Казачьи семейные традиции как основа православного воспитания.
статья на тему
Казачьи семейные традиции как основа православного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_semeynye_traditsii_kak_osnova_pravoslavnogo_vospitaniya.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сартасов Анатолий Евгеньевич
учитель истории
МБОУ «СОКШ №4»,
ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск
Казачьи семейные традиции как основа православного воспитания.
Настоящее и прошлое связаны неразрывной нитью. Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Погоня за благополучием, самыми современными технологиями отмечается нарастанием жестокого отношения и равнодушия к окружающим. Это объясняется низким уровнем взаимопонимания и недостаточным уважением к ближним, что порождает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.
В погоне только за материальными благами общество проходит путь деградации, становясь орудием потребления и забывая о духовной стороне сущности. Предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, традиции, которые опираются на веру в Бога, как фундамент духовного развития.
Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовное и нравственное воспитание ребёнка является семья. Находясь в окружении родных, ребёнок впервые узнаёт о Боге, мире, совершает поступки, основываясь на заложенных семьёй знаниях ценностях. Колоссальную помощь в воспитании подрастающего поколения может оказать опыт, бережно сохранённый и донесённый до нас православным казачеством.
Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.
Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди народа казаки пользовались большим уважением и любовью. Общепризнано, что казаки не имеют национальности. Их главным призванием всегда было хранение и защита духовно-нравственных ценностей. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли Православную веру и любовь к Отечеству.
Большая часть казачества исповедовала Православие – это являлось обязательным условие службы государству. Жизнь казаков построена согласно христианским заповедям, воспитание детей осуществляется в духе православной веры. Православная вера выступает стержнем казачества, его духовно-нравственной основой. Даже во времена гонений на казачество и Церковь сохранялись христианские традиции. Создавая казачьи общественные организации, в уставах обязательно присутствует информация о неразрывной связи казаков с православной верой. На казаках лежит обязанность сохранения и передачи подрастающему поколению традиционных культурных ценностей в их первоначальном виде, не допуская влияния деструктивных современных тенденций. Кроме того, отдавая присягу, казаки дают клятвенное обещание Богу, означающее ответственность перед Господом на жизнь.
В православном воспитании подрастающего поколения большое значение имеют крещение, с которого начинается духовная жизнь детей и церковные праздники. Воспринимая евангельские рассказы и готовясь к церковным праздникам, дети узнают о боге. Общая атмосфера приближающихся праздников, заключающаяся в подготовке, разучивании песнопений и молитв, вносит положительные изменения в духовную жизнь.
Вера в целительную благодать Божию способствует формированию у казаков уникального самосознания и помогает подрастающему поколению, опирающемуся на устоявшиеся обычаи и традиции, в выборе правильного жизненного пути в ситуации вседозволенности и духовного кризиса. Без сохранения веры, без ревностного соблюдения духовных принципов, без опоры на духовно-нравственные ценности невозможно не только возрождение казачества, но и само существование казачества как социальной группы.
В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохранялся на протяжении нескольких веков. Принцип иерархичности, которому строго придерживаются казаки, выражается в подчинении атаману, олицетворяющему коллективную волю, значительной роли стариков, являющихся совестью и памятью станицы.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим , гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства. Уже долгий период поддерживается традиция празднования «Дня казачки», «Дня матери», потому что слова «Мама» и «Родина» тождественны и являются неразделимыми в обществе казаков.
Среди народа всегда ценилась прочность брачных уз казачьей семьи, трудолюбие и воспитание подрастающего поколения морально, нравственно и физически здоровыми. Рождение детей вне брака являлось недопустимым, как и нерадивое отношение казаков к собственной семье и осуждалось в обществе.
В воспитании подрастающего поколения можно выделить:
- Прививание трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности. В три года мальчиков сажали на коней; в пять лет они играли в войну, сражаясь на саблях, стреляя из лука; в семь лет дети приобщались к посильной домашней работе. Мальчики ухаживали за скотом, девочки работали по дому и огороду; в десять лет казакам разрешалось посещать казачий Круг, чтобы перенимать традиции старшего поколения, привыкать к жизни с общими заботами; в двенадцать лет они должны были хорошо ориентироваться на местности и оказывать медицинскую помощь; с четырнадцати лет на них возлагался полный уход за жеребёнком, который дальше рос вместе с ним; в девятнадцать лет казак был готов стоять в строю.
- Учение добру, благожелательности. Главной задачей являлось показать детям привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставили в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
- Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок. В сложных ситуациях учили не паниковать, сохранять разум и контроль над своими действиями, не сдаваться, находить выход из тяжёлых положений.
- Учение послушанию. Честные люди вырастают из послушных, а из непослушных – обманщики, воры, насильники.
- Развитие способности самостоятельного принятия решений и сопереживания к ближним: внушалось, что завистливое отношение к другим и эгоцентризм приводит к возникновению отрицательных жизненных ситуаций. Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
- Формирование представления о женской чести у девочек-казачек. За взаимоотношениями полов до брака строго следили родители, и если девушка вступала в половую связь с мужчиной, это являлось позором для всех родственников. Семейные обязанности в замужестве лежали тяжёлым бременем на плечах казачки, а когда мужчины покидали дом из-за службы, женщины должны были выполнять и мужскую работу.
За грехи совершаемые детьми до семи лет отвечала мать. Казачата до семи лет не исповедовались, и мать была ответчицей за дитя перед Господом Богом. Православная церковь запрещала совершать «дурные» поступки, осуждались семь смертных грехов человека, о которых знал каждый ребёнок: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие.
Образцом тому, каким должно быть казачество могут служить «Пять заповедей казака», призванные помочь раскрыть сущность казачества:
- Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.
- В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке».
- Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
- Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве Исповеди и Таинстве Святого Причастия.
- В каждом образовательном учреждении с казачьим направлением в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры».
В завершении, нужно отметить, что воспринятые на генном уровне христианские ценности, закреплённые православными и народными традициями, ведут к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации.
Список использованной литературы.
- Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
- Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: И.П. Шурыгин В.Е., 2012. – С. 28.
- Покровский, Л. Н. Председатель Синодального комитета русской православной церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл / Л. Н. Покровский // Церковь и казачество: соработничество на благо отечества: сб. тр. науч.-практич. Конф. – М., 2014. – Вып. 4. – С. 15.
- Санникова, И. Повседневная культура казачества [Электронный ресурс] / И. Санникова. - Режим доступа: https://www.proza.ru/2013/01/11/1219. – (Дата обращения: 16.04.2016).
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года (http://www.patriarchia.ru/db/text/4214408.html).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в...
Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)
В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения - восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...
Методические рекомендации "Семейные традиции казачьей семьи"
«…Цени семью, ведь в ней течет точно такая же кровь как у тебя!Уважай, не забывай, молись за предков.Ибо прародители дали жизнь не только тебе, но всему твоему роду!..»...
"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа
Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...
Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"
Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...
Семейные традиции их роль в воспитании детей
Данный материал представляет собой выступление на педагогическом всеобуче...
Доклад на тему "Семейные традиции - основа духовно-нравственного воспитания"
Доклад на тему "Воспитание семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания"...