"Педагогическая диагностика в подготовке обучающихся к государственному экзамену"
статья по химии
Учебно-методические пособие предназначено для подготовки обучающихся к ОГЭ по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshakovaosobennosti_pedagogicheskoy_diagnostiki1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова Т.Б
Роль педагогической диагностики в подготовке учащихся к сдаче ГИА
Одним из факторов, позволяющим обучающимся подготовиться к успешной сдаче экзамена , является постоянный контроль со стороны преподавателя , за качеством обучения.
Обучение химии в современных условиях требует разработки и внедрения новых предметно – развивающих стратегий, используемых во всем процессе обучения химии.
Чтобы умело и продуктивно вести образовательный процесс по предмету, педагог должен знать на что способны, каких успехов достигли и еще могут достичь его учащиеся. Для этого надо изучать учащихся и регистрировать их результаты, т.е. проводить диагностику.
Особенностью педагогической деятельности по любому предмету, в т.ч. по химии является стремление к тому, чтобы все учащиеся имели результаты, соответствующие Гос. стандарту общего образования (ФГОС). Мероприятия по диагностике обучения могут иметь разные виды. Совокупность диагностических мероприятий называется мониторингом качества обучения.
Мониторинг – это непрерывно контролирующие действия преподавателя, отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Важнейшей задачей по Гос. стандарту общего образования (ФГОС) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих учащихся, осваивающих химию, умение учиться, способность к самостоятельной работе над материалом, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение обучающимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.
В результате мониторинга выстраивается дальнейший образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает преподавателя обратной связью об уровне усвоения учащимся обязательного учебного материала.
Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. Выделяют: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый мониторинг. Он осуществляется в различных формах: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Результаты диагностики, осуществляемой в ходе мониторинга – основной показатель качества знаний учащихся в целом по предмету, в группе и среди отдельных учащихся.
Цель мониторинга – постоянное улучшение преподавания учебных предметов, в т.ч. химии.
Строить новое, следует опираясь на старое, поэтому в процессе мониторинга используются как традиционные методы проверки знаний – устные опросы, письменные работы (с использованием разноуровневых карточек – заданий)[2].
Четырехуровневые карточки задания созданы с учетом уровня обучения.
Первые два уровня не выходят за рамки базовой программы и рассчитаны на любого учащегося, а третий и четвертый уровень - требуют более глубокого подхода при выполнении и рассчитаны на успешных учащихся.
Наиболее актуальными способами диагностики качества знаний по химии в настоящее время является использование химических диктантов и тестов.
Химические диктанты бывают нескольких видов:
Открытый - обычно состоит из двух вариантов, учащиеся пишут только ответы под соответствующими номерами.
Множественный – все учащиеся получают один набор вопросов, а ответы составляют в определенной форме: а) да, б) нет, в) формулировка не корректна, г) не знаю.
Бинарный – учащиеся получают один общий вариант и дают ответы:
да - (+), нет – (-).
Каким видом диктанта пользоваться решает сам преподаватель с учетом изучаемого материала, количества времени и уровня подготовки учащихся. (Материалы по диктантам в приложении)
Другим методом диагностики преподавания являются тесты, которые могут быть использованы как для фронтального, так и для индивидуального опросов учащихся.
Тесты используются для проверки знаний как наиболее технологичный, объективный и эффективный метод диагностики. Тесты являются удобным инструментом для контроля знаний в обобщении пройденного материала, что обеспечивает необходимый уровень усвоения химических понятий, формирует практический опыт учащихся по работе с КИМ. (Материалы по тестам в приложении)
На старших курсах актуальным являются урок – конференция или дискуссия, нацеленные на диагностику знаний учащихся. Эти уроки характеризуются двумя главными чертами: предварительной самостоятельной работой учащихся по вопросам, предложенным преподавателем и их коллективное обсуждение.
Различают повторительно – обобщающие уроки – конференции, которые проводят в конце изучения темы; уроки по изучению нового материала и смешанного назначения.
Выбор методов диагностики при обучении химии за преподавателем, но наилучший результат получается от применения различных методов, с учетом сложности изучаемого материала, подготовки и возраста учащихся.
Результаты мониторинга по каждому критерию выражаются в процентах. Результат считается отличным, если составляет 80% – 100%, хорошим – 64% – 84%, удовлетворительным – 45% – 63%, плохим, если меньше 45%[3].
Обработка результатов мониторинга качества преподавания позволяет наметить пути его повышения
Литература:
- Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В. Кузьминой – Ленинград, 1980.
- Вишневский В.А. Педагогическая диагностика управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением. – Чебоксары, 2000.
- Педагогическая диагностика в школе. Под ред. А.И. Кочетова – Минск, 1987.
Приложение 1
1). Открытый химический диктант.
Вариант 1.
- Какие химические реакции характерны для алканов (привести любой пример).
- Составить структурные формулы изомеров гексана. Дать им названия.
- Написать уравнение дегидрирования пентана.
- Какие вещества называются гомологами. Привести примеры.
Вариант 2.
- Какая реакция называется хлорированием. Привести пример.
- Составить формулы и дать названия пяти гомологам метана.
- Написать уравнения реакции Вюрца.
- Составить структурные формулы изомеров пентана. Дать им названия.
2). Множественный химический диктант.
Выбрать варианты ответов: а) – да; б) – нет; в) – формулировка не корректна;
г) – не знаю.
- Для алкенов характерна реакция присоединения.
- Алкены, алкины обесцвечивают раствор перманганата калия и бромную воду.
- Реакция присоединения водорода называется гидратацией.
- Две двойные связи содержат молекулы алкадиенов.
- Валентность углерода в соединениях равна 4.
- Гомологи – вещества, имеющие один состав, но разное строение.
- Молекулы органических веществ содержат сигма связь.
- Присоединение – реакция характерная для алканов.
- Гибридизация – процесс изменения формы электронных облаков.
- Хлорирование – реакция замещения атомов водорода на хлор в молекулах алканов.
Ответы: а, а, б, а, в, б, в, б, а, а.
3). Бинарный химический диктант.
Выбрать варианты ответов: да (+); нет (–).
- Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома.
- Общее количество электронов в атоме равно номеру группы.
- Количество электронных слоев в атоме равно номеру периода.
- Химическая активность металлов в пределах группы ПСХЭ возрастает сверху вниз.
- Неметаллы расположены в I, II, III группах ПСХЭ.
- Количество валентных электронов в атоме равно номеру группы для элементов главных подгрупп.
- Электронная схема атома натрия: 2е 8е 2е.
- У элементов больших периодов идет достройка предпоследнего электронного слоя.
- Количество валентных электронов у металлов больше, чем у неметаллов.
- Главную подгруппу ПСХЭ составляют элементы больших и малых периодов.
Ответы: +, –, +, +, –, +, –, +, –, +.
4). Примеры четырехуровневых карточек – заданий.
Вариант 1
- К каким классам углеводородов могут относиться вещества, имеющие молекулярные формулы: а) С5Н10; б) С4Н10. Привести структурные формулы.
- Для вещества СН3 – СН(СН3) – СН2 – СН2 – NН2 привести формулы 3-х гомологов и 3-х изомеров.
- Вывести молекулярную формулу вещества, содержащего 40% углерода C, 8% водорода Н, 36% кислорода O, и 16% азота N. Относительная молекулярная масса вещества равна 80.
Вариант 2
- К каким классам углеводородов могут относиться вещества, имеющие молекулярные формулы: а) С6Н10; б) С3Н6.
Привести структурные формулы.
- Для вещества СН3 – СН(ОН) СН2 – СН2 – СН3 привести формулы
3-х гомологов и 3-х изомеров. - Вывести молекулярную формулу вещества, содержащего 46% углерода C, 9% водорода Н,31% кислорода O, и 11% азота N. Относительная молекулярная масса вещества равна 103.
Вариант 3
- Приведите структурные формулы: предельного тригалогенпроизводного и аминокислоты, содержащих 8 атомов углерода.
- Для вещества СН3 – СН(NН2) – СН2 – СН2 – CН2 ОН, привести формулы 3-х гомологов и 3-х изомеров, относящихся к разным классам.
- При сжигании 1,17 г органического вещества потребовалось 1,512 л кислорода. Образовалось 1,12 л углекислого газа СО2, 0,112 л азота N2 и 0,99 г воды Н2О. Вывести молекулярную формулу вещества.
Вариант 4
- Приведите структурные формулы трех веществ с двойной функцией. Назовите вещества. Подтвердите двойственность функции уравнениями реакций.
- К каким классам углеводородов могут относиться вещества с молекулярными формулами С6Н6 и С2Н4. Приведите структурные формулы.
- При сжигании 32,6 г органического вещества потребовалось 33,6 л кислорода. Образовалось 17,9 л углекислого газа СО2, 4,48 л азота N2, 14,6 г хлороводорода НСl и 25,2 г воды Н2О. Вывести молекулярную формулу вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...
Учебно-тренировочный материал для подготовки к единому государственному экзамену
Учебно-тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ (устный счет). В варианты включен почти весь материал курса 10-11 класса по алгебре и началам анализа....
Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С
Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...