Урок 3 по ОПК "Устроение христианской церкви", 7 класс, автор учебника В. Меньшиков
план-конспект урока (7 класс) по теме
Данный урок я разбила на две части, так как тема очень объемная и на Таинства Церкви и праздники я решила отдать целое занятие. В данном уроке рассматривается устроение Церкви. В данном уроке мы знакомимся с такими понятиями как богослужение (суточный, недельный и годовой круг богослужений), духовенство и функции отдельных чинов духовенства. Рассматривается вопрос Земной и Небесной церкви. Так же познакомимся с понятием "молитва" и видами молитв. В материале представлены: технологическая карта урока и задания. Презентацию к уроку можно посмотреть здесь http://uvv77.blogspot.ru/2016/06/3-7.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 37.63 КБ |
zadanie_1.docx | 11.2 КБ |
zadanie_2.docx | 11.61 КБ |
zadanie_3.docx | 122.92 КБ |
zadanie_4.docx | 197.4 КБ |
zadanie_5.docx | 11.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание № 3
Тема урока: «Устроение христианской Церкви (структура, управление, богослужения, молитва) (3-й урок по календарно-тематическому планированию 7 класс)
Цели урока:
- познакомиться с устроением христианской Церкви: структурой, управлением;
- понять, что такое «богослужение» и какие виды богослужений есть в Церкви;
- познакомиться с понятием «молитва» и видами молитв.
Оборудование: учебник для 7-го класса «Основы православной культуры. Рождение и развитие христианской цивилизации» под редакцией В.М. Меньшикова, Курск 2014, карточки с заданиями, презентация, мультимедиа
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- знакомство с основами православной культуры и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- развитие представлений о православной культуре Родины, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- познакомиться с такими понятиями, как «структура Церкви», «епископ», «пресвитер», «диакон», «богослужение», «молитва», «суточный/недельный/годовой круг»;
- познакомить учащихся с видами молитв в православии;
- уметь определить структуру Церкви и управление Церковью,;
- уметь рассказать о недельном, суточном и годовом кругах богослужений;
- уметь ориентироваться в видах молитв.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Оргмомент | Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы говорили с вами о жизни первых христиан и становлении православия, а так же говорили о Церкви как институте спасения человека и человечества. А как вы понимаете слово «церковь/храм», что они представляют из себя? | Учащиеся работают в группах, заполняя ассоциограмму «Церковь», затем размещают на доске и обобщают (задание 1) |
II. Работа со стихотворением | Очень хорошо нам говорит о храме стихотворение «Храм» Евгения Санина Остров небесный на грешной земле — Согласны ли вы с данным стихотворением? (слайд 2) | Высказывания учащихся по стихотворению |
III. Объявление темы и целей урока | Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и давайте попробуем определить цели нашего урока, картинки на слайде помогут вам поставить цели урока (слайд 3, 4) | Учащиеся формируют тему и цели урока |
IV. Основная часть: 1. Структура Церкви | Если представить общество в виде организма, то мы увидим в нем разные социальные органы: армию, промышленность, учреждения культуры и образования. Одним из таких социальных органов в целостном общественном организме является Церковь. (слайд 5) Любой социальный орган имеет свое строение — структуру и свое управление. Имеет их и Церковь. Давайте еще раз вернемся к вопросу: «Что же такое Церковь?» Церковь есть собрание верующих людей. (слайд 6) Но собрание отдельных людей еще не есть целостный организм. Для того, чтобы отдельные люди составили целостный организм, они должны быть определенным образом организованы. Организация Церкви и есть ее устроение. | Учащиеся пробуют сформировать понятие Церкви |
2. Церковь Земная и Церковь Небесная | Посмотрите на слайд (слайд 7). Как вы понимаете эту картинку, что на ней изображено? Какой вывод можно сделать? Церковь имеет особое устроение, потому что Церковь есть не только земной институт, но и Небесный. Церковь Небесная — это единство всех духовных сил: Бога, Пресвятой Богородицы, ангелов, святых. Церковъ земная объединяет всех живущих христиан. | Учащиеся высказывают свое мнение |
3. Структура Земной Церкви | (слайд 8) Церковъ земная объединяет всех живущих христиан. Отдельные христиане объединяются в приходы, приходы — в благочиния; благочиния — в епархии; епархии, если их несколько,— в митрополии; митрополии — в патриархаты. В самом общем виде устроение Церкви можно представить так: приходы, благочиния, епархии, митрополии, патриархаты. | Фиксируют информацию в тетради |
4. Управление Церковью | Ребята, вы знаете, что каждая организация имеет управление или начальников. Церковь, как социальное учреждение тоже имеет свое управление. Как вы думаете, а кто первыми участвовал в управлении Церковью? | Высказывают свои предположения |
В первые годы управление Церковью было только в руках апостолов. (слайд 9) Однако уже им потребовались помощники, которые помогали им в хозяйственных делах. Поэтому апостолы предложили своим последователям избрать семь христиан, отличающихся своей крепкой верой и мудростью, чтобы взять на себя заботы, связанные с хозяйственными делами и делами милосердия. Церковь Христова быстро расширялась. (слайд 10) Скоро христианами стали жители не только Иерусалима, но и других еврейских городов. А потом христианами становились жители всей Римской империи и земель, которые не входили в Римскую империю. Поэтому Церкви потребовалась более широкая система правления. Для ее создания апостолы стали поставлять епископов, пресвитеров и диаконов, рукополагая их в духовный сан. | Слушают информацию | |
Работа с учебником по группам – чтение информации о духовенстве (епископы, пресвитеры, диаконы, диаконессы), выделяя функции каждого сана, с помощью слайдов идет обобщение информации. (слайды 11-18) | Учащиеся по группам работают с абзацами с 13-14, выделяя главное, и доносят информацию до остальных учащихся | |
5. Церковные советы, синоды | В 51 г. (по другим данным, в 49 г.) произошло важное событие, имеющее большое значение для управления церковью: был собран первый совет апостолов, в котором приняли участие и священники. Его возглавил брат Господа - Иаков. Этот совет принял важное решение о том, что христианами могут быть не только евреи, но и люди всех национальностей, как об этом говорил сам Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (МЛ 28:19). Апостольский синод принял решение освободить этих христиан от исполнения Моисеевых законов. В качестве обязанности он призвал язычников, обращенных в христианство, воздерживаться от языческих традиций и религиозных обрядов, а также не есть животных или пищу, жертвованную идолам. Так был создан соборный орган управления Церковью - Синод или, говоря по-русски, Совет. В дальнейшем в митрополиях стали создавать свои синоды. Со II века епископы крупных городов (митрополий) стали называться митрополитами. Когда епископам необходимо было сообща решать вопросы на определенной территории, митрополит созывал их на собрание, которое стало называться местным синодом. Возглавлял такие синоды митрополит. Решения синодов доводились до церковных приходов. На синодах епископы подтверждали избрание других епископов и рукополагали их в сан. (слайды 19-21) | Знакомятся с новой информацией |
Древние патриархаты. Руководители крупных политических центров империи вскоре стали называться экзархами, или архиепископами. В V веке были основаны патриархаты, которые стали верховными церковными управлениями крупнейших территорий. Первыми патриархами стали — Римский, Константинопольский (Новый Римский), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Главы патриархатов стали называться патриархами. В настоящее время они называются древними, чтобы отличать их от новых, например Сербского, Болгарского и Румынского. (слайд 22) | ||
6. Богослужение | Ребята, в чем заключается главное назначение Церкви? Главное назначение Церкви — взаимодействие людей с Богом. А это осуществляется прежде всего посредством богослужений и молитв. | Учащиеся высказывают свои предположения |
Уже апостолами была создана церковная служба. В центре ее стало таинство евхаристии. Кто сможет сказать, в чем заключается таинство евхаристии (более подробно мы будем изучать эту тему на следующем уроке). (Работа со стихотворением «Вот здесь, перед всей церковью, на столе») Таинство евхаристии — таинство святого причастия, сопровождающегося чтениями из Ветхого, а затем и Нового Заветов, проповедями и пением псалмов, исполняемых всеми прихожанами. Предание говорит, что первую христианскую службу составил апостол и брат Господа по Иосифу Обручнику Иаков. Она стала основой всех последующих служб. Со временем в нее вносились изменения по разным причинам и обстоятельствам. Во время гонений на христиан верующие часто совершали таинство евхаристии на могилах мучеников (святых) в годовщины их мученической смерти. Поэтому с древних времен стало правилом поминать христиан: живых и усопших. Служба сначала совершалась вечером, но когда усилились гонения, то на службу стали собираться перед рассветом. С древнейших времен существовал обычай приносить все необходимое к службе: вино, елей (масло), свечи, хлеб. (слайды 23, 24) | Учащиеся отвечают, высказывая свое мнение. Учащиеся работают со стихотворением, находя главный смысл, подчеркивая нужную информацию. Затем обсуждают свои предположения. | |
7. Агапа | Ребята, посмотрите на слайды и выскажите свое мнение, что изображено на слайде. Как эти картинки связаны с церковными богослужениями. (слайд 25) На этих картинках изображена агапа. Слово «агапа» означает совместную трапезу, в которой участвовали первые христиане. Каждый прихожанин жертвовал деньги на общую трапезу. Верующие сидели за одним столом в атмосфере братской любви. Первые трапезы проходили в домах верующих. Но затем, с ростом количества христиан, они стали организовываться в особых домах, которые могли вместить всех верующих. Сначала такие трапезы проходили ежедневно, но потом стали ограничиваться только воскресениями. Со временем эта традиция перестала существовать. (слайды 25, 26) | Учащиеся высказывают свое мнение. |
8. Церковный круг богослужений | Со временем в Церкви создали определенный круг богослужений. Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Эти службы напрямую связаны со всей жизнью и учением Иисуса Христа. | |
8.1. Суточный круг | (Слайд 27) Как вы думаете, что такое суточный круг богослужений? | Высказывают свои предположения |
Работа с картинкой «Суточный круг» (слайд 28) | В парах работают с рисунком | |
Работа со схемой «Суточный круг» (слайд 29) | Делают пометки в тетрадях | |
Суточным кругом богослужений называются такие, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия. Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Моисей, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера. Так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Дневное богослужение состоит из третьего и шестого часов и литургии. Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением, всенощною, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит бодрствование. | ||
8.2. Недельный круг | (Слайд 30) Как вы думаете, что такое недельный круг богослужений? | Высказывают свои предположения |
Работа с картинкой «Недельный круг» (слайд 31) | В парах работают с рисунком | |
Работа со схемой «Недельный круг» (слайд 32) | Делают пометки в тетрадях | |
Недельным, или седьмичным, кругом Богослужений называют порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели какому-либо важному событию или особо почитаемому святому: В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово. В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии. Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных. В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный). В четверг прославляются св. апостолы и св. Николай Чудотворец. В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный). В субботу — день покоя; прославляются Божия Матерь, которая ублажается ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праотцы, пророки и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. | ||
8.3. Годовой круг | (Слайд 33) Как вы думаете, что такое недельный круг богослужений? | Высказывают свои предположения |
Работа с картинкой «Недельный круг» (слайд 34) | В парах работают с рисунком | |
Работа со схемой «Недельный круг» (слайд 35) | Делают пометки в тетрадях | |
Годовым кругом Богослужений называется порядок службы на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам. Его основу составляют важнейшие христианские праздники — сегодня это Пасха и 12 праздников. Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля нового стиля) и не позже 25-го апреля (8 мая нового стиля) в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных — ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых. По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда. Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. | ||
9. Молитва | Посмотрите на слайд и скажите, какое действие показывают нам эти картинки? | Учащиеся выносят свои предположения |
А что такое молитва? Какой смысл заключен в данном слове? (слайд 36) | ||
А какие молитвы существуют в православие? | Учащиеся в группах составляют ассоциограмму «Молитва» (задание 5) | |
Молитвы бывают разные. Есть молитвы, обращенные к Богу. Самая главная — «Отче наш». Она читается во время богослужения, а также во многих других случаях. Это главная молитва каждого христианинина. (слайд 37) Есть молитва к Господу Иисусу Христу — Иисусова молитва. Она звучит так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)». (слайд 38) Есть молитва Духу Святому, по-другому она называется «Царю Небесный». (слайд 39) На Вселенских соборах была утверждена молитва «Символ Веры». (слайд 40) Особую ценность представляют молитвы Пресвятой Богородице. Самые важные из них — «Богородице, Дево радуйся» и «Достойно есть». (слайд 41) Также есть молитвы духам бесплотным — ангелам. Особое значение имеет молитва своему Ангелу Хранителю. (слайд 42) Есть молитвы святым. (слайд 43) Молитвы даны людям либо Богом, например «Отче наш», либо ангелами, например «Достойно есть», либо составлены святыми по наитию Духа Святого. Например, молитва Оптинских старцев. (слайд 44) Кроме того, с древних времен читаются псалмы. К их чтению люди обращались постоянно, и особенно в тяжелые минуты жизни. | ||
V. Проверка полученных знаний | Учащимся предлагается кратко ответить на несколько вопросов письменно. (слайд 46) | Отвечают на вопросы на листочках |
VI. Рефлексия | Осуществление рефлексии (слайд 47) | Учащиеся заканчивают предложения, анализируя урок и свою работу на уроке |
VII. Домашнее задание | Подготовить сообщение об одном из Храмов/Церквей в регионе |
Предварительный просмотр:
Задание 1
Предварительный просмотр:
Задание 2
«Вот здесь, перед всей церковью, на столе»
Вот здесь, перед всей церковью, на столе,
Вино и хлеб.
Пусть не на золоте и серебре,
Вино и хлеб.
Но и тогда, две тыщи лет назад,
Не во дворце,
Иисус ученикам слова сказал
Не во дворце.
В обычной комнате Он просто преломил
Обычный хлеб,
Но смысл вселенский Он тогда вложил
В обычный хлеб.
“Я на распятье своё тело отдаю
За всякий грех,
Чрез покаяние прощение даю
За всякий грех.
И в хлебе этом вечно мою смерть
Пусть помнят все!
Умру Я, чтобы вам не умереть —
Пусть помнят все!”
Простую чашу Он тогда ж поднял
С простым вином
И покрывало с тайны Божьей снял
Простым вином!
“Завет, друзья, без крови не бывает —
То знают все.
За вас я Кровь Завета проливаю —
Пусть знают все!
Глоток из чаши этой подтверждает
Со Мной Завет!
Пусть ваша вера в Бога утверждает
Со Мной Завет!”
Единственной прямой дорогой к Богу
Стал Иисус!
Причастием благослови дорогу,
Святой Иисус!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.
Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...
Schulanfang. Урок немецкого языка в 6 классе. Автор учебника Бим И.Л.
Schulanfang. начало учебного года. Урок немецкого языка в 6 классе. Автор учебника Бим И.Л....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Программа, календарно-тематиченское планирование, технологические карты к урокам русского языкам в 6 классе. Авторы учебника Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова (М.: «Просвещенеие», 2015).
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. о...
Технологические карты к урокам русского языка в 7 классе. Авторы учебника Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова
В помощь учителю...
технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника: С.М. Никольский
Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника С.М. Никольский. Тема урока "Числовые выражения"...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе. Автор учебника С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе. Автор учебника С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др....