Учитель года - 2016
материал ( класс) по теме

Дамбаа Шенне Вадимовна

Заочный тур конкурса "Учитель года Республики Тыва - 2016"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА – 2016»

В НОМИНАЦИИ «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Дамбаа Шенне Вадимовна,

учитель родного языка и литературы

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ Тоджинского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Использование ИКТ в обучении родного тувинского языка»

Требование сегодня к уроку – это применение современных педагогических технологий. Нельзя заинтересовать современного ученика использовав на уроках обычные, стандартные методы преподавания. Учителю приходится многому учиться, совершенствоваться, искать новые инновационные методы, приемы обучения. Персональный компьютер для учителя  должен стать не предметом изучения, а средством, с помощью которого можно качественно улучшить процесс обучения, осуществлять исследовательский подход в обучении, развивать и формировать критическое мышление, умение учиться и самообучаться.

Необходимо подчеркнуть самое главное: используя компьютерные технологии, мы стимулируем ученика к дальнейшему самостоятельному изучению своего родного языка.

Язык – душа народа. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности. С помощью языка мы не только общаемся, передаем мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Родной язык создает условия узнавать корни своего народа, его традиции, обычаи и культуру.

Изучение, сохранение и развитие национальных языков – это способ межпоколенной передачи опыта культурно-исторического развития каждого народа, сохранение преемственности между поколениями в плане формирования национального менталитета.

Актуальность. Молодое поколение сегодня, к сожалению, отрывается от своих национальных корней, игнорируя родную культуру, язык и литературу. Низкий уровень владения речевой культурой, полное забвение родного языка, особенно городской молодежью, может привести к резкому снижению уровня владения родным языком.

Избегать таких негативных последствий можно благодаря целенаправленной работе по сохранению, изучению и развитию родного тувинского языка. Одним из приоритетных направлений развития образования является создание условий для изучения родных языков. Хочу выделить главные цели в своей работе:

- воспитание достойного гражданина, патриота, высококультурной личности;

- пробуждение национальной гордости за свой родной язык;

- сохранение и развитие национальных обычаев, обрядов своего народа;

- формирование у детей бережного отношения к языковым традициям, сознательного восприятия языка как национально-культурной ценности;

- воспитание образованности и культуры подрастающего поколения;

- создание условий для гармоничного развития языка и культуры своего народа;

- применение инновационных технологий является одним из современных средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении тувинскому языку.

Для выполнения этих целей ставлю перед собой следующие задачи:

- сохранение и развитие языка;

- пробуждение любви к тувинскому языку и литературе;

- использование тувинского языка в процессе жизни;

- ознакомление учащихся с историей тувинского народа, культурой, искусством, национальными обычаями, литературой, известными тувинскими деятелями;

- развитие устной и письменной речи;

- расширение кругозора учащихся, привитие любви к чтению книг, художественной литературы на тувинском языке.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов,  используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Совершенствование методики преподавания тувинского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Также организуется выполнение многих традиционных видов упражнений на основе зрительного восприятия, например, вставку букв, постановку знаков препинания.

В настоящее время использование ИКТ на уроках родного языка и литературы очень разнообразна:

- создание проектов;

- поиск материалов в Интернете;

- мультимедийные презентации;

- дидактические материалы;

- использование аудиозаписей;

- чтение художественной литературы в электронном варианте;

- создание буклетов, сборников стихотворений, пословиц.

На уроках родного языка и литературы учащиеся делают проекты на самые разные темы как индивидуально, так и группами. Темы проектов: «Писатели Тоджи», «Саргатчай, родной мой край», «Охотники Тоджи», «Моя родословная», «Половозрастные названия оленей» и др.

В помощь детям для исследовательской работы, для проектов, для подготовки домашнего задания выступают Интернет-ресурсы: тувинская википедия, персональные сайты учителей родного языка и литературы, сайты известных газет и журналов Тувы («Шын», «Башкы»), детский литературный сайт «Радуга Тувы».

В настоящее время книги тувинских писателей почти не публикуются, а у некоторых книг остались лишь единицы экземпляров. Поэтому студенты филологического факультета Тувинского государственного университета создают сайты писателей Республики Тыва. В сайтах приводится произведения писателей в электронном варианте, статьи о том или ином писателе, исследовательские работы по произведениям писателей. Так как в школьной библиотеке нет сборников произведений писателей Тувы, учащиеся скачивают электронные произведения, и с удовольствием читают тувинские произведения в любое время с телефонов или планшетов.

Также в своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, рисунки, аудиозаписи. Например, при изучении произведения В.Ш. Көк-оола «Хайыраан бот» я использую запись народных песен и частушек из спектакля, тем самым заинтересовав детей к прочтению произведения.

Использование компьютера вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними во всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повышать эффективность обучения, но и стимулирует учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного языка.

В процессе своей работы я сделала выводы, что использование информационных технологий дают возможность:

- повышения эффективности обучения,

- осуществления индивидуального подхода в обучении;

- расширения объема предъявляемой учебной информации;

- улучшения организации урока;

- повышения качества контроля знаний учащихся  и разнообразие его форм;

- включения учащихся в коллективную деятельность;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета.

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоемко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приемов и средств организации учебно-познавательной деятельности так, чтобы урок был максимально продуктивным, а главное – незабываемым. В заключение необходимо подчеркнуть самое главное: используя компьютерные технологии, мы стимулируем ученика к дальнейшему самостоятельному изучению своего родного языка.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова.

Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях

одно только хорошее.

Одри Хепберн.

Свое эссе я бы хотела начать с того, что учитель – это, ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая в следствии необходимости воспитания и обучения последующих поколений. А для меня учитель – это не просто профессия, а нечто несоизмеримо большее, это состояние души. Учитель – это призвание. Призванье к тому, чтобы передать другому всё, что ты имеешь и умеешь. Учитель – это ведущий маяк, это путь к Дальним Мирам, это лампада во тьме. Учитель – это прежде всего тот человек, через кого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Школьные уроки когда-нибудь заканчиваются, а уроки жизни – никогда!

Как я выбрала свою профессию? Еще школьницей я увлекалась наукой, принимала активное участие в олимпиадах и конференциях по родному языку. Моим научным руководителем во всем и всегда была моя учительница – Севек Екатерина Киим-ооловна – учитель родного языка и литературы высшей категории. Как-то зимним, холодным днем, когда мы работали над очередной исследовательской работой, моя учительница спросила: «Шеӊне, а кем ты хочешь стать, когда закончишь школу?» Я тихо и медленно ответила: «Врачом, Башкы». Потом мы побеседовали о разных специальностях: о врачах, об учителях. После той беседы я задумалась над выбором профессии, взвесила все плюсы и минусы этих двух замечательных профессий. В итоге пришла к выводу: «Я стану УЧИТЕЛЕМ».

Выбрав однажды свою профессию, я не остановилась. Я начала изучать ступени учительской деятельности, как относиться к своим профессиональным обязанностям, как общаться с учениками и как пробудить в них интерес к учёбе, к будущему. Каждый день я совершенствуюсь. Порой это сложно, трудно. Но я забываю про это, потому что точно знаю, что от этого зависит моя жизнь и жизни тех, кому я могу и должна помочь. Ведь дети – это наше будущее.

Многие дети не понимают, зачем они ходят в школу, и поэтому не стремятся грызть гранит наук. Кроме того, современные дети живут, как я считаю, в опасном мире, где ребенок может столкнуться с такими проблемами как алкоголизм, табакокурение, насилие, наркомания. Поэтому каждый педагог должен не только давать школьные знания, но и воспитывать в учениках эстетические взгляды, учить их быть гуманными и понимать прекрасное, пропагандировать здоровый образ жизни. Хороший учитель – достойный пример подражания для своих учеников. Рассуждая об этом, я вспомнила слова Альберта Эйнштейна: «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример».

Свое педагогическое кредо я могу выразить словами Жозеф Жубера: «Обучать – значит вдвойне учиться». Действительно, обучая детей, мы тоже учимся.

Все дети такие разные. Как научиться любить их всех? А любовь – чувство избирательное. Но в нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников – значит верить в них. Верить в возможности ученика, помогать раскрывать их возможности, показывать на что каждый из них способен. Я верю в учеников и принимаю их точку зрения. Через море жизненных трудностей вера ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель.

Я считаю, что задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье; помочь правильно решить проблему выбора профессии, открыв его особенности, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте. И я как учитель родного языка и литературы, помогаю ученикам познать себя, окружающий мир через национальные ценности и художественную литературу.

Книги всегда были частью моей жизни, и я стараюсь также учить своих учеников любить эти источники саморазвития и совершенствования. Говорят: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников – и ты проживешь вечность!» Так, у меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Дамбаа Шеӊне Вадимовна

учитель родного языка и литературы

МБОУ Адыр-Кежигской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016",часть - 1часть - 2...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Система работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"

В данной работе представленасистема работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"...

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее" учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года - 2016"

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"  учителя математики в рамках конкурса " Учитель года - 2016"...

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...