Эссе "Я-учитель"
статья по теме

Я так вижу свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ivanova_1.docx487.61 КБ
Файл конкурсное эссе "Учитель года".15.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Эссе   Я- учитель.

Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Мы видим девочку, напоминающую стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь. И.Е. Репин «Стрекоза». C:\Users\admin\Desktop\стрекоза.jpg

Все мы родом из детства. В детстве по-другому пахнет хлеб, потому что он из бабушкиных рук, по-другому, без морщин,  выглядит мамино лицо, другим кажется взрослый мир – без насилия, слез и горя. Когда-то я решила быть учителем, чтобы всегда быть рядом с детством. Поэтому, как  мне кажется, главное качество любого учителя – уметь оставаться ребенком, чтобы понять его. И каждый мой ребенок должен быть успешным, несмотря ни на что. Я точно уверена: у меня самая уникальная профессия в мире: я – первооткрыватель детских душ. И эта миссия выполнима.

Что творилось на Красной площади и набережной Москвы-реки! Несметные волны народа стремились увидеть, хотя бы мельком, хотя бы одним глазком царствующую коронованную чету. Густав Шварц. «Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля в 1856 г.»C:\Users\admin\Desktop\москва.jpg

. На родительской конференции невольно слышу разговор двух мам: «Ну что сказать, замахнулся  твой Иван на театральное  в Москве! Отговорить не пробовали?» В ответ продолжительный вздох… Ох, не верят, часто не хотят верить родители в то, насколько возможно претворить в жизнь самые буйные идеи в голове их чад! Кому это под силу? Назову, и пальцев на руках не хватит перечислить всех хотя бы из моего класса. Убеждена бесповоротно: только учителю подвластно раскрыть талант, развить творческий потенциал ребенка. И портфолио – это начало пути. Веду сама и четко слежу за своими подопечными. Конкурсное и олимпиадное движение полезны и для развития успешности, как личностной характеристики.

С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Класс просторный и светлый. Ученики внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей. Б.М. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси».C:\Users\admin\Desktop\школаа.jpg

 Годы наблюдений позволили сделать вывод: все учителя делятся, по моей классификации, на три категории: 1) Я  работаю в школе. 2) Я РАБОТАЮ в школе. 3) Я работаю В ШКОЛЕ. 

Школа не терпит слабых. Школа не терпит случайных. Слабых, но настойчивых она сделает сильными. Случайные уходят сами. Сильный и настоящий учитель корпит не над конспектами. Он ежеурочно трудится над тем, как сделать ребенка счастливым и успешным. Он не будет доказывать преимущество компьютера перед тряпкой и мелом, он синтезирует и аккумулирует прошлое и настоящее в одном своем уроке и каждый урок преподнесет им возможность добывать знания. Самим. Как того требуют  ФГОС, нацеленные на формирование универсальных учебных действий. Таким образом, реализуется основной принцип деятельности: у ученика появляется хороший и нужный шанс получать знания не в готовом виде, а добывать самому, то есть трудиться, осознавая при этом, содержание и форму своей учебной деятельности. А потому иду на урок, вооружившись приемами диалоговых и ИКТ-технологий, так как мой урок – самый нужный и интересный. Моя задача – научить пользоваться строго научными знаниями, достоверными фактами. Я не диктатор. Мое мнение может быть значимым, но оно не единственное. Объединяет общая деятельность, в которой каждый может принять посильное участие. Проекты должны иметь практическое значение, а не формальное. Мы не создаем работу ради работы.

На городской набережной идет ожесточенный бой. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага. А.А.Дайнека. «Оборона Севастополя» (1942 год). C:\Users\admin\Desktop\севаст.jpg

 Я сильная. Я не боюсь крови. Я не боюсь (уже) пауков, темноты, домового. Я вообще ничего не боюсь. И только бледнею, увидев на стенах дома фашистскую свастику. Теряю дар речи, хочу схватить кисть и замазать…

Веду детей к ветерану, слушаем его рассказ. Сгоняю слезы, прикрываюсь видеокамерой, чтобы не заметили дети. А зачем? Разве я не хочу, чтобы они выросли патриотами? Выше цели не поставить. Но… Я же сильная. Я ничего не боюсь. На следующий день они  сами предложили стереть с той злосчастной стены  плоды чьего-то недалекого ума. Сами и сделали. Без меня. 

Мальчишка  стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Сидя на стуле, мать с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему. Ф.П. Решетников «Опять двойка».C:\Users\admin\Desktop\решетни.jpg

Передо мной родительница.

- Ольга Викторовна, вы говорили, что у меня способный ребенок. Нам нужны достойные знания и поступление в вуз.

- Хорошо, только вы должны мне помочь.

- Я???

Благополучие России определяется, в первую очередь, уровнем духовного развития семей. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания, прежде всего трудностей в формировании у молодежи нравственной основы иерархии ценностей. Но как горько от осознания того, что иногда успешный ребенок не находит поддержки в семье. Да и сама семья как институт потеряла свое нравственное значение. Читать нотации родителям? Бесполезно.  Более действенно сформировать духовно-нравственные ценности, которые многие недополучают от близких. А потому звучат на моих уроках и занятиях рассказы о женах-«декабристках», о великомученической, венценосной семье Романовых, о  цирковой династии Дуровых… Ребенок, знающий о нравственных приоритетах, станет полноценной личностью и не позволит покалечить себя и свою собственную семью всеобщей бездуховностью.

На полотне изображена известная сцена 988 года. В центре картины – Владимир Святославович, он же Владимир Красное Солнышко. Руки он простирает к нему, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. С небес ангелы наблюдают за тем, что происходит на земле. С разверзшихся небес исходит божественный свет. В.М. Васнецов. «Крещение Руси». C:\Users\admin\Desktop\бог.jpg

 Идем с восьмиклашкой домой. Ей скучно, но деться некуда: мы живем по соседству. В общем, идем. Молчим. И вдруг вопрос: «А вы верите в Бога?» Ответ секундный – да. «А я нет. И вообще ни во что уже не верю». Бедная девочка… Ей всего 15, а глаза потухли, в речи звучит «уже». Несчастная любовь? двойка по алгебре? Пройдет… Только почему не научили эту девчушку справляться с трудностями? Хотя почему «не научили?» Спросить нужно меня. Моя ошибка. Ученица не моя, но рядом ведь, близко смотрит ее  давно погасший взгляд. Надо вести детей к  пониманию того, что к ошибкам и поражениям надо относиться не как к катастрофе, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска. Год за годом старюсь выработать  механизмы саморегуляции и самомотивации, устойчивости к разочарованию. Уверенность в себе – шаг к успешности, и он очень важен.

Р.S. Я забыла  ей сказать, что верю еще в Деда Мороза и очень люблю цирк. Честно.

Зимний пейзаж. В перспективе - деревянная старинная архитектура северного поселения, от которого тянется обоз. В центре - юноша в тулупе и шапке, он идет, прижимая к груди две книги. Это Михаил Ломоносов, навсегда покидающий родную деревню и отправляющийся в Москву постигать науки.C:\Users\admin\Desktop\ломно.jpg

 Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву».

 Телефонный звонок.

- Ольга Викторовна, срочно нужно увидеться и поговорить о моем сыне.

- Я  на курсах, обучаюсь…

- Господи, чему ж вас еще учат-то?

Успех придет не сразу. К этой мысли нужно привыкнуть самой и приучить своих учеников. Дорогу, как известно, осилит идущий. За время пути необходимо убедить и в другом: учиться можно в любом возрасте. Главное- хотеть учиться. Главное – добиваться поставленных целей. Как Ломоносов. Как Суворов. Как Терешкова или Гагарин. Размышляя об этом в своей педагогической деятельности, я пришла к мысли, что только успех в учении рождает в  ребенке желание учиться. Если ребенок постоянно ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учебной деятельности. Отчасти этому способствуют проблемные ситуации на уроке и возможность разрешить их для каждого ученика. Разрешенная ситуация ведет, в свою очередь, к ситуации успеха. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних проблем, поскольку позволяет им снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. При этом создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит  ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе. Я успешная? Да!!! Но я еще учусь, чтобы успех пришел и к другим.

В XVII веке в Павлове была создана первая в России кустарная артель металлообработки. Изображенный на картине старик   вызывает глубокое уважение и почет: его натруженные руки свидетельствуют о напряженном и тяжелейшем труде. Это настоящий мастер своего дела. И.С. Куликов. «Павловский кустарь».C:\Users\admin\Desktop\кустарь.jpg

 Почему-то вспоминается, как дочь Заслуженного учителя России ушла из педагогов в продавцы мороженого. А ведь мама когда-то сама внушила, что все профессии почетны. На самом деле: зачем печь пирожки и не вкладывать в них свою душу вместе с начинкой? зачем лечить, не умея сочувствовать? зачем учить, не любя детей? Моя педагогическая деятельность должна помочь самоопределиться школьникам, ведь успех ждет того, кто на своем месте, кто не ошибся и сделал верный выбор.

По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны. В.А. Серов. «Петр I». C:\Users\admin\Desktop\петр.jpg

  Новое всегда пугает. Берясь за новое, штурмую педагогические соцсети, сижу на учительских форумах. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, способность и готовность человека к эффективной, продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А потому успех сугубо индивидуален и, как говорил Лев Толстой: «Главное условие успеха есть терпение».



Предварительный просмотр:

«Она могла бы стать пианисткой, потому что от природы обладала великолепным слухом, она могла бы стать спортсменкой и представлять нашу страну в конных забегах, потому что с детства любит верховую езду, она могла бы стать, на худой конец, актрисой и играть роли рыженьких отличниц. Но… она стала обыкновенным учителем истории и обществознания».

Так могла бы начаться программа Юлии Меньшовой «Наедине  со всеми» с моим участием. Однако живу я в Бузулуке, здесь есть местное телевидение, но нет Юлии Меньшовой, две газетные статьи – предмет гордости моей мамы.

Моя семья (в широком смысле этого слова) взрастила медиков, водителей, бухгалтеров и меня, единственного учителя. Хорошо помню, как папа, явно не одобряя мой выбор, качал головой: «Оля, дети, знаешь, чьи пойдут? Бандитов, уголовников, предпринимателей, разорившихся и спившихся бизнесменов, наркоманов. Они книжки-то читать не будут. И историю твою всю перепишут».

Прошло двадцать лет. Папины слова не забыты. Пяток лет отданы «лихим» девяностым, пятнадцать – новой эре. Так ли мрачно все выглядит то, что нарисовал мой папа.

 «Наедине со всеми». Гипотетический вопрос Меньшовой: «Ну и какие же дети лучше, тех, 90-х, или дети этого поколения?» Внутри всё замерло. Разнузданное время, конечно, сделало своё дело. Но как приятно слышать от солидного банкира, что своим успехом он обязан учителям .

В одном мой папа прав бесповоротно: книжки новое поколение не читает. Читает Интернет-новости, но ведь читает же! Не спорю с филологами: ничто не заменит «Войны и мира», «тургеневских» девушек и аромата «Антоновских яблок». А потому звучат на моих уроках и занятиях рассказы о женах-«декабристках», о великомученической, венценосной семье Романовых, о  цирковой династии Дуровых… Ребенок, знающий о нравственных приоритетах, станет полноценной личностью и не позволит покалечить себя и свою собственную семью всеобщей бездуховностью.

Я, кажется, так и не ответила на вопрос: какие ученики лучше? Несомненным достоинством ученика XXI века является его коммуникабельность. А потому иду на урок, вооружившись приемами диалоговых и ИКТ-технологий, так как мой урок – самый нужный и интересный. Моя задача – научить пользоваться строго научными знаниями, достоверными фактами. Я не диктатор. Мое мнение может быть значимым, но оно не единственное.

В голове опять мелькнула знаменитая программа. Блиц-опрос.

- Если в вас влюбился ученик? - Взаимностью точно не отвечу, но постараюсь помочь пережить.

- Если  ваш ученик совершит у вас кражу денег? – Прощу.

- Если вами подготовленный к олимпиаде ученик перейдет к другому учителю и на новый предмет? – Постараюсь понять.

- Если у вас плохое настроение? – Дети этого не заметят.

Да, дети не заметят моего плохого настроения (этому учили нас всегда), как не замечают и того, что живут в уникальную эпоху. На классном часе слышу: а что открывать, когда все уже открыто, что строить, когда есть угроза войны, зачем прилагать  усилия тому, у кого все уже есть? И это говорят дети, каждый день пользующиеся усовершенствованными телефонами, планшетами, айпатами и прочим? Странно, но за открытия эти совершенства техники они не принимают.

Убеждаю каждый удобный случай: открытия можно делать и в малом. С пятого класса начинаю работать на их успех. Проектная деятельность – уникальная возможность привлечь абсолютно всех. Объединяет общая деятельность, в которой каждый может принять посильное участие. Проекты должны иметь практическое значение, а не формальное. Мы не создаем работу ради работы. С ИКТ они обращаются в десяток раз лучше, чем я, следовательно, эту долю ответственности целиком и полностью возлагаю на них, будущих «технарей». (Кстати, частенько специально откручиваю какой-нибудь шнур или жму не на ту кнопку – проверяю их компетентность. Хоть бы раз не справились!).

«Наедине со всеми». Гипотетический вопрос Меньшовой: «Какое качество вы бы хотели непременно воспитать в детях или передать своим ученикам?» Я сильная. Я не боюсь крови. Я не боюсь (уже) пауков, темноты, домового. Я вообще ничего не боюсь. И только бледнею, увидев на стенах дома фашистскую свастику. Теряю рад речи, хочу схватить кисть и замазать… Веду детей к ветерану, слушаем его рассказ. Сгоняю слезы, прикрываюсь видеокамерой, чтобы не заметили дети. А зачем? Разве я не хочу, чтобы они выросли патриотами? Выше цели не поставить. Но… Я же сильная. А сильные не плачут. На следующий день они  сами предложили стереть с той злосчастной стены  плоды чьего-то недалекого ума. Сами и сделали. Без меня.

      И вообще, они должны быть ЛЮДЬМИ везде: дома в семьях, на работе, на улице и, не дай Бог, на войне…

Что ж, программа подходит к концу. Интересно, что может пожелать телеведущая одной из тысяч историчек? Конечно, хороших учеников! А мне не надо только хороших. Мне надо всяких. Я всё равно приложу все усилия, чтобы каждый из них стал успешным…



 

Комментарии

Биишева Мария Юрьевна

Молодец, здорово получилось, творчески и с картинками.

Спасибо)