-
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:
«Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в основной школе»
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.
Выполнена: Демещук Светланой Алексеевной
учителем биологии и географии.
базовой квалификационной категории
МБОУ СОШ №11 г. Невинномысск.
г. Ставрополь, 2015г.
Содержание:
- Введение………………………………………………………….…2
- Актуальность……………………………………………………….2
- Теоретическая обоснованность…………………………………....2
- Особенности проектной деятельности……………………………4
- Этапы проектной деятельности…………………………………...6.
- Критерии оценивания проектно-исследовательских
работ школьников…………………………………………………9
- Заключение……………………………………………………..…12
- Литература………………………………………………………...13
- Приложения……………………………………………………….14
1
ВВЕДЕНИЕ
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное образование сегодня ориентировано на деятельностный подход в обучении и опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов учащихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов. Проектная деятельность является эффективной технологией не только в формировании и развитии метапредметных результатов, но и способом оценки УУД учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
Биология в школе в условиях ФГОС
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2
ФГОС нового поколения в биологии отличается от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.:
1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира
2. Выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения
3. Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс
4. В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. На основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы.
Деятельностный метод обучения – это подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным: “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов.
Для наиболее полного раскрытия темы уточним, что метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
3
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Остановимся подробнее на реализации метода проектов, обеспечивающего активность учащихся.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса
Проект направлен на получение запланированного результата продукта, необходимого для конкретного использования. Реализацию проектной работы предваряет представление о будущем продукте. Затем осуществляется планирование процесса создания продукта. После этого начинается реализация плана:
-Результат проекта должен точно соотноситься со всеми характеристиками сформулированными в его замысле.
Типологию проектов можно представить по следующим основаниям:
виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
4
содержание: монопредметный (биология), метапредметный, относящийся к предметной области знаний «Естественно-научные предметы»;
количество участников: индивидуальный, парный; малогрупповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный; городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе в Интернете).
продолжительность: от проекта-урока до многолетнего проекта;
образовательная цель: ознакомление учащихся со спецификой и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
При обучении биологии в 5-9 классах следует особое значение придавать индивидуальным проектам, как самостоятельной работе; выполняемой школьниками на протяжении длительного времени, возможно, в течение одного или нескольких учебных лет. Например, после изучения разнообразия растений учащиеся могут приступить к проекту «Садоводство.Выращивание черешни и вишни на дачном участке» или «Овощеводство.Выращивание овощкых культур на дачном участке». Выполняя такие проекты, школьники самостоятельно или с небольшой помощью учителя учатся планировать и работать по плану: Это важный учебный и социальный навык, которым должен овладеть школьник.
Полагаем, что ученикам 5-7 классов будут интересны проекты по цветоводству, овощеводству, садоводству, выращиванию кроликов; собак и других домашних животных: работая над проектами, учащиеся могут реализовывать познавательные мотивы; выбирая тему; связанную со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Одна из особенностей работы над проектом — самооценивание хода и результата работы. Это позволяет школьнику увидеть допущенные просчёты. Может быть, он переоценил собственные силы; неправильно распределил время, не умеет работать с биологической информацией, своевременно не обратился за помощью к учителю.
К предметной области знаний «Естественнонаучные предметы» можно отнести исследовательские метапредметные проекты по темам «Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска»; « Артериальное давление как показатель здорового образа жизни подростка.(на примере учащихся
5
старших классов МБОУ СОШ №11 (2015)»; « Определение степени загрязнения
воздуха методом лихеноиндикации»; «Оценка гармоничности развития подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц» . Выполнение этих проектов позволяет учащимся освоить универсальные методы познания, закладывает основу для интеграции получаемых знаний, позволяют увидеть единство естественно-научных предметов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важный этап проектной деятельности — постановка цели. При постановке проблемы и определения; цели необходима помощь учителя. Следует помочь исполнителю задумываемого проекта ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь выполнять этот проект?» Отвечая на него, школьник определяет цель проектной работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?». Ответив на него, ученик поймет задачи предстоящей работы.
Пример. Проект «Оценка гармоничности развития подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц»(ученица 7 класса Киреева Арина)
Цель: определение уровня гармоничности развития подростков МБОУ СОШ № 11 с помощью центильных таблиц.
Задачи: отбор и подготовка теоретического материала, изучение антропометрических показателей подростков, проведение сравнительного анализа антропометрических показателей с помощью центильных таблиц, обобщение полученных данных.
Объект иссле6дования: учащиеся 5-10 классов МБОУ СОШ №11
Предмет исследования: гармоничное развитие.
Гипотеза исследования: как изменяются антропометрические показатели у подростков МБОУ СОШ №11 и соответствуют ли они стандартным нормативным показателям.
Следующий шаг заключается в том, чтобы школьник мог уяснить, как это делать. Поняв это, он выберет способы, которые следует использовать при выполнении проекта. Также следует заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только ответив на эти вопросы, можно приступать к работе.
Проект учащихся 5-6 классов краеведческого кружка «Наследники Сангар»
«Мобильная связь в школе»
Этап | Задача этапа | Деятельность учеников | Деятельность педагога |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию, выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе ( по просьбе учащихся) |
Принятие решений | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм») выбор лучшего варианта | Работают с информацией, проводят анализ идей, выполняют исследование. | Наблюдает, консультирует |
Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом, выбирают лучший вариант, изготавливают изделие, оформляют | Наблюдает, советует по просьбе учеников |
Защита проекта | Подготовка доклада (презентации) коллективная или индивидуальная защита проекта, оценка. | Защищают проект, участвуют в коллективной или индивидуальной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Оценка результатов проекта | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) |
Не имеющий опыта проектной деятельности школьник нуждается в помощи- учителя. Для формирования такого опыта желательно использовать небольшие учебные проекты. Их можно предлагать учащимся с 5 класса. Кроме того, учебный проект является хорошим способом проверки образовательных достижений. Поэтому тематический контроль по изученной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.
7
К наиболее простым и доступным проектным работам по биологии относятся созданные учащимися компьютерные учебные пособия, например презентации MicrosoftPowerPoint. При изучении животных учащимся можно предложить создать презентации по темам: «Птицы Ставропольского края», «Зимующие птицы» и др. По мнению А.Г. Асмолова и его коллег, «такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен; возможности применения продукта этой деятельности также несомненны— для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта очевидна».
Когда учитель предлагает учащимся создать такие пособия, желательно напомнить простые требования, предъявляемые к образовательным презентациям MicrosoftPowerPoint
В связи с появлением обновленной образовательной парадигмы, новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе в центре внимания профессионального сообщества и участников образовательного процесса оказалась проблема формирования надежной, прозрачной, валидной и технологичной системы оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером. Однако до сих пор так и не определена единая, универсальная, соответствующая требованиям изменившегося общества и образовательного пространства в целом система оценивания.
Особое место в образовательном процессе отводится оценке, так как именно она выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Оценивание осуществляется на основе критериального подхода, то есть учебные достижения учащихся сравниваются с определенным эталоном, установленными заранее в ситуации общественного договора между участниками учебного процесса (учителя, учащиеся, родители) критериями оценивания предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся .
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | |
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | |
Структурированность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | |
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | |
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | |
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | |
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | |
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включает в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; построение индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, профессиональному самоопределению.
В процессе проектной деятельности формируется личность:
- умеющая действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающая необходимую информацию из максимально большего числа источников
- умеющая анализировать,
- выдвигать гипотезы
4. строить модели,
5. экспериментировать и делать выводы,
6. принимать решения в сложных ситуациях. Использование проектной деятельности как метода достижений метапредметных результатов имеет большие преимущества.
12
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий; пособие для учителя / |Л.Г. Асмолов; F.B. Бурменская,:;И.А, Волрдарская и др;] под ред А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.
Петров а Е. Б.Изучение биологии с использо: ванием учебного физического эксперимента //Биология в школе. — 2012. — № 10.
Ивашко Е. Н., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул» Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 180 с.
Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2006. – 116 с.
Интернет ресурсы:
[http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos]
.http: //Минобрнауки.рф/новости/3090/ файл/1802/13.02.18-Приказ_98.
http://www.idea.mosuzedu.ru/
13
Приложение 1.
Проект: «Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска»
Тип проекта: исследовательский
Гипотеза- Исследование состояния воздушной среды на современном этапе в городе Невинномысске, в районе МБОУ СОШ №11.
Объект исследования- воздушная атмосфера города Невинномысска
Предмет исследования- качество воздушной среды
Цель: исследовать отрицательные антропогенные влияния на воздушную среду города Невинномысска и определить пути решения проблемы.
Задачи:
- изучить статистические материалы, материалы СМИ по вопросам загрязнения окружающей среды города
- проанализировать имеющуюся информацию
- провести самостоятельное обследование загрязнённости атмосферы в районе МБОУ СОШ №11
- сделать заключение
-предложить свои пути решения проблемы на основании полученных данных
Информационная база и методы исследования: В качестве информационных источников в работе использованы данные Невинномысского городского отдела государственной статистики по демографическому вопросу, Интернета, статьи периодической печати, аналитические материалы администрации города Невинномысска В работе использовались методы сбора социологической информации, этапы социологического исследования, эмпирическое исследование, социологический опрос. В качестве экспертов в проведённом исследовании привлекались учащиеся 8 классов
Новизна заключается в использовании и применении имеющихся приёмов оценки качества воздушной среды на определённой территории; создании новых информационных источников по экологическому состоянию района своей школы.
Практическая значимость работы
Приобретение навыков исследовательской работы и отбора необходимой информации могут не только повлиять на выбор будущей профессии, но и при наличии достоверной и интересной информации изменить мнение общественности по отношению к окружающей среде города
Исследование 1. Определение количества машин на участке дороги за сутки.
Поставлена цель: подсчитать количество машин на определённом участке дороги за сутки
14
Исследование 2. Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
Целью второго исследования было определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
Вывод по данным исследования: количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в течение одного часа составляет в общем 26 килограмм 196 грамм. Это высокая степень загрязнения атмосферы в данном районе. Надо учитывать среднюю загруженность автотрасс и делать скидку на неравномерность движения автомобильного транспорта в различное время суток. Тем не менее, полученный результат вызывает опасения.
Продукт исследования; на основании полученных собственных данных с использованием презентационного материала можно организовать классные и внутри школьные мероприятия в школах города. Презентация, буклет.
Название работы: Оценка гармоничности развития подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц.
Автор работы: Киреева Арина Евгеньевна
Гипотеза исследования: как изменяются антропометрические показатели у подростков МБОУ СОШ №11 и соответствуют ли они стандартным нормативным показателям.
Объект иссле6дования: учащиеся 5-10 классов МБОУ СОШ №11
Предмет исследования: гармоничное развитие.
Цель: определение уровня гармоничности развития подростков МБОУ СОШ № 11 с помощью центильных таблиц.
Задачи: отбор и подготовка теоретического материала, изучение антропометрических показателей подростков, проведение сравнительного анализа антропометрических показателей с помощью центильных таблиц, обобщение полученных данных.
Материалы и методы исследования.
Исследования были проведены на базе МБОУ СОШ №11 , с 63 учащихся в возрасте 10-16 лет, из них 31 девочка и 32 мальчика. Время проведения: первая половина дня, так как в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток. На момент исследования все были практически здоровы ( консультация школьного фельдшера). Физическое развитие школьников оценивали по следующим параметрам: масса тела, длина тела. Далее производили анализ и сопоставление полученных данных с нормативными показателями, которые приведены в центильных шкалах.
Мониторинг факторов влияющих на изменение веса и роста подростков.
Общий вывод по исследованию: Подростки МБОУ СОШ №11не всегда
15
соблюдают режим не всегда соблюдают интервал между приёмами пищи (44%), мало внимания уделяют качеству питания, употребляют фаст-фуды, много времени проводят у телевизора и компьютера. Следовательно, именно эти причины могут повлиять на изменения АД и ЧСС подростков.
Практическая часть.Измерение роста и веса тела.
Общий вывод:
Выявленные различия по полу: девочки по длине тела в 10-11 лет находятся в нормативной границе, далее в 12 лет наблюдается скачок в росте и в массе тела. По массе тела девочки в 12-13 лет находятся в пограничном состоянии от нормы в сторону увеличения. Это связано преимущественно за счет увеличения массы жировой ткани. В 10-12 лет масса находится в норме, а вот с 13 лет опережает развитие, что и наблюдается в 14 и 15 лет. Далее в 16 лет девочки по всем параметрам находятся в диапазоне нормативного варианта роста, массы тела. В связи с этим определен критический возраст у девочек для возможного срыва адаптационных механизмов и развития патологии, это 12 и 13 лет.
16
Приложение 2
Проектные работы учащихся МБОРУ СОШ №11 г. Невинномысска на 2013-14,2014-2015 учебный год. Руководитель Демещук С.А.
№ | Название проекта | Тип проекта | автор | класс | направление | выход |
1 | «Экологическое состояние воздушной среды города Невинномысска» 2013г | исследовательский | Бухалина Ю | 8 | экология | город |
2 | Артериальное давление как показатель здорового образа жизни подростка.(на примере учащихся старших классов МБОУ СОШ №11)2015 | исследовательский | Дрозд В | 8 | валеология | город |
3 | Определение степени загрязнения воздуха методом лихеноиндикации | исследовательский | Телелюев С. | 8 | экология | город |
4 | Оценка гармоничности развития подростков МБОУ СОШ №11 с помощью центильных таблиц. | исследовательский | Киреева А | 7 | валеологши | Горол край |
5 | Путешествие в Северный край | творческий | Свинцова А | 8 | краеведение | Город призёр |
6 | Кавказская кухня | творческий | Жемухова Карина | 8 | валеология | Город призёр |
7 | Отношение к курению учащихся МБОУ СОШ №11 | исследовательский | Адимстафаева М. | 10 | валеология | школа |
8 | Выращивание овощных культур домашних условиях | практический | Легкова Ю | 5 | биология | Город край |
9 | Выращиваниеи хранение плодов вишни и черешни в домашних условиях | практический | Киреева А. | 6 | биология | Город Край призёр |
с