Мастер-класс "Жизнь-это выбор"
материал на тему
Испльзование технологии модерации и активных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Жизнь-это выбор
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Любой педагог стремится создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания.
Хочу предложить вашему вниманию мастер-класс с использованием технологии модерации.
Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Moderare (лат.) - приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Модератор -
- это методический помощник, организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов
- обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов групповой дискуссии
Основная дидактическая цель метода модерации в образовательном процессе –
развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем
Метод модерации отличает:
- четкое структурирование (логика отдельных этапов) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями
- специфические требования к профессиональной компетентности
и личностным особенностям организатора, так называемого модератора - наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников
Процессы обеспечивающие результативность метода модерации:
- Визуализация
- Вербализация
- Презентация
- Обратная связь
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
Принципы модерации:
- - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой);
- - комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем
- участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Этапы процесса модерации
I этап – знакомство, с целью установления свободной и доверительной атмосферы
II этап – определение и формулировка проблемы или темы обсуждения
III этап – обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов
IV этап – обобщение и конкретизация результатов работы
V этап – подведение итогов работы и обмен впечатлениями
Ход.
Легенда о бабочке
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы слабыми Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Каждый выбирает для себя…….
1. Инициация. Знакомство. (предлагается каждому участнику выбрать по своему усмотрению звёздочки разного цвета, с целью объединения в группы)
Зелёный
Синий
Жёлтый
Красный
АМО
- Объединяйся (1,2,3,4)
- Улыбнись
(предлагается каждому участнику выбрать по своему усмотрению звёздочки разного цвета, с целью объединения в группы) Зелёный Синий Жёлтый Красный
2. Вхождение в тему.
Жизнь – это постоянный выбор. Выбор сегодня, здесь, сейчас.
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Тему урока вам подскажут картинки…
?Что объединяет все картинки?
Тема урока Демократические выборы.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.
Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Интерактивная лекция
(передача и объяснение информации, объединяет в себе элементы традиционной лекции и ролевой игры)
1.Какие ассоциации возникают со словом «выбор»?
2. АМО «Продолжите предложение»:
Участие в выборах нужно для того, чтобы …
Работа в малых группах
1 группа(красные звёздочки)- Что означает принцип всеобщности выборов
2 группа(зелёные звёздочки) - Что означает принцип равенства
3 группа(синие звёздочки)- Что означает принцип тайного голосования
4 группа(жёлтые звёздочки)- Что означает принцип альтернативности
5 группа (оранжевые)- Что означает принцип прямого избирательного права
Промежуточный вывод
Всеобщность выборов: по Конституции РФ в выборах могут участвовать граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Альтернативность - очень важный принцип выборов, дает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Это выбор из того. Что предложено.
Имитационная игра «Выборы»
Предлагаю Вам сейчас совершить некое действие (предлагается взять некий предмет).
АМО «Мозговой штурм»
- Какое конкретное действие вы совершили? (Выбор)
- Что было в основе вашего выбора?(Свобода)
- По каким критериям вы выбирали предмет?(…)
- Промежуточный вывод- выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти
Следующий шаг-голосование
Отметьте на специальном листочке, который мы назовём избирательный бюллетень, в специальной графе, название вашего предмета.
Следующий шаг-Подведение итогов голосования
Ребята, как будем считать голоса? (простым математическим способом)
В РФ действует мажоритарная система подсчёта голосов при выборах президента ,но существует мажоритарная система абсолютного большинства при которой избранным считается кандидат набравший абсолютное большинство,. то есть 50 % + 1 голос. Давайте попросим подсчитать голоса наших математиков…(группа математиков подсчитывает голоса)
Вопрос аудитории: Если не один из кандидатов не набрал абсолютного большинства? То (промежуточный вывод) назначается второй тур голосования. Победителем считается кандидат набравший простое большинство .
Следующий шаг-Оглашение результатов выборов - слово нашим математикам…
Вопрос аудитории: Если не один из кандидатов не набрал абсолютного большинства?
То (промежуточный вывод) назначается второй тур голосования. Победителем считается кандидат набравший простое большинство .
Оглашение результатов выборов
Есть те, кто не принял участие в наших выборах?
Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах
Проработка содержания темы
Организация самостоятельной работы в группах (по цветовой гамме)
1.АМО«Кластер» (зелёный)
Сделайте кластер на тему Избирательная система в РФ
2.АМО «Кластер» Стадии избирательного процесса
АМО «Синквейн» (жёлтый) на тему Выборы
3. «За» (красный) и «Против» (синий )
Привести систему аргументов при ответе на вопрос"Нужно ли идти на выборы?
4.Презентация полученных знаний.(АМО Кластер, Синквейн)
АМО «Дебаты»
5.Подведение итогов работы и обмен впечатлениями. Рефлексия.
АМО «Согласен-не согласен»
1.Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
2. По Конституции РФ в выборах могут участвовать граждане, достигшие 19 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
3. Альтернативность - очень важный принцип выборов, дает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
4. Тайное голосование не исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
5. Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах.
6.Подведение итогов работы. Оценка.
Каждый оценивает свой вклад в работу группы.
Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.
2. Для меня сегодняшний урок…
Вывод. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, поэтому к этому нужно готовится. Завернуться в кокон невозможно . Выбор-основа жизни человека и гражданина.
Выбор-основа жизни человека и гражданина
Не бойтесь трудностей, ведь они нас делают сильнее!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»
Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...