Ценностные ориентации современного школьника
материал на тему

Демидюк Анна Васильевна

Исследование педагога - психолога на тему "Ценностные ориентации современного школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование «Ценностные ориентации современного школьника»

  • .

Для выяснения ценностей учеников 1-4 классов исследование. Детям предлагалось ряд ценностей, такие, как

  1. Красиво одеваться
  2. Богатым
  3. Очень умным
  4. Властелином мира
  5. Красивым
  6. Всегда помогать людям
  7. Пойдешь воевать
  8. У тебя будет много друзей

Далее дети должны были выбрать один вариант. Когда я вырасту я буду…..   Ответы конечно же были разные, можно посмотреть на графике что же получилось..

Выводы:

  • Выводы: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми.
  •  Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя.
  • Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста.
  • Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

  • Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям.

Ценности современного школьника (5-8 класс)

  Для выявления ценностей у учеников 5- 11х классов мною было проведено исследование. Детям предлагались анкеты в которых были прописаны ряд ценностей. Первая группа ценностей это то, к чему следует стремиться в жизни:


здоровье (физическое и психическое);

__  интересная работа;

__  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

__  любовь

__  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

__  наличие хороших и верных друзей;

__  уважение окружающих, коллектива, товарищей;

__  возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;

__  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

__  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

__  счастливая семейная жизнь;

__  счастье других.

Детям необходимо было пронумеровать в ценности в порядке их значимости. Что то поставить на первое место, что то на пятое, а что то самое незначимое отметить последним.

 

_  воспитанность (хорошие манеры);

__  жизнерадостность (чувство юмора);

__  исполнительность (дисциплинированность);

__  образованность (широта знаний, высокая общая культура);

__  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

__  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

__  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

__  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

__ честность (правдивость, искренность);

__  трудолюбие;

__ чуткость (заботливость

 Анкеты с такими ценностями были розданы ученикам 5 -8 классов. Для 9-11 классов добавились еще ряд ценностей – утверждений, которые касаются их отношения к материальным благам и перекликаются с моральными нормами. Дети так же должны были пронумеровать. Утверждения были такими:

человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем"

___ "мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня"

___ "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы"

___ "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо"

___ "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел"

___ "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали"

___ "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены"

___ "главное в жизни — материальное благополучие"

Результаты исследования:

Так учениками в качестве наиболее значимых ценностей были определены следующие:

на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (56%);

на 2-м - счастливая семейная жизнь (53%);

на 3-м - наличие хороших и верных друзей (51%);

на 4-м - любовь (49%);

на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).

Достаточно значимыми являются также:

  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%);
  • интересная работа (32%);
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%);

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

  • свобода как независимость в поступках и действиях (11%);
  • возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).

Из ценностей   качеств личности учащимися были выбраны:

на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (31%);

на 2-м - чуткость (заботливость) (30%);

на 3-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%);

на 4-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (28%);

на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (27%).

Нужно заметить, что такие ценности как:

  • честность (правдивость, искренность) (22%);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%);
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%);
  • воспитанность (хорошие манеры) (17%);

являются менее значимыми для учащихся в возрасте 12-15 лет.

Для учащихся 9-11 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями.  

Учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет  в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:

на  1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (75%);

на  2-м - счастливая семейная жизнь (58%);

на 3-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%);

на  4-м - любовь (42%);

на 5-м - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).

Достаточно значимыми являются также:

  • наличие хороших и верных друзей (32%);
  • свобода как независимость в поступках и действиях (29%);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%);

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

  • творчество (возможность творческой деятельности) (11%);
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);

Из значимых качеств ценностей учащимися были выбраны:

на 1-м месте - воспитанность (хорошие манеры) (66%);

на 2-м - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%);

на 3-м - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%);

на 4-м - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%);

на 5-м - честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость) (45%).

Достаточно значимыми являются также:

  • исполнительность (дисциплинированность) (31%);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (30%);
  • смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (24%);

Нужно заметить, что такие ценности как:

  • непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);

являются менее значимыми.

По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 9-11 классов:

  • «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» ( 92%);
  • «человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» (54%);
  • «материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31%);
  • «современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» ( 15%);
  • «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8%);
  • «главное в жизни – материальное благополучие» ( 8%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ценностных ориентаций современного подростка

Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...

Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"

В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и  пути формирования ценностных ориентаций у подростков....

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...

Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIIIвида

Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по программе VIII вида. Статья содержит теоретические аспекты ценностных ориентаций, методики, направленные на изучени...

"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...

Ценностные ориентации современной молодежи.

Многие задают вопрос, а что же такое ценность? Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это устойчивое социальное обусловленное избирательно...