Воспитательское занятие "Дети Пионеры"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
ДЕТИ ПИОНЕРЫ
Цель:
- Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Задачи:
- Формировать патриотические чувства
- Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- Воспитывать уважение к подвигам героев пионеров к их подвигу в военные годы
Оборудование:
- видеопроектор;
- мультимедийная презентация «Дети пионеры»;
Ход занятия:
- Орг. Момент
- Введение в тему
Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(слайд 2)
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
(слайд3)
II.Основная часть
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
(слайд 4)
(Дети читают стихотворение)
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
(Слайд 5)
В советское время, когда пионерская организация была единственной, объединяющей подрастающее поколение нашей страны, имена ребят, героически погибших, защищая нашу Родину во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг, были у всех на слуху. Пионерские отряды, в которые объединялся каждый класс каждой советской школы, часто носили имя пионера-героя. Их имена давали улицам, например, в Нижнем Новгороде есть улица Вали Котика. О них снимали фильмы. Кто же были эти пионеры-герои? Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Другие также удостоены великих наград. Ребят-героев много. Давайте сегодня вспомним нескольких из них. (Слайд 6)
(Дети показывают свои презентации )
Зина Портнова. Зина Портнова жила в Ленинграде. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. (Слайд 7)
В декабре 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. (Слайд 8)
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза. (Слайд 9)
Валя Котик. Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. (Слайд 10)
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. (Слайд 11)
Валя Котик был награжден орденом отечественной войны, медалью "Партизану Отечественной войны".
Валя погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. (Слайд 12)
Релаксация Вам пришло письмо (слайд 13-20 )
Марат Казей. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. (Слайд 21)
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... (Слайд 22)
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою… (Слайд 23)
Леня Голиков. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... (Слайд 24)
Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". (Слайд 25)
Володя Дубинин. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. (Слайд 26)
За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны.(Слайд 27)
Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г.Керчи. Посмертно юный герой награжден "Орденом Красного Знамени".(Слайд 28)
На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник – “Цветок жизни”, в память о детях, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. (Слайд 29)
III.Заключительная часть.
- Чтения отрывка(очерк) автор В.Касичева "БАБА СЕЯЛА ГОРОХ..."
...На ступеньках старой деревянной лестницы сидит русоголовая, небольшого роста девочка. Она тихонько напевает и пристально глядит вперед. Вот к ней подходит мужчина, задает какой-то вопрос, и она отвечает ему. Мужчина поднимается на второй этаж. Вскоре у дома появляется еще один человек. Он также обращается к девочке и также идет по лестнице.
Это десятилетняя Люся Герасименко, дочь Николая Евстратовича, встречает коммунистов-подпольщиков, собравшихся на сходку.
А когда в квартире началось заседание руководителей подпольных групп, Люся собрала всех детей двора и начала играть с ними в прятки, классы. И никому из них не приходило в голову, что в это время Люся выполняла ответственное поручение.
Вдруг около дома остановились гитлеровцы. Люся во весь голос начала петь совсем безобидную детскую песенку "Баба сеяла горох". А в квартире, услышав песенку, мать Люси, Татьяна Даниловна, взялась раскладывать на тарелки нехитрую закуску. Что ж, пусть теперь заходят непрошеные гости: у Герасименков сегодня просто семейный праздник, вот и пришли родные и знакомые. Документы у всех в порядке.
Когда подпольщики разошлись, Николай Евстратович позвал дочь, ласково погладил по голове, долго и нежно всматривался в глаза.
- Завтра в обед, доченька, пойдешь к заводу на Серебрянку. Там у забора тебя будет ожидать человек в вышитой рубахе. Передашь ему этот пакет. Будь осторожна - здесь листовки...
Все больше и больше помогала Люся родителям в подпольной работе. Она подкарауливала колонны военнопленных и передавала им записки, разносила в разные концы партизанскую литературу, медикаменты. Это ее рукой были расклеены листовки на воротах.
Вот идет она через весь город. В руках девочки небольшой узелок. И никто не знает, что в этом узелке лежит оружие и документы, которые нужно передать подпольщику, отправляющемуся для связи в партизанский отряд.
Но нашелся провокатор, и 26 декабря 1942 года гитлеровцы арестовали семью Герасименко.
Люсю и мать посадили в тюрьму, в одну камеру, отца - в другую
Начались истязания. Обессиленную, окровавленную Люсю, как и всех взрослых, гоняли на допросы. Однажды Александру Никифоровичу удалось поговорить с Люсей. Он склонился к бледному лицу девочки. Она прошептала:
- Когда увидите папу, передайте ему: я, как и мама, ничего не сказала...
А вскоре Люсю с мамой гитлеровцы бросили в душегубку...
Так погибла одиннадцатилетняя подпольщица Люся, верная высокой клятве, которую она дала, вступая в пионеры.
- Рефлексия. - Дети, как вы думаете Девочка Люся была храброй девочкой?
- А какими качествами она обладала?
- Помните, мы с вами недавно смотрели фильм про пионера-героя, как назывался фильм? ( Орленок)
- Кто был главный герой этого фильма? (Валя Котик)
Давайте, с вами посмотрим отрывок из этого фильма и вы мне ответите , какой был Валя Котик, какими качествами характера он обладал?
Просмотр фильма «Орленок» 48-05 – 49-15 минута фильма
- Итог
Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…Так давайте же почтим память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ…
(дети читают стихотворение)
«… Детей от муки не бывалой
Спасает родина моя
Для всех беспомощных и малых
Она – защита и семья.
Еще на западе раскаты
Военной бури небо рвут,
Но здесь, у нас должны ребята
Найти и ласку и приют
Надежный свет родного крова,
И материнских рук тепло,
Чтоб детство раненное снова
Улыбкой ясной расцвело»
Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек не зависимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. А Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пионеры-герои"
классный час...
"Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны и отражение их образов в искусстве"
Исследовательская работа, посвященная 90-летию пионерии...
положение к юбилею пионерии
положение к юбилею пионерии...
план мероприятий к юбилею пионерии
план мероприятий к юбилею пионерии...
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...
Классный час ко дню пионерии " Один день из жизни пионера Васечкина.."
Разработка классного часа по ходу которого ребята знакомятся с жизнью пионера. Это его школьная жизнь, традиции, законы и атрибуты того времени....