Эссе "Я-учитель"
статья по теме
Я так вижу свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ivanova_1.docx | 487.61 КБ |
конкурсное эссе "Учитель года". | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе Я- учитель.
Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Мы видим девочку, напоминающую стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь. И.Е. Репин «Стрекоза».
Все мы родом из детства. В детстве по-другому пахнет хлеб, потому что он из бабушкиных рук, по-другому, без морщин, выглядит мамино лицо, другим кажется взрослый мир – без насилия, слез и горя. Когда-то я решила быть учителем, чтобы всегда быть рядом с детством. Поэтому, как мне кажется, главное качество любого учителя – уметь оставаться ребенком, чтобы понять его. И каждый мой ребенок должен быть успешным, несмотря ни на что. Я точно уверена: у меня самая уникальная профессия в мире: я – первооткрыватель детских душ. И эта миссия выполнима.
Что творилось на Красной площади и набережной Москвы-реки! Несметные волны народа стремились увидеть, хотя бы мельком, хотя бы одним глазком царствующую коронованную чету. Густав Шварц. «Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля в 1856 г.»
. На родительской конференции невольно слышу разговор двух мам: «Ну что сказать, замахнулся твой Иван на театральное в Москве! Отговорить не пробовали?» В ответ продолжительный вздох… Ох, не верят, часто не хотят верить родители в то, насколько возможно претворить в жизнь самые буйные идеи в голове их чад! Кому это под силу? Назову, и пальцев на руках не хватит перечислить всех хотя бы из моего класса. Убеждена бесповоротно: только учителю подвластно раскрыть талант, развить творческий потенциал ребенка. И портфолио – это начало пути. Веду сама и четко слежу за своими подопечными. Конкурсное и олимпиадное движение полезны и для развития успешности, как личностной характеристики.
С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Класс просторный и светлый. Ученики внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей. Б.М. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси».
Годы наблюдений позволили сделать вывод: все учителя делятся, по моей классификации, на три категории: 1) Я работаю в школе. 2) Я РАБОТАЮ в школе. 3) Я работаю В ШКОЛЕ.
Школа не терпит слабых. Школа не терпит случайных. Слабых, но настойчивых она сделает сильными. Случайные уходят сами. Сильный и настоящий учитель корпит не над конспектами. Он ежеурочно трудится над тем, как сделать ребенка счастливым и успешным. Он не будет доказывать преимущество компьютера перед тряпкой и мелом, он синтезирует и аккумулирует прошлое и настоящее в одном своем уроке и каждый урок преподнесет им возможность добывать знания. Самим. Как того требуют ФГОС, нацеленные на формирование универсальных учебных действий. Таким образом, реализуется основной принцип деятельности: у ученика появляется хороший и нужный шанс получать знания не в готовом виде, а добывать самому, то есть трудиться, осознавая при этом, содержание и форму своей учебной деятельности. А потому иду на урок, вооружившись приемами диалоговых и ИКТ-технологий, так как мой урок – самый нужный и интересный. Моя задача – научить пользоваться строго научными знаниями, достоверными фактами. Я не диктатор. Мое мнение может быть значимым, но оно не единственное. Объединяет общая деятельность, в которой каждый может принять посильное участие. Проекты должны иметь практическое значение, а не формальное. Мы не создаем работу ради работы.
На городской набережной идет ожесточенный бой. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага. А.А.Дайнека. «Оборона Севастополя» (1942 год).
Я сильная. Я не боюсь крови. Я не боюсь (уже) пауков, темноты, домового. Я вообще ничего не боюсь. И только бледнею, увидев на стенах дома фашистскую свастику. Теряю дар речи, хочу схватить кисть и замазать…
Веду детей к ветерану, слушаем его рассказ. Сгоняю слезы, прикрываюсь видеокамерой, чтобы не заметили дети. А зачем? Разве я не хочу, чтобы они выросли патриотами? Выше цели не поставить. Но… Я же сильная. Я ничего не боюсь. На следующий день они сами предложили стереть с той злосчастной стены плоды чьего-то недалекого ума. Сами и сделали. Без меня.
Мальчишка стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Сидя на стуле, мать с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему. Ф.П. Решетников «Опять двойка».
Передо мной родительница.
- Ольга Викторовна, вы говорили, что у меня способный ребенок. Нам нужны достойные знания и поступление в вуз.
- Хорошо, только вы должны мне помочь.
- Я???
Благополучие России определяется, в первую очередь, уровнем духовного развития семей. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания, прежде всего трудностей в формировании у молодежи нравственной основы иерархии ценностей. Но как горько от осознания того, что иногда успешный ребенок не находит поддержки в семье. Да и сама семья как институт потеряла свое нравственное значение. Читать нотации родителям? Бесполезно. Более действенно сформировать духовно-нравственные ценности, которые многие недополучают от близких. А потому звучат на моих уроках и занятиях рассказы о женах-«декабристках», о великомученической, венценосной семье Романовых, о цирковой династии Дуровых… Ребенок, знающий о нравственных приоритетах, станет полноценной личностью и не позволит покалечить себя и свою собственную семью всеобщей бездуховностью.
На полотне изображена известная сцена 988 года. В центре картины – Владимир Святославович, он же Владимир Красное Солнышко. Руки он простирает к нему, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. С небес ангелы наблюдают за тем, что происходит на земле. С разверзшихся небес исходит божественный свет. В.М. Васнецов. «Крещение Руси».
Идем с восьмиклашкой домой. Ей скучно, но деться некуда: мы живем по соседству. В общем, идем. Молчим. И вдруг вопрос: «А вы верите в Бога?» Ответ секундный – да. «А я нет. И вообще ни во что уже не верю». Бедная девочка… Ей всего 15, а глаза потухли, в речи звучит «уже». Несчастная любовь? двойка по алгебре? Пройдет… Только почему не научили эту девчушку справляться с трудностями? Хотя почему «не научили?» Спросить нужно меня. Моя ошибка. Ученица не моя, но рядом ведь, близко смотрит ее давно погасший взгляд. Надо вести детей к пониманию того, что к ошибкам и поражениям надо относиться не как к катастрофе, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска. Год за годом старюсь выработать механизмы саморегуляции и самомотивации, устойчивости к разочарованию. Уверенность в себе – шаг к успешности, и он очень важен.
Р.S. Я забыла ей сказать, что верю еще в Деда Мороза и очень люблю цирк. Честно.
Зимний пейзаж. В перспективе - деревянная старинная архитектура северного поселения, от которого тянется обоз. В центре - юноша в тулупе и шапке, он идет, прижимая к груди две книги. Это Михаил Ломоносов, навсегда покидающий родную деревню и отправляющийся в Москву постигать науки.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву».
Телефонный звонок.
- Ольга Викторовна, срочно нужно увидеться и поговорить о моем сыне.
- Я на курсах, обучаюсь…
- Господи, чему ж вас еще учат-то?
Успех придет не сразу. К этой мысли нужно привыкнуть самой и приучить своих учеников. Дорогу, как известно, осилит идущий. За время пути необходимо убедить и в другом: учиться можно в любом возрасте. Главное- хотеть учиться. Главное – добиваться поставленных целей. Как Ломоносов. Как Суворов. Как Терешкова или Гагарин. Размышляя об этом в своей педагогической деятельности, я пришла к мысли, что только успех в учении рождает в ребенке желание учиться. Если ребенок постоянно ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учебной деятельности. Отчасти этому способствуют проблемные ситуации на уроке и возможность разрешить их для каждого ученика. Разрешенная ситуация ведет, в свою очередь, к ситуации успеха. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних проблем, поскольку позволяет им снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. При этом создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе. Я успешная? Да!!! Но я еще учусь, чтобы успех пришел и к другим.
В XVII веке в Павлове была создана первая в России кустарная артель металлообработки. Изображенный на картине старик вызывает глубокое уважение и почет: его натруженные руки свидетельствуют о напряженном и тяжелейшем труде. Это настоящий мастер своего дела. И.С. Куликов. «Павловский кустарь».
Почему-то вспоминается, как дочь Заслуженного учителя России ушла из педагогов в продавцы мороженого. А ведь мама когда-то сама внушила, что все профессии почетны. На самом деле: зачем печь пирожки и не вкладывать в них свою душу вместе с начинкой? зачем лечить, не умея сочувствовать? зачем учить, не любя детей? Моя педагогическая деятельность должна помочь самоопределиться школьникам, ведь успех ждет того, кто на своем месте, кто не ошибся и сделал верный выбор.
По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны. В.А. Серов. «Петр I».
Новое всегда пугает. Берясь за новое, штурмую педагогические соцсети, сижу на учительских форумах. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, способность и готовность человека к эффективной, продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А потому успех сугубо индивидуален и, как говорил Лев Толстой: «Главное условие успеха есть терпение».
Предварительный просмотр:
«Она могла бы стать пианисткой, потому что от природы обладала великолепным слухом, она могла бы стать спортсменкой и представлять нашу страну в конных забегах, потому что с детства любит верховую езду, она могла бы стать, на худой конец, актрисой и играть роли рыженьких отличниц. Но… она стала обыкновенным учителем истории и обществознания».
Так могла бы начаться программа Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» с моим участием. Однако живу я в Бузулуке, здесь есть местное телевидение, но нет Юлии Меньшовой, две газетные статьи – предмет гордости моей мамы.
Моя семья (в широком смысле этого слова) взрастила медиков, водителей, бухгалтеров и меня, единственного учителя. Хорошо помню, как папа, явно не одобряя мой выбор, качал головой: «Оля, дети, знаешь, чьи пойдут? Бандитов, уголовников, предпринимателей, разорившихся и спившихся бизнесменов, наркоманов. Они книжки-то читать не будут. И историю твою всю перепишут».
Прошло двадцать лет. Папины слова не забыты. Пяток лет отданы «лихим» девяностым, пятнадцать – новой эре. Так ли мрачно все выглядит то, что нарисовал мой папа.
«Наедине со всеми». Гипотетический вопрос Меньшовой: «Ну и какие же дети лучше, тех, 90-х, или дети этого поколения?» Внутри всё замерло. Разнузданное время, конечно, сделало своё дело. Но как приятно слышать от солидного банкира, что своим успехом он обязан учителям .
В одном мой папа прав бесповоротно: книжки новое поколение не читает. Читает Интернет-новости, но ведь читает же! Не спорю с филологами: ничто не заменит «Войны и мира», «тургеневских» девушек и аромата «Антоновских яблок». А потому звучат на моих уроках и занятиях рассказы о женах-«декабристках», о великомученической, венценосной семье Романовых, о цирковой династии Дуровых… Ребенок, знающий о нравственных приоритетах, станет полноценной личностью и не позволит покалечить себя и свою собственную семью всеобщей бездуховностью.
Я, кажется, так и не ответила на вопрос: какие ученики лучше? Несомненным достоинством ученика XXI века является его коммуникабельность. А потому иду на урок, вооружившись приемами диалоговых и ИКТ-технологий, так как мой урок – самый нужный и интересный. Моя задача – научить пользоваться строго научными знаниями, достоверными фактами. Я не диктатор. Мое мнение может быть значимым, но оно не единственное.
В голове опять мелькнула знаменитая программа. Блиц-опрос.
- Если в вас влюбился ученик? - Взаимностью точно не отвечу, но постараюсь помочь пережить.
- Если ваш ученик совершит у вас кражу денег? – Прощу.
- Если вами подготовленный к олимпиаде ученик перейдет к другому учителю и на новый предмет? – Постараюсь понять.
- Если у вас плохое настроение? – Дети этого не заметят.
Да, дети не заметят моего плохого настроения (этому учили нас всегда), как не замечают и того, что живут в уникальную эпоху. На классном часе слышу: а что открывать, когда все уже открыто, что строить, когда есть угроза войны, зачем прилагать усилия тому, у кого все уже есть? И это говорят дети, каждый день пользующиеся усовершенствованными телефонами, планшетами, айпатами и прочим? Странно, но за открытия эти совершенства техники они не принимают.
Убеждаю каждый удобный случай: открытия можно делать и в малом. С пятого класса начинаю работать на их успех. Проектная деятельность – уникальная возможность привлечь абсолютно всех. Объединяет общая деятельность, в которой каждый может принять посильное участие. Проекты должны иметь практическое значение, а не формальное. Мы не создаем работу ради работы. С ИКТ они обращаются в десяток раз лучше, чем я, следовательно, эту долю ответственности целиком и полностью возлагаю на них, будущих «технарей». (Кстати, частенько специально откручиваю какой-нибудь шнур или жму не на ту кнопку – проверяю их компетентность. Хоть бы раз не справились!).
«Наедине со всеми». Гипотетический вопрос Меньшовой: «Какое качество вы бы хотели непременно воспитать в детях или передать своим ученикам?» Я сильная. Я не боюсь крови. Я не боюсь (уже) пауков, темноты, домового. Я вообще ничего не боюсь. И только бледнею, увидев на стенах дома фашистскую свастику. Теряю рад речи, хочу схватить кисть и замазать… Веду детей к ветерану, слушаем его рассказ. Сгоняю слезы, прикрываюсь видеокамерой, чтобы не заметили дети. А зачем? Разве я не хочу, чтобы они выросли патриотами? Выше цели не поставить. Но… Я же сильная. А сильные не плачут. На следующий день они сами предложили стереть с той злосчастной стены плоды чьего-то недалекого ума. Сами и сделали. Без меня.
И вообще, они должны быть ЛЮДЬМИ везде: дома в семьях, на работе, на улице и, не дай Бог, на войне…
Что ж, программа подходит к концу. Интересно, что может пожелать телеведущая одной из тысяч историчек? Конечно, хороших учеников! А мне не надо только хороших. Мне надо всяких. Я всё равно приложу все усилия, чтобы каждый из них стал успешным…
Комментарии
Молодец, здорово получилось,
Молодец, здорово получилось, творчески и с картинками.
Спасибо)
Спасибо)