Ценностные ориентации современного школьника
материал на тему
Исследование педагога - психолога на тему "Ценностные ориентации современного школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование «Ценностные ориентации современного школьника»
- .
Для выяснения ценностей учеников 1-4 классов исследование. Детям предлагалось ряд ценностей, такие, как
- Красиво одеваться
- Богатым
- Очень умным
- Властелином мира
- Красивым
- Всегда помогать людям
- Пойдешь воевать
- У тебя будет много друзей
Далее дети должны были выбрать один вариант. Когда я вырасту я буду….. Ответы конечно же были разные, можно посмотреть на графике что же получилось..
Выводы:
- Выводы: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми.
- Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя.
- Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста.
- Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.
- Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям.
Ценности современного школьника (5-8 класс)
Для выявления ценностей у учеников 5- 11х классов мною было проведено исследование. Детям предлагались анкеты в которых были прописаны ряд ценностей. Первая группа ценностей это то, к чему следует стремиться в жизни:
здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ уважение окружающих, коллектива, товарищей;
__ возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других.
Детям необходимо было пронумеровать в ценности в порядке их значимости. Что то поставить на первое место, что то на пятое, а что то самое незначимое отметить последним.
_ воспитанность (хорошие манеры);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ честность (правдивость, искренность);
__ трудолюбие;
__ чуткость (заботливость
Анкеты с такими ценностями были розданы ученикам 5 -8 классов. Для 9-11 классов добавились еще ряд ценностей – утверждений, которые касаются их отношения к материальным благам и перекликаются с моральными нормами. Дети так же должны были пронумеровать. Утверждения были такими:
человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем"
___ "мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня"
___ "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы"
___ "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо"
___ "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел"
___ "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали"
___ "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены"
___ "главное в жизни — материальное благополучие"
Результаты исследования:
Так учениками в качестве наиболее значимых ценностей были определены следующие:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (56%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (53%);
на 3-м - наличие хороших и верных друзей (51%);
на 4-м - любовь (49%);
на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).
Достаточно значимыми являются также:
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%);
- интересная работа (32%);
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
- свобода как независимость в поступках и действиях (11%);
- возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).
Из ценностей качеств личности учащимися были выбраны:
на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (31%);
на 2-м - чуткость (заботливость) (30%);
на 3-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%);
на 4-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (28%);
на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (27%).
Нужно заметить, что такие ценности как:
- честность (правдивость, искренность) (22%);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%);
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%);
- воспитанность (хорошие манеры) (17%);
являются менее значимыми для учащихся в возрасте 12-15 лет.
Для учащихся 9-11 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями.
Учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (75%);
на 2-м - счастливая семейная жизнь (58%);
на 3-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%);
на 4-м - любовь (42%);
на 5-м - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).
Достаточно значимыми являются также:
- наличие хороших и верных друзей (32%);
- свобода как независимость в поступках и действиях (29%);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%);
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
- творчество (возможность творческой деятельности) (11%);
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);
Из значимых качеств ценностей учащимися были выбраны:
на 1-м месте - воспитанность (хорошие манеры) (66%);
на 2-м - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%);
на 3-м - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%);
на 4-м - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%);
на 5-м - честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость) (45%).
Достаточно значимыми являются также:
- исполнительность (дисциплинированность) (31%);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (30%);
- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (24%);
Нужно заметить, что такие ценности как:
- непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);
являются менее значимыми.
По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 9-11 классов:
- «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» ( 92%);
- «человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» (54%);
- «материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31%);
- «современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» ( 15%);
- «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8%);
- «главное в жизни – материальное благополучие» ( 8%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ценностных ориентаций современного подростка
Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...
Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"
В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и пути формирования ценностных ориентаций у подростков....
Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...
Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIIIвида
Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по программе VIII вида. Статья содержит теоретические аспекты ценностных ориентаций, методики, направленные на изучени...
"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".
Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...
Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...
Ценностные ориентации современной молодежи.
Многие задают вопрос, а что же такое ценность? Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это устойчивое социальное обусловленное избирательно...