Воспитательское занятие "Дети Пионеры"
план-конспект на тему

Татарицкая Ольга Михайловна

Воспитательское занятие "Дети Пионеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utkina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ ПИОНЕРЫ

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Задачи: 

  • Формировать патриотические чувства
  • Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
  • Воспитывать уважение к подвигам героев пионеров к их подвигу в военные годы

Оборудование: 

  • видеопроектор;
  • мультимедийная презентация «Дети пионеры»;

Ход занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Введение в тему

Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

(слайд 2)

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.

(слайд3)

II.Основная часть

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

      Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  

(слайд 4) 

(Дети читают стихотворение)

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

(Слайд 5)

   В советское время, когда пионерская организация была единственной, объединяющей подрастающее поколение нашей страны, имена ребят, героически погибших, защищая нашу Родину во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг, были у всех на слуху. Пионерские отряды, в которые объединялся каждый класс каждой советской школы, часто носили имя пионера-героя. Их имена давали улицам, например, в Нижнем Новгороде есть улица Вали Котика. О них снимали фильмы. Кто же были эти пионеры-герои? Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Другие также удостоены великих наград. Ребят-героев много. Давайте  сегодня вспомним нескольких из них. (Слайд 6)

(Дети показывают свои презентации )

Зина Портнова. Зина Портнова жила в Ленинграде. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. (Слайд 7)

В декабре 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. (Слайд 8)

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза. (Слайд 9)

Валя Котик.  Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4          г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.  Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. (Слайд 10)

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. (Слайд 11)

    Валя Котик был награжден орденом отечественной войны, медалью "Партизану Отечественной войны".

Валя погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. (Слайд 12)

Релаксация Вам пришло письмо (слайд 13-20 )

Марат Казей.  ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. (Слайд 21)

     За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... (Слайд 22)

    За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою… (Слайд 23)

Леня Голиков. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... (Слайд 24)

      Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". (Слайд 25)

     

Володя Дубинин.  Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. (Слайд 26)

За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны.(Слайд 27)

Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г.Керчи.  Посмертно юный герой награжден "Орденом Красного Знамени".(Слайд 28)

На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник – “Цветок жизни”, в память о детях, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. (Слайд 29)

III.Заключительная часть.

  1. Чтения отрывка(очерк) автор В.Касичева  "БАБА СЕЯЛА ГОРОХ..."

    ...На   ступеньках  старой   деревянной  лестницы  сидит   русоголовая, небольшого роста девочка.  Она тихонько напевает и пристально глядит вперед. Вот к  ней подходит мужчина,  задает какой-то  вопрос,  и  она отвечает ему. Мужчина поднимается на  второй  этаж.  Вскоре  у  дома  появляется еще  один человек. Он также обращается к девочке и также идет по лестнице.

     Это десятилетняя Люся Герасименко, дочь Николая Евстратовича, встречает коммунистов-подпольщиков, собравшихся на сходку.

     А  когда  в  квартире  началось  заседание руководителей подпольных групп,  Люся  собрала всех детей двора и  начала играть с  ними в прятки,  классы. И никому из них не приходило в голову, что в это время Люся выполняла ответственное поручение.

     Вдруг около дома  остановились гитлеровцы. Люся во весь голос начала петь  совсем безобидную детскую песенку "Баба сеяла горох". А в квартире, услышав  песенку,  мать  Люси,  Татьяна  Даниловна,  взялась раскладывать на тарелки нехитрую закуску.  Что ж, пусть теперь заходят непрошеные гости: у Герасименков сегодня  просто  семейный  праздник,  вот  и  пришли  родные  и знакомые. Документы у всех в порядке.

     Когда подпольщики разошлись, Николай Евстратович позвал дочь, ласково погладил по голове, долго и нежно всматривался в глаза.

     - Завтра в обед, доченька, пойдешь к заводу на Серебрянку. Там у забора тебя будет ожидать человек в  вышитой рубахе.  Передашь ему этот пакет. Будь осторожна - здесь листовки...

     Все больше и  больше помогала Люся родителям в  подпольной работе.  Она подкарауливала колонны военнопленных и  передавала им  записки,  разносила в разные  концы  партизанскую  литературу,  медикаменты.  Это  ее  рукой  были расклеены листовки на воротах.

     Вот идет она через весь город. В руках девочки небольшой узелок.  И никто не знает,  что в этом узелке лежит  оружие  и  документы,  которые нужно  передать подпольщику, отправляющемуся для связи в партизанский отряд.

     Но  нашелся провокатор,  и  26  декабря 1942 года гитлеровцы арестовали семью Герасименко.

     Люсю и  мать посадили в тюрьму,  в одну камеру,  отца -  в другую

     Начались  истязания.  Обессиленную,  окровавленную  Люсю,  как  и  всех взрослых,  гоняли на  допросы. Однажды Александру Никифоровичу удалось поговорить с Люсей. Он склонился к бледному лицу девочки. Она прошептала:

     - Когда  увидите папу, передайте ему:  я,  как  и  мама,  ничего  не сказала...

     А вскоре Люсю с мамой гитлеровцы бросили в душегубку...

     Так погибла одиннадцатилетняя подпольщица Люся,  верная высокой клятве, которую она дала, вступая в пионеры.

  1. Рефлексия.  - Дети, как вы думаете Девочка Люся была храброй девочкой?

- А какими качествами она обладала?

- Помните, мы с вами недавно смотрели фильм про пионера-героя, как назывался фильм? ( Орленок)

- Кто был главный герой этого фильма? (Валя Котик)

Давайте, с вами посмотрим отрывок из этого фильма и вы мне ответите , какой был Валя Котик, какими качествами характера он обладал?

Просмотр фильма «Орленок» 48-05 – 49-15 минута фильма

  1. Итог

Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…Так давайте же почтим память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ…

 (дети читают стихотворение)

«… Детей от муки не бывалой 
Спасает родина моя
Для всех беспомощных и малых
Она – защита и семья.
Еще на западе раскаты
Военной бури небо рвут,
Но здесь, у нас должны ребята
Найти и ласку и приют
Надежный свет родного крова,
И материнских рук тепло,
Чтоб детство раненное снова
Улыбкой ясной расцвело»

Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек не зависимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. А Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пионеры-герои"

классный час...

"Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны и отражение их образов в искусстве"

Исследовательская работа, посвященная 90-летию пионерии...

положение к юбилею пионерии

положение к юбилею пионерии...

план мероприятий к юбилею пионерии

план мероприятий к юбилею пионерии...

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...

Классный час ко дню пионерии " Один день из жизни пионера Васечкина.."

Разработка классного часа по ходу которого ребята знакомятся с жизнью пионера. Это его школьная жизнь, традиции, законы и атрибуты того времени....