12. Г. Кызыла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...
рабочая программа по курсу ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ
Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с богатством отечественной духовной культуры;●знакомство с ценностями: О...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...
Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР
Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...