"Игра как взаимодействие ребёнка со взрослым."
статья по теме
Предварительный просмотр:
Игра как взаимодействие ребёнка со взрослым.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Ни для кого не секрет, что взаимодействуя с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности, индивидуальные склонности, интересы и специфику того вида деятельности, в котором происходит взаимодействие. Игровая деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».
Задача взрослого — вовремя научить детей соответствующим игровым умениям, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.
В своей статье «Игровые технологии как вид педагогических технологий» Н.М. Михайленко даёт следующие принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.
3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.[3] То есть нужно помнить о том, что для каждого возраста – свои игры.
Изучая методические рекомендации известных педагогов, психологов, можно сделать вывод, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно, чтобы взрослые относились к игре как к значимой деятельности ребенка, как к условию его развития. Но так же нужно помнить, что после дошкольного возраста – игровая деятельность не должна заканчиваться, а должна развиваться и плавно переходить в следующую ведущую деятельность. Ребёнок, который уже учится в школе, не может сразу перейти только на обучающуюся деятельность. С ребёнком важно играть на протяжении всего его детства.
Играть с ребёнком - это прекрасная возможность познавать его внутренний мир, интересы, способности, значимые для него потребности. К сожалению, родители редко осознают, что игра это самый лучший способ установления близости и доверия с ребёнком. А ведь особой признательностью детей пользуются взрослые, которые оказываются способными во взаимодействии с ребенком занять «игровую позицию», стать партнером по игре. «Игровая позиция» важна и в обычных жизненных ситуациях, например при одевании ребенка, кормлении и т.д.
Во время взаимодействия с детьми в игре взрослый способствует развитию личности ребёнка, способностей ребёнка, формированию нравственных качеств. Также, взрослый развивает игру ребёнка. Он способствует развитию у детей разных видов игры, обогащает знания детей о правилах разных игр.
Так же нужно отметить ряд принципов организации игрового пространства, о которых пишет И.Ю. Запорожец:
- Активизация форм эмоционального и тактильного контакта взрослого и ребенка.
- Активизация и расширение форм игровой совместной деятельности детей и родителей.
- Осознание взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка.
- Реально полной включенности родителей в игровое взаимодействие с детьми.
- Осознание взрослыми значимости игры в развитии ребенка дошкольного возраста. [1]
Хочется добавить, что в игровой деятельности важен принцип оптимизма. Совместный смех – один из важнейших методов сближения и создания взаимосвязи с ребенком.
«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» - утверждает психолог Коэн Лоренс.[2]
Главное, что в процессе совместных игр родители лучше понимают своего ребенка, а ребенок своих родителей.
Список используемой литературы:
1. Запорожец И.Ю. Специальная организация игровых пространств как словие оптимизации детско – родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников./ Мир психологии - 2009 г. – с. 239-249
2. Коэн Лорэнс Игры, которые воспитывают пер. с анг. – М.: 2009 г.
3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий.Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Два комсомольца — 140-146 с.
4. Панько Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования; под редакцией Я.Л. Коломинского, Панько Е.А. - Минск : нац. ин- т образования, 2012. – 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребёнок уже взрослый?
Родительская академия "Помоги себе сам"...
Взаимодействие ребёнок-педагог-родитель в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"
В презентации представлено взаимодействие родителей, педагогов и детей в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"....
СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «РЕБЁНОК-ПОДРОСТОК-ВЗРОСЛЫЙ»
Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в ч...
Буклет Познавательные игры "Игра в жизни ребёнка"
Познавательное развитие детей осуществляется в игре. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу н...
Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.
С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношени...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ как одна из форм взаимодействия детей и взрослых по пропаганде здорового образа жизни
виды социально-психологических акций...
Родительское собрание "Кибербуллинг: как контролировать экосистему взаимодействия ребёнка с интернет-средой"
Понятия "Буллинг" и "кибербуллинг", виды, ситуации, рекомендации родителям, памятки для родителей....