"Игра как взаимодействие ребёнка со взрослым."
статья по теме

Баканова Анастасия

Материал для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastya_statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как взаимодействие  ребёнка со взрослым.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Ни для кого не секрет, что взаимодействуя с детьми, необходимо учитывать  их возрастные особенности,  индивидуальные склонности, интересы и специфику того вида деятельности, в котором происходит взаимодействие. Игровая деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Задача взрослого —  вовремя  научить  детей  соответствующим  игровым умениям, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

В своей статье «Игровые технологии как вид педагогических технологий» Н.М. Михайленко даёт следующие принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует   играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.[3] То есть нужно помнить о том, что для каждого возраста  – свои игры.

Изучая  методические рекомендации известных педагогов, психологов, можно сделать вывод, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно, чтобы взрослые относились к игре как к значимой деятельности ребенка, как к условию его развития. Но так же нужно помнить, что после дошкольного возраста – игровая деятельность  не должна заканчиваться, а должна развиваться и плавно переходить в следующую ведущую деятельность. Ребёнок, который уже учится в школе, не может сразу перейти только на обучающуюся деятельность. С ребёнком важно играть на протяжении всего его детства.

Играть с ребёнком - это прекрасная возможность познавать его внутренний мир, интересы, способности, значимые для него потребности. К сожалению, родители редко осознают, что игра это самый лучший способ установления близости и доверия с ребёнком.  А ведь особой признательностью детей пользуются взрослые, которые оказываются способными во взаимодействии с ребенком занять «игровую позицию», стать партнером по игре. «Игровая позиция» важна и в обычных жизненных ситуациях, например при одевании ребенка, кормлении и т.д.

Во время взаимодействия с детьми в игре  взрослый способствует развитию личности ребёнка, способностей ребёнка, формированию нравственных качеств. Также, взрослый  развивает игру ребёнка. Он способствует развитию у детей разных видов игры, обогащает знания детей о правилах  разных игр.

Так же нужно отметить ряд принципов организации игрового пространства, о которых пишет  И.Ю. Запорожец:

  • Активизация форм эмоционального и тактильного  контакта взрослого и ребенка.
  • Активизация и расширение форм игровой  совместной деятельности детей и родителей.
  • Осознание взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка.
  • Реально полной включенности родителей в игровое взаимодействие с детьми.
  • Осознание взрослыми значимости игры в развитии ребенка дошкольного возраста. [1]

Хочется добавить, что в игровой деятельности важен принцип оптимизма. Совместный смех – один из важнейших методов сближения и создания взаимосвязи с ребенком.

«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» - утверждает психолог Коэн Лоренс.[2]  

Главное, что в процессе совместных игр родители  лучше понимают своего ребенка, а ребенок своих родителей.


Список  используемой литературы:

1. Запорожец И.Ю. Специальная организация игровых пространств как словие оптимизации детско – родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников./ Мир психологии  - 2009 г.  – с. 239-249

2. Коэн Лорэнс Игры, которые воспитывают  пер. с анг.  – М.: 2009 г.

3. Михайленко Т. М.  Игровые технологии как вид педагогических технологий.Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Два комсомольца — 140-146 с.

4. Панько  Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; под редакцией Я.Л. Коломинского, Панько  Е.А.  -  Минск : нац. ин- т образования, 2012. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребёнок уже взрослый?

Родительская академия "Помоги себе сам"...

Взаимодействие ребёнок-педагог-родитель в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"

В презентации представлено взаимодействие родителей, педагогов и детей в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"....

СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «РЕБЁНОК-ПОДРОСТОК-ВЗРОСЛЫЙ»

Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в ч...

Буклет Познавательные игры "Игра в жизни ребёнка"

 Познавательное развитие детей осуществляется в игре.   Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу н...

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношени...

Родительское собрание "Кибербуллинг: как контролировать экосистему взаимодействия ребёнка с интернет-средой"

Понятия "Буллинг" и "кибербуллинг", виды, ситуации, рекомендации родителям, памятки для родителей....