Правовое обучение и воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
материал ( класс) на тему

Хлызова Татьяна Леонидовна

В современном российском обществе сохраняется, до сих пор, низкий уровень правовой грамотности и правового самосознания граждан. К сожалению, наша школа не исключение, поэтому мы и взялись за реализацию нашего проекта, целью которого является реализация требований новых образовательных стандартов и основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан через разработку системы правового образования и правового просвещения в образовательной организации, захватывающей всех сотрудников и участников образовательного процесса. Настоящий проект отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования и воспитания в школе. Данная работа  не может быть реализована исключительно в рамках отдельного учебного курса, она требует  включения компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующей организации уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях. В настоящее время мы находимся на начальном этапе внедрения данного проекта, но уже имеем некоторые наработки которые и хотим сегодня вам представить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_hlyzova_t.l.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный семинар «Школа-центр правового образования, правового просвещения всех участников образовательного процесса» (23.12.15)

Тема выступления «Правовое обучение и воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

          В современном российском обществе сохраняется, до сих пор, низкий уровень правовой грамотности и правового самосознания граждан. К сожалению, наша школа не исключение, поэтому мы и взялись за реализацию нашего проекта, целью которого является реализация требований новых образовательных стандартов и основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан через разработку системы правового образования и правового просвещения в образовательной организации, захватывающей всех сотрудников и участников образовательного процесса. Настоящий проект отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования и воспитания в школе. Данная работа  не может быть реализована исключительно в рамках отдельного учебного курса, она требует  включения компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующей организации уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях. В настоящее время мы находимся на начальном этапе внедрения данного проекта, но уже имеем некоторые наработки которые и хотим сегодня вам представить.

         Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

·предметная, где основу составляют учебные предметы «Право», «Обществознание», а также элективный курс "Основы правовых знаний"  в 9 классах, элективные предметы «Правоведение», «Экономика и право», «Основы правовой культуры» в 10-11 классах.

· межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы спортивно-эстетического цикла;

· воспитательная (с этим направлением вас более подробно познакомит О.Н.Милькова)

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы правового образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I- IV  классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.[1]

Начальная школа

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

- основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;

- практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

- представления о себе и другом как особых мирах;

- представления о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

- знаний конкретных правил и норм поведения.

Эта образовательная задача решается в начальной школе за счет уроков Окружающего мира, системы классных часов и внутришкольных мероприятий, а также курсов внеурочной деятельности таких как:

1а класс (Ренева Ж.В.)-«Золотое сердечко»

1б класс (Борисова И.А.)-«Полезные привычки»

2а,2б классы (Докшина С.П., Кузнецова С.Л.)-«Волшебная сила слов»

4б класс (Балычева Г.Б.)-«Полезные привычки»

В 4 классах за счет учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется во внеурочной деятельности в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения.  

Основная школа

На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.

5-6-й классы школы.

В первые два года основной школы (5-6-й классы) детям открывается смысл и значение правовых отношений в школе; они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки,  курсы по выбору).  

Образовательная задача на этом этапе состоит:

- в развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и в соблюдении этих правил;

- в приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью; различение этих ситуаций и т.п.);

- в приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.

Условиями решения образовательной задачи являются:

А) включение в учебный план 5-6 классов учебного предмета «Обществознание»

Б) через образовательные предметы: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы спортивно-эстетического цикла (например- учебный предмет «Технологи» (6 класс) –Тема:  «Правила поведения в общественных местах»)

Б) система классных часов и внутришкольных мероприятий

В) большой выбор внеурчной деятельности «Юный инспектор», «Юный исследователь», «По страницам истории школы», «Экологический календарь» и др.

 7-9 -й классы школы.

В основной школе, 7-9-й классы, перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.

На протяжении этого этапа обучения решаются следующие задачи:

- приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;

- передача детям основ правовых знаний, в том числе знаний о правовой системе России и международном праве;

- формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Условиями решения образовательных задач являются:

А)  учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)»

Б) через образовательные предметы: литературу, историю, географию, физику, химию, биологию, иностранные языки, искусство, физическую культуру, ОБЖ.

Например: Английский язык-«Что нам разрешается, что нам запрещается» (7 класс), «Декларация по правам человека» (9 класс);

Биология-через весь курс красной линией приходит соблюдение законов экологического права.

Литература- произведения «Капитанская дочка» А.С.  Пушкин   (8 класс),   «Уроки французского» В.Распутин (7 класс)

Технология-  Ориентация на рынке товаров и услуг (защита прав потребителе) (7 класс),Правовое обеспечение предпринимательство (8 класс)

Б) система классных часов и внутришкольных мероприятий

В)  через  элективные курсы: «Выбор профессии», «Химия в быту», «Экология среды обитания», «Основы правовых знаний», «Основы потребительских знаний».

Курс «Основы правовых знаний» для учащихся 9 классов (учитель-Удальцов С.А.) рассчитан на 17 часов, он включает в себя элементы теории права, которые обеспечивают представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав. Одна из главных задач курса-это практическая его направленность: разбор практических ситуаций, самостоятельная работа с источниками права, средствами информации, составление сообщений, презентаций, участие обучающихся в научных чтениях и конференциях.

 Старшая школа

В старшей школе учащиеся получают  систематические   знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве.

Старшая школа должна обеспечить всем учащимся приобретение:

- способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.) это возможно в рамках элективных предметов или профильного обучения.

- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условиями решения образовательных задач в старшей школе являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие в выработке правил и норм, которые регулируют отношения в школе, участие в создании и деятельности общественных организаций, органов школьного самоуправления, различных социальных проектах.

Ежегодно в нашей школе проводится общешкольная ученическая конференция, после которой мы отправляем лучшие работы на муниципальные конференции «Ломоносовские чтения», «Юный исследователь». Хочется привести ряд тем, по которым были проведены исследования нашими учениками, которые позволяют реализвать конституционные права граждан в различных формах:   Зианбетова Ирина «Утилизация и переработка отходов деятельности человека в г. Котлас» (секция география, руководитель Федорова Г.И.), Нерадовская Екатерина «Исследование лексического богатства языка современных школьников» (секция языкознание, руководитель Попова Н.А.), Худышина Дарья «Проблемы детства и их социально-экономическое решение на территории МО «Котлас» (секция география, руководитель Федорова Г.И.), Мокрецова Виктория «Урбанизация на территории МО «Котлас» и Котласского района как экономическая проблема» (секция география, руководитель Федорова Г.И.) и другие.

б) учебные курсы, обеспечивающие,  расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Ежегодно для учащихся 10-11 классов (универсальное обучение) С.А. Удальцов проводит элективный предметы:  «Экономика и право», «Предпринимательство». Элективный предмет «Экономика и право» рассчитанный на 34 часа в год. Он включает в себя такие темы как: «Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России», «Виды экономических споров и порядок их рассмотрения», «Социально-экономические права граждан Российской Федерации и их защита» и другие.

В ближайшей перспективе у нас открытие социально-экономического профиля, который позволит еще больше углубится в решение правового образования и просвещения. Опыт работы в данном направлении у нас огромный с 2006 по 2012 года в нашей школе уже работал социально-экономический профиль. На сегодняшний момент у нас открыто две физико-математические профильные группы в 10-11 классах, это связано с  по запросом учащихся.  

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе необходима разработка как минимум двух типов программ курса права: для общеобразовательного профиля,  для социально-экономического профиля. Соответственно, курс права будет по-разному представлен в этих программах: для общеобразовательного профиля – отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера;  для социально-экономического профиля – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.[2]

  Исходя из всего, что изложено выше следует что, правовое образование является потребностью времени.  Основной задачей правового образования является повышение качества правовой подготовки учащихся. В рамках школьного курса смысл правового образования в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена, определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции у учащихся, а далее - формирование правового поведения.

 

 


[1] Программа "Правовое образование" Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В., – 2002.

[2] К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. "Сибирский учитель" Выпуск №2(26), Март-апрель 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности

В докладе обощается пятилетний опыт работы духовно - нравственного клуба "Лад", занятий по ОПК. Также указана интеграция занятий по ОПК с  уроками литераты. Опыт работы подтверждён результат...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся первых классов на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»

В статье описывается некоторые приемы способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся первых классов....

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....