-
материал на тему

Демещук Светлана Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_usloviyah_fgos.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:

«Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в основной школе»

Тема: Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.

Выполнена: Демещук Светланой Алексеевной

учителем биологии и географии.

базовой квалификационной категории

МБОУ СОШ №11 г. Невинномысск.

г. Ставрополь, 2015г.

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………….…2
  2. Актуальность……………………………………………………….2
  3. Теоретическая обоснованность…………………………………....2
  4. Особенности проектной деятельности……………………………4
  5. Этапы проектной деятельности…………………………………...6.
  6. Критерии оценивания проектно-исследовательских

 работ школьников…………………………………………………9

  1. Заключение……………………………………………………..…12
  2. Литература………………………………………………………...13
  3. Приложения……………………………………………………….14

1

ВВЕДЕНИЕ

     «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности  неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

      Современное образование сегодня ориентировано на деятельностный подход в обучении и опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов учащихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов. Проектная деятельность является эффективной технологией не только в формировании и развитии метапредметных результатов, но и способом оценки УУД учащихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

Биология в школе в условиях ФГОС

     В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2

    ФГОС нового поколения в биологии отличается  от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.:

1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира

2. Выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения

3. Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс

4. В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.

5. На основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы.

Деятельностный метод обучения – это подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным: “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися  личностных, метапредметных, предметных  результатов.

Для наиболее полного раскрытия темы уточним, что метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

3

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

     Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Остановимся подробнее на   реализации метода проектов, обеспечивающего активность учащихся.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим  наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса

     Проект направлен на получение запланированного результата продукта, необходимого для конкретного использования. Реализацию проектной работы предваряет представление о будущем продукте. Затем осуществляется планирование процесса создания продукта. После этого начинается реализация плана:

-Результат проекта должен точно соотноситься со всеми характеристиками сформулированными в его замысле.

    Типологию проектов можно представить по следующим основаниям:

виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предпола­гающий организационно-экономический меха­низм внедрения);

4

содержание: монопредметный (биология), метапредметный, относящийся к предметной области знаний «Естественно-научные предметы»;  

количество участников: индивидуальный, парный; малогрупповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный; городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе в Интернете).

продолжительность: от проекта-урока до многолетнего проекта;

образовательная цель: ознакомление учащихся со спецификой и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

При обучении биологии в 5-9 классах следует особое значение придавать индивидуальным проектам, как самостоятельной работе; выполняемой школьниками на протяжении длительного времени, возможно, в  течение одного или нескольких учебных лет. Например, после изучения разнообразия растений  учащиеся могут приступить к проекту «Садоводство.Выращивание черешни и вишни на дачном участке» или «Овощеводство.Выращивание овощкых культур на дачном участке». Выполняя такие проекты, школьники самостоятельно или с небольшой помощью учителя учатся планировать и работать по плану: Это важный учебный и социальный навык, которым должен овладеть школьник.

Полагаем, что ученикам 5-7 классов будут интересны проекты по цветоводству, овощеводству, садоводству, выращиванию кроликов; собак и других домашних животных: работая над проектами, учащиеся могут реализовывать познавательные мотивы; выбирая тему; связанную со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Одна из особенностей работы над проектом — самооценивание хода и результата работы. Это позволяет школьнику увидеть допущенные просчёты. Может быть, он переоценил собственные силы; неправильно распределил время, не умеет работать с биологической информацией, своевременно не обратился за помощью к учителю.

К предметной области знаний «Естественно­научные предметы» можно отнести исследовательские метапредметные проекты по темам «Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска»; « Артериальное давление как показатель здорового образа жизни подростка.(на примере учащихся

5

старших классов МБОУ СОШ №11 (2015)»; « Определение степени загрязнения

воздуха  методом лихеноиндикации»; «Оценка гармоничности развития  подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц» . Выполнение этих проектов позволяет учащимся освоить универсальные методы познания, закладывает основу для интеграции получаемых знаний, позволяют увидеть единство естественно-научных предметов.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важный этап проектной деятельности — постановка цели. При постановке проблемы и определения; цели необходима помощь учителя. Следует помочь исполнителю задумываемого проекта ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь выполнять этот проект?» Отвечая на него, школьник определяет цель проектной работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?». Ответив на него, ученик поймет задачи предстоящей работы.

Пример. Проект «Оценка гармоничности развития  подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц»(ученица 7 класса Киреева Арина)

 Цель:  определение уровня гармоничности развития подростков МБОУ СОШ № 11 с помощью центильных  таблиц.

 Задачи: отбор и подготовка теоретического материала, изучение антропометрических показателей подростков, проведение сравнительного анализа  антропометрических показателей с помощью центильных таблиц, обобщение полученных данных.

Объект иссле6дования: учащиеся 5-10 классов МБОУ СОШ №11

Предмет исследования: гармоничное развитие.

Гипотеза исследования: как изменяются антропометрические показатели у подростков МБОУ СОШ №11 и соответствуют ли они  стандартным нормативным показателям.

Следующий шаг заключается в том, чтобы школьник мог уяснить, как это делать. Поняв это, он выберет способы, которые следует использовать при выполнении проекта. Также следует заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только ответив на эти вопросы, можно приступать к работе.

Проект учащихся 5-6 классов краеведческого кружка «Наследники Сангар»
«Мобильная связь в школе»

Этап

Задача этапа

Деятельность учеников

Деятельность педагога

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач проекта, выбор  критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формируют задачи, уточняют информацию, выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе ( по просьбе учащихся)

Принятие решений

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм») выбор лучшего

варианта

Работают с информацией, проводят анализ идей, выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, выбирают лучший вариант, изготавливают изделие, оформляют

Наблюдает, советует по просьбе учеников

Защита проекта

Подготовка доклада (презентации) коллективная или индивидуальная защита проекта, оценка.

Защищают проект, участвуют в коллективной или индивидуальной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Оценка результатов проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Не имеющий опыта проектной деятельно­сти школьник нуждается в помощи- учителя. Для формирования такого опыта желательно использовать небольшие учебные проекты. Их можно предлагать учащимся с 5 класса. Кроме того, учебный проект является хорошим способом проверки образовательных достижений. Поэтому тематический контроль по изученной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.

7

     К наиболее простым и доступным проектным работам по биологии относятся созданные учащимися компьютерные учебные пособия, например презентации MicrosoftPowerPoint. При изучении животных учащимся можно предложить создать презентации по темам: «Птицы Ставропольского края», «Зимующие птицы» и др. По мнению А.Г. Асмолова и его коллег, «такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен; возможности применения продукта этой деятельности также несомненны— для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе.      Социальная значимость добросовестно выполненного проекта очевидна».

Когда учитель предлагает учащимся создать такие пособия, желательно напомнить простые требования, предъявляемые к образовательным   презентациям MicrosoftPowerPoint

В  связи  с  появлением  обновленной  образовательной  парадигмы,  новых  образовательных  стандартов,  основанных  на  компетентностном  подходе  в  центре  внимания  профессионального  сообщества  и  участников  образовательного  процесса  оказалась  проблема  формирования  надежной,  прозрачной,  валидной  и  технологичной  системы  оценивания  учебных  достижений  учащихся,  обладающей  системным,  междисциплинарным  характером.  Однако  до  сих  пор  так  и  не  определена  единая,  универсальная,  соответствующая  требованиям  изменившегося  общества  и  образовательного  пространства  в  целом  система  оценивания. 

Особое  место  в  образовательном  процессе  отводится  оценке,  так  как          именно  она  выполняет  роль  обратной  связи  и  несет  функцию  регуляции   процесса  обучения.  Оценивание  осуществляется  на  основе  критериального  подхода,  то  есть  учебные  достижения  учащихся  сравниваются  с  определенным   эталоном,  установленными  заранее  в  ситуации  общественного     договора  между  участниками  учебного  процесса  (учителя,  учащиеся,            родители)  критериями  оценивания предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся .

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. 

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий

Планирование работы

Осведомленность

Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом

Исследовательская деятельность

Научность

Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия

Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

Системность

Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

Структурированность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включает в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; построение индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, профессиональному самоопределению.

В процессе проектной деятельности формируется личность:

  1. умеющая действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающая необходимую информацию из максимально большего числа источников
  2.  умеющая анализировать,
  3. выдвигать гипотезы

4. строить модели,

5. экспериментировать и делать выводы,

6. принимать решения в сложных ситуациях. Использование проектной деятельности как метода достижений метапредметных результатов имеет большие преимущества.

12

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли. Система зада­ний; пособие для учителя / |Л.Г. Асмолов; F.B. Бурменская,:;И.А, Волрдарская и др;] под ред А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Подготовка, учащихся к исследова­тельской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.

 Петров а Е. Б.Изучение биологии с использо: ванием учебного физического эксперимента //Биоло­гия в школе. — 2012. — № 10.

Ивашко Е. Н., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул» Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 180 с.

Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2006. – 116 с.

Интернет ресурсы:

 [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos]

.http: //Минобрнауки.рф/новости/3090/ файл/1802/13.02.18-Приказ_98.

http://www.idea.mosuzedu.ru/

http://schools.techno.ru/szo/

13

Приложение 1.

Проект: «Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска»

Тип проекта: исследовательский

Гипотеза-  Исследование состояния воздушной среды на современном этапе в городе Невинномысске, в районе МБОУ СОШ №11.

Объект исследования- воздушная атмосфера города Невинномысска

Предмет исследования- качество воздушной среды

Цель: исследовать отрицательные антропогенные  влияния на воздушную среду города Невинномысска и определить пути решения проблемы.

Задачи:

- изучить статистические материалы, материалы СМИ по вопросам загрязнения окружающей среды  города

- проанализировать имеющуюся информацию

- провести самостоятельное обследование загрязнённости атмосферы в районе МБОУ СОШ №11

- сделать заключение

-предложить свои пути решения проблемы на основании полученных данных

Информационная база и методы исследования: В качестве информационных источников в работе использованы данные Невинномысского городского отдела государственной статистики по демографическому вопросу, Интернета, статьи периодической печати, аналитические материалы администрации города Невинномысска В работе использовались методы сбора социологической информации, этапы социологического исследования, эмпирическое исследование, социологический опрос. В качестве экспертов в проведённом исследовании привлекались учащиеся 8 классов

Новизна заключается в использовании и применении имеющихся приёмов оценки качества воздушной среды на определённой территории; создании новых информационных источников по экологическому состоянию района своей школы.

Практическая значимость работы

Приобретение навыков исследовательской работы и отбора необходимой информации могут не только повлиять на выбор будущей профессии, но и при наличии достоверной  и интересной информации изменить мнение общественности по отношению к окружающей среде города

Исследование 1. Определение  количества машин на  участке дороги за сутки.

Поставлена цель: подсчитать количество машин на определённом участке дороги за сутки

14

Исследование 2. Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.

Целью второго исследования было определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.

Вывод по данным исследования: количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в течение одного часа составляет в общем 26 килограмм 196 грамм. Это высокая степень загрязнения атмосферы в данном районе. Надо учитывать среднюю загруженность автотрасс и делать скидку на неравномерность движения автомобильного транспорта в различное время суток. Тем не менее, полученный результат вызывает опасения.

Продукт исследования; на основании полученных собственных данных с использованием презентационного материала можно организовать классные и внутри школьные мероприятия в школах города.  Презентация, буклет.

Название работы: Оценка гармоничности развития  подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц.

Автор работы: Киреева Арина Евгеньевна

Гипотеза исследования: как изменяются антропометрические показатели у подростков МБОУ СОШ №11 и соответствуют ли они стандартным нормативным показателям.

Объект иссле6дования: учащиеся 5-10 классов МБОУ СОШ №11

Предмет исследования: гармоничное развитие.

  Цель:  определение уровня гармоничности развития подростков МБОУ СОШ № 11 с помощью центильных  таблиц.

 Задачи: отбор и подготовка теоретического материала, изучение антропометрических показателей подростков, проведение сравнительного анализа  антропометрических показателей с помощью центильных таблиц, обобщение полученных данных.

Материалы и методы исследования.

      Исследования были проведены на базе МБОУ СОШ №11 , с 63 учащихся в возрасте 10-16 лет, из них  31 девочка и 32 мальчика. Время проведения: первая половина дня, так как в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток. На момент исследования все были практически здоровы ( консультация школьного фельдшера).        Физическое развитие школьников оценивали по следующим параметрам: масса тела, длина тела.  Далее производили анализ и сопоставление полученных данных с нормативными показателями, которые приведены в центильных шкалах.

Мониторинг факторов влияющих на изменение веса и роста подростков.

Общий вывод по исследованию: Подростки МБОУ СОШ №11не всегда

15

соблюдают режим не всегда соблюдают интервал между приёмами пищи (44%), мало внимания уделяют качеству питания, употребляют фаст-фуды, много времени проводят у телевизора и компьютера. Следовательно, именно эти причины могут повлиять на изменения АД  и ЧСС подростков.

Практическая часть.Измерение  роста и веса тела.

Общий вывод:

Выявленные различия по полу: девочки по длине тела в 10-11 лет находятся в нормативной границе, далее в 12 лет наблюдается скачок в росте и в массе тела. По массе тела девочки в 12-13 лет находятся в пограничном состоянии от нормы в сторону увеличения. Это связано преимущественно за счет увеличения массы жировой ткани. В 10-12 лет масса находится в норме, а вот с 13 лет опережает развитие, что и наблюдается в 14 и 15 лет. Далее в 16 лет девочки по всем параметрам находятся в диапазоне нормативного варианта роста, массы тела. В связи с этим определен критический возраст у девочек для возможного срыва адаптационных механизмов и развития патологии, это 12 и 13 лет.

16

Приложение 2

Проектные работы учащихся МБОРУ СОШ №11 г. Невинномысска на 2013-14,2014-2015 учебный год. Руководитель Демещук С.А.

Название проекта

Тип проекта

автор

класс

направление

выход

1

«Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска» 2013г

исследовательский

Бухалина Ю

8

экология

город

2

Артериальное давление как показатель здорового образа жизни подростка.(на примере учащихся старших классов МБОУ СОШ №11)2015

исследовательский

Дрозд В

8

валеология

город

3

 Определение степени загрязнения воздуха  методом лихеноиндикации

исследовательский

Телелюев С.

8

экология

город

4

Оценка гармоничности развития  подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц.

исследовательский

Киреева А

7

валеологши

Горол

край

5

Путешествие в Северный край

творческий

Свинцова А

8

краеведение

Город

призёр

6

Кавказская кухня

творческий

Жемухова Карина

8

валеология

Город призёр

7

Отношение к курению учащихся МБОУ СОШ №11

исследовательский

Адимстафаева М.

10

валеология

школа

8

Выращивание овощных культур домашних условиях

практический

Легкова Ю

5

биология

Город

край

9

Выращиваниеи хранение плодов  вишни и черешни в домашних условиях

практический

Киреева А.

6

биология

Город

Край призёр

  с