123
календарно-тематическое планирование (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ УИЭТ
___________Л.И. Комарова
«____» ____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.02 Техническая механика
для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
г. Урень,
2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №457 от 07.05.2015г. и зарегистрированного в Минюсте России 17.07.2014 г. № 33141.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Разработчик: Арефьев Андрей Николаевич,
преподаватель спец. дисциплин
ГБПОУ «Уренский индустриально - энергетический техникум»
Рассмотрено:
МО педагогических работников
специальных дисциплин
№___от______________2015 г.
Председатель МО _________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Техническая механика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.02. Техническая механика входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать кинематические схемы;
- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
- определять передаточное отношение.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
- типы кинематических пар;
- типы соединений деталей и машин;
- основные сборочные единицы и детали;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические работы | 4 |
контрольные работы | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
внеаудиторная работа | 40 |
индивидуальные задания | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | Освоенные умения, зна- ния, ПК и ОК | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1. Теоретическая механика | 22 | ||||
Статика | 14 | ||||
Тема 1.1. Введение. Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Основные понятия и определения. Аксиомы статики. Связи и их реакции. Идеальные связи и правила определения их реакции. | 2 | 1 | ПК 1.1. ОК 1-9 | |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. | 2 | 1 | ПК 1.2. ОК 1-9 | |
2. | Проекция силы на ось. Аналитический способ определения равнодействующей на ось. Уравнения равновесия плоской системы сходящихся сил | 2 | 1 | ПК 1.3. ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Теория пар на плоскости. Момент силы относительно точки» | 4 | 1 | |||
Тема 1.3. Центр тяжести тела. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Центр тяжести тела. Сила тяжести. Координаты центра тяжести плоской фигуры. Формулы координат центра тяжести плоских и сложных геометрических фигур | 2 | 1 | ПК 1.1. ОК 1-9 | |
Практическое занятие Определение координат центра тяжести сложных плоских фигур. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по данной теме | 4 | 1 | |||
Тема 1.4. Устойчивость равновесия | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Устойчивое и неустойчивое равновесия тела. Равновесие тела, имеющего точку опоры. Устойчивость тела, опирающегося на плоскость. | 2 | 1 | ПК 1.1. ОК 1-9 | |
Практическое занятие Расчет элементов конструкции на устойчивость. | 2 | 2 | |||
Основы кинематики и динамики | 8 | ||||
Тема 1.5. Основные понятия кинематики. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Предмет кинематики. Основные понятия кинематики. Способы задания движения точки. Поступательное движение и его свойства. | 2 | 1 | ПК 1.3. ОК 1-9 | |
2 | Вращательное движение твердого тела, уравнение вращательного движения. Угловая скорость, частота вращения, связь между ними. Угловое ускорение. Равномерное и равнопеременное вращения | 2 | 1 | ПК 1.3. ОК 1-9 | |
Тема 1.6. Сложное движение твердого тела. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Понятие сложного движения тела. Разложение движения плоской фигуры на поступательное и вращательное. Мгновенный центр скоростей фигуры и распределение скоростей точек плоской фигуры. | 2 | 1 | ПК 1.3-5. ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Решение задач по данной теме | 4 | 1 | |||
Тема 1.7. Основные законы динамики. Работа и мощность силы | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие силы инерции. Силы инерции при криволинейном движении. Работа силы тяжести. Мощность. Работа и мощность силы, приложенной к твердому вращающемуся телу. Зависимость вращающего момента от угловой скорости и передаваемой мощности. | 2 | 1 | ПК 1.3-1,6. ОК 1-9 | |
Раздел 2. Сопротивление материалов. | 30 | ||||
Тема 2.1. Основные положения | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Предмет «Сопротивление материалов», цели и задачи. Основные понятия, гипотезы и допущения. Нагрузки и их классификация. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1 ОК 1-9 | |
Тема 2.2. Силы и напряжения в поперечных сечениях бруса. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Силы. Метод сечений. Эпюра продольных сил. Напряжения: полное, нормальное, касательное. Эпюра напряжений. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,2 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой по теме: «Деформации и перемещения». | 4 | 1 | |||
Тема 2.3. Статические испытания на растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Установка для испытания. Диаграмма растяжения малоуглеродистой стали. Основные формулы. Диаграммы растяжения пластичных материалов и сплавов. Коэффициенты запаса прочности. Допускаемые напряжения. | 4 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,3 ОК 1-9 | |
Лабораторная работа Определение механических характеристик различных материалов при растяжении и сжатии. | 2 | 1 | |||
Тема 2.4. Расчеты на прочность при растяжении (сжатии) | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Условие прочности. Проверочный и проектный расчеты. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4 ОК 1-9 | |
Практическое занятие Расчеты балок на прочность | 2 | 2 | |||
Тема 2.5. Основные понятия. Эпюры крутящих моментов. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Основные понятия. Эпюры крутящих моментов. Напряжения и перемещения при кручении бруса | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Решение задач | 4 | 1 | |||
Тема 2.6. Расчет на прочность и жесткость при кручении | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Расчет вала на прочность при кручении. Расчет вала на жесткость при кручении | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,2 ОК 1-9 | |
Практическое занятие Расчет на прочность и жесткость при кручении | 2 | 2 | |||
Тема 2.7. Прямой изгиб | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Основные понятия. Поперечные силы и изгибающие моменты. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,2 ОК 1-9 | |
Лабораторная работа Определение прогиба для консольной балки | 2 | 2 | |||
Тема 2.8. Гипотезы прочности | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Понятие о гипотезах прочности. Определение эквивалентных напряжений по различным гипотезам прочности | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,3 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой по теме: «Гипотезы прочности» | 4 | ||||
Тема 2.9. Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Понятие об устойчивых и неустойчивых формах равновесия центрально-сжатых стержней. Гибкость стержня. Предельная гибкости | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4 ОК 1-9 | |
Практическое занятие Расчет сжатых стержней на устойчивость | 2 | 2 | |||
Раздел 3. Детали машин. | 28 | ||||
Тема 3.1. Механические передачи | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Основные определения и понятия курса. Общие сведения о передачах. Назначение и классификация | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4 ОК 1-9 | |
2 | Передачи трением. Фрикционные передачи. Ремённые передачи. Общие сведения. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4 ОК 1-9 | |
3 | Вариаторы. Область применения. Диапазоны регулирования | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Плоские механизмы в машиностроении. Материалы, применяемые в машиностроении | 4 | 1 | |||
Тема 3.2. Передачи винт-гайка, зубчатые, червячные | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Передачи зацеплением. Зубчатые передачи. Цилиндрические прямозубые, косозубые и шевронные передачи. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4 ОК 1-9 | |
2 | Конические передачи прямозубые и с круговым зубом | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Геометрия зубчатого зацепления, методы изготовления зубьев | 4 | 1 | |||
Тема 3.3. Ременные, цепные передачи | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Червячные передачи. Силы в зацеплении. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1 ОК 1-9 | |
2 | Планетарные и волновые передачи. Цепные передачи. Общие сведения. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1-4,2 ОК 1-9 | |
Практические занятия Расчёт ремённой передачи. Планетарные и волновые передачи | 2 | 2 | |||
Тема 3.4. Редукторы | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Редукторы. Различные виды. Комплектация и назначение. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1-4,5 ОК 1-9 | |
Практическое занятие: Кинематический расчёт редуктора | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Мотор-редукторы | 4 | ||||
Тема 3.5. Соединения деталей машин разъемные и неразъемные | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Неразъёмные и разъёмные соединения. Сварные, заклёпочные, паяные соединения. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1-4,5 ОК 1-9 | |
2 | Резьбовые соединения. Комплектация. Материалы | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1-4,5 ОК 1-9 | |
3 | Оси и валы. Материалы. Шлицевые и шпоночные соединения. Способы соединения деталей. Муфты. | 2 | 1 | ПК 1.1-1.6.;2,1-2,4;3,1-3,4;4,1-4,5 ОК 1-9 | |
Самостоятельная работа Муфты, деформация шлицевых и шпоночных соединений | 4 | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 80 40 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика требует наличия учебного кабинета – технической механики (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, демонстрационные и электрифицированные стенды);
Лаборатории:- технической механики (инструкции к проведению лабораторных работ, инструменты, приборы и приспособления, монтажные панели, аптечка, инструкции по безопасности)
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Березина Е.А. Сопротивление материалов. Учебное пособие. – М., Инфра - М
2. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие. – М.: Форум – Инфра - М, 2010
3. Олофинская В.П. Техническая механика: Сборник тестовых заданий. – М.: Форум –Инфра - М, 2007
4. Сетков В.И. Сборник задач по технической механике. – М.: Стройиздат, 2010
5. Эрдеди А.А. , Эрдеди Н.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, Академия, 2010
6. Эрдеди А.А. , Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, Академия, 2001
7. Никитин Г.М. Теоретическая механика для техникумов М. Наука 1988.
8. Мовнин М.А., Израелит А.Б., Рубашкин А.Г. «Основы технической механики». – С.-П.: Политехника, 2005
9. Н.Г. Куклин Г.С. Куклина «Детали машин»-«Высшая школа»1987.
Дополнительные источники:
1. Хруничева Т.В. – Детали машин: типовые расчеты на прочность. Учебное пособие. – М.: Форум – Инфра - М, 2009
2. Кривошапко С.Н., Копнов В.А. Сопротивление материалов. Руководство для решения задач и выполнения лабораторных и расчетно-графических работ. – М.: Высшая школа, Академия, 2009
Интернет – ресурсы:
1. http://www.elektronik-chel.ru/books/detali_mashin.html Электронные книги по деталям машин
2. http://proekt-service.com/detali_mashin._tehnicheskaya_mehani Учебное оборудование, учебные стенды, электронные плакаты, наглядные пособия для образовательных учебных заведений
3. http://www.teoretmeh.ru/ Электронный учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения
4. http://www.ph4s.ru/book_teormex.html Книги по теоретической механике
5. http://www.studfiles.ru/dir/cat40/subj1306/file13432/view137045.html Учебное пособие по сопротивлению материалов
6. http://www.mathematic.of.by/Classical-mechanics.htm Теоретическая механика, сопротивление материалов. Решение задач
7.http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=379&id_cat=1544 Учебные наглядные пособия и презентации по теоретической механике
8. http://www.spbdk.ru/catalog/science/section-191/ Санкт-Петербургский дом книги
9. http://lib.mexmat.ru/books/81554 Гузенков П.Г. - Детали машин: учебное пособие
10. http://kursavik-dm.narod.ru/Download.htm Детали машин. Программы, курсовые проекты, чертежи
11. http://shop.ecnmx.ru/books/a-14372.html Учебник Аркуша А.И. Теоретическая механика и сопротивление материалов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ОП.02. Техническая механика, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения лабораторных, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета, которую проводит экзаменационная комиссия.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатывается учреждением.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением разрабатываются комплекты контрольно-измерительных материалов, которые включают в себя задания и инструкции по их выполнению для учащихся и задания с эталоном показателей результатов подготовки для педагога, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: Читать кинематические схемы; Проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; Определять напряжения в конструкционных элементах; Производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; Определять передаточное отношение; Должен знать: Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; Типы кинематических пар; Типы соединений деталей и машин; Основные сборочные единицы и детали; Характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; Виды движений и преобразующие движения механизмы; Виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | Проверка индивидуальных заданий Практические занятия Индивидуальные задания Тестирование, письменный опрос Практические занятия Письменный опрос Практические занятия, тестирование Письменный опрос Письменный опрос Письменный опрос Индивидуальные задания Практические занятия, письменный опрос Практические занятия, письменный опрос |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.
ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
- Как проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения
- Как проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
- Как определять напряжения в конструкционных элементах;
- Как производить расчеты элементов конструкций на прочность, и устойчивость;
- Как производить расчеты элементов конструкций на жесткость.
- Как производить расчеты элементов конструкций на устойчивость.
- Как определять передаточное отношение.
- Расскажите, какие вы знаете виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
- Расскажите, какие вы знаете типы кинематических пар;
- Расскажите, какие вы знаете типы соединений деталей и машин;
- Расскажите, какие вы знаете основные сборочные единицы и детали;
- Расскажите, какие вы знаете характер соединения деталей и сборочных единиц;
- Что такое принцип взаимозаменяемости;
- Расскажите, какие вы знаете виды движений и преобразующие движения механизмы;
- Расскажите, какие вы знаете виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
- Расскажите, какие вы знаете передаточное отношение и число;
- Что такое методика расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.