«И всяк беспомощен и сир…»
план-конспект урока (10 класс) на тему
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он автор известных произведений: («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Кража», «Стародуб», «Звездопад», «Печальный детектив», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь – рыба»). Мы знакомы с двумя его рассказами: «Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».
Его литературное наследие велико. Рассказ "Людочка", опубликованный в сентябрьском номере журнала «Новый мир» в 1989г., о судьбе скромной, стеснительной, ничем не примечательной девушки, «маленького человека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudochka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«И всяк беспомощен и сир…»
Урок по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»
Автор: Шишкина Ольга Алексеевна
Цель урока:
- Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева.
- Анализируя рассказ, показать необходимость борьбы с бездуховностью, равнодушием.
- Показать, что этот рассказ – один из ярких примеров того, что современная русская проза продолжает традиции классической литературы.
- Научить старшеклассников умению анализировать и делать выводы по прочитанным произведениям.
Оборудование урока:
- Портрет писателя;
- Оформленная доска:
а) название урока;
б) дата жизни писателя
1 мая 1924 - 29 декабря 2001г
Ход урока:
I. Учитель:
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он автор известных произведений: («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Кража», «Стародуб», «Звездопад», «Печальный детектив», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь – рыба»). Мы знакомы с двумя его рассказами: «Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».
Как у всех больших русских, у В.П. Астафьева писателей сложная и интересная судьба.
- Рассказ о жизни и творчестве писателя.
Его литературное наследие велико. И сегодня мы познакомимся с его рассказом «Людочка».
Он был опубликован в сентябрьском номере журнала «Новый мир» в 1989г.
Наш урок называется «И всяк беспомощен и сир…».
- Начнем с названия. Что оно задает?
Тему.
- Какую?
Судьба скромной, стеснительной, ничем не примечательной девушки, «маленького человека».
- Почему писатель обратился к истории жизни этой девушки?
«жжет сердце мое…».
Может все дело в удручающей обыденности. (т.е. такие истории
часты, банальны и никого не удивляют).
- Расскажите о Людочке, ее детстве, семье, деревне.
Людочка родилась в небольшой угасающей деревне слабенькой, болезненной, плаксивой.
-Росла, как вялая, примороженная трава. Какие это изобразительные средства, и с какой целью их использует автор?
Это эпитеты и сравнение. Они создают соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии, готовят нас к трагической развязке.
- Почему деревня, где родилась и росла Людочка, оказалась на грани вымирания? Какое впечатление производит описание деревни?
Да, опустевшая деревня с заколоченными окнами пустых, разваливающихся домов – явление трагическое. А сколько умерло деревень по всей России – не счесть: сотни и тысячи. И у каждой своя история, своя судьба, своя боль.
- Почему Людочка уезжает в город?
- Какой была Людочка? Какую черту характера подчеркивает в ней автор?
Безотказность, готовность помочь, неумение жалеть себя.
Терпение и трудолюбие – наиболее сильные черты характера Людочки.
В этом смысле она резко отличается от предыдущих квартиранток Гавриловны, которой они доставляли массу хлопот.
- Но трудолюбие трудолюбию рознь. Чьему трудолюбию противопоставлено
трудолюбие Людочки?
Гавриловны;
-На что оно было направлено?
На приобретение дома.
- Много места в рассказе описанию парка Вэпэвэрзе. Почему?
- Если бы не было этого парка, изменилось бы что-нибудь?
- Посмотрите, сколько иронии вложено в строчки: «Как водится в настоящем уважающем себя городе, и в парке Вэпэвэрзе, и вокруг него по праздникам вывешивались лозунги, транспаранты и портреты» или «человеку без природы существовать невозможно, и коли «ближней» природой был парк, им и любовались, на нем и в нем отдыхали…»
Парк в данном случае лишь символ, образ. Это привычная среда обитания подонков, насильников, всяких уголовных элементов. Если бы не было этого парка, наверняка ничего бы не изменилось: на месте этого так называемого парка был бы пустырь, городская свалка, подвал – что угодно.
Происходящие в этом парке события – игра в карты, выпивка, драки, насилие – это было обыденным явлением.
Погибающая деревня, символом которой стала в рассказе яблоневая ветка на мертвом дереве, погибающий парк – помойка – это символ бездуховности, нравственной глухоты и нищеты, того беспредела, который все больше и больше проникает в нашу жизнь, становится ее неотъемлемой частью.
- Почему Людочка ходила на работу и с работы через этот парк, не боясь?
1) Сама не приносящая никому зла, верила, что ее никто не обидит.
2) Заступничество Артемки-мыла, потому что она достойно смогла
повести себя с ним.
- Почему Артемка – мыло не заступился за Людочку?
Авторитет Артемки – оказался ниже авторитета Стрекача.
- Почему парни тянутся за Стрекачом, чем он привлекает их?
Шпана гужом ходила за Стрекачом, набиралась ума – разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе…
Парни видели в нем героя – человека, который никого не боялся, отличался от других, вел, по их понятиям, интересный образ жизни, не то, что они: все скучно, однообразно. Выпивка и драки – ничего больше. А этот, хорохорясь, рассказывал им о зоне. Но главное чувство, которое испытывали они перед Стрекачом – страх, т.к. Стрекач был способен на все.
- Как среди этой грязи Людочка смогла остаться чистой?
Она родилась и выросла в деревне; у нее не хватало времени на развлечения, было много работы. Именно труд и нравственный стержень, данный ей от природы, спасли девочку от пошлости и грязи.
- Вспомните какое впечатление произвело на Людочку то, что творилось в центральном городском парке.
Он ничем не отличается от парка Вэпэвэрз. В этих парках (рождалось
зло, росло, процветало и губило). От бездуховности, безнравственности рождалось зло, росло, процветало и губило таких девочек, как Людочка.
С. Островой. Зло на Земле не одиноко.
За ним всегда идет беда.
И люди старятся до срока
И умирают иногда.
Бывает так: согнутся плечи –
И в час, когда спустится мгла,
Впадает в сердце человечье
Одна лихая капля зла.
И сердцу больно. Сердце рвется.
Ему уже невмоготу.
А зло ликует. Зло смеется.
Толкает сердце в черноту.
И сердце старится до срока
И умирает иногда.
Зло на Земле не одиноко –
За ним беда идет. Беда.
Учитель.
- Пришла беда. Но В. Астафьева интересует не уголовный, а нравственный аспект преступления.
- Как отнеслась к случившемуся Гавриловна?
Ничего не случилось. («подумаешь, экая беда»), испугалась за свою избу.
- Что оказалось на чашах весов?
Девочка, которой надо немедленно помочь, и материальные ценности
- И Гавриловна выбирает материальные ценности.
-Какая это проблема?
Вечная.
- И Астафьев пытается разрешить эту вечную проблему.
- Вспомните ведь Людочка покончила с собой не сразу после того, как стрекач надругался над ней. Прошло несколько дней..
Можно ли было избежать беды?
Мать
Гавриловна
Артемка – мыло.
- Астафьев указывает нам единственное место, где Людочка могла найти
покой – церковь, но Гавриловна налагает странный запрет на общение девушки с Богом, считая, что согрешившая Людочка недостойна этого.
Учитель.
Таким образом, Людочка осталась одна, наедине со своей бедой.
Обращаю ваше внимание на название урока «бедный» - несчастный, жалкий; сирый – одинокий, бедный. Несчастье и одиночество.
- Что ее сгубило?
Равнодушие близких.
- Только ли равнодушие окружающих привело Людочку к самоубийству?
Чувство собственной вины:
-за парня, умершего в больнице, которому не могла помочь,
стр. 46 за девчонок с танцплощадки
«И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их?
Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее?»
В беде и одиночестве все люди одинаковы.
- С кем это чувство ее роднит?
С Катериной из драмы Островского «Гроза». Согрешив, та не находит покоя в собственной душе, не может стерпеть позора и бросается в Волгу.
Мы видим, что этот рассказ – один из ярких примеров того, что современная литература продолжает традиции классической литературы, обращая внимание на такие проблемы, как сострадание, внутренняя духовная жизнь «маленького человека», соотношение добра и зла в мире.
- Какой итог своей недолгой жизни подводит Людочка?
Никто ни про что не спрашивал – «никому до меня нет дела …»
- Почему перед смертью Людочка переоделась во все старое? Почему
умирать идет в парк?
Чувствует себя «испачканной», поруганной.
Идет туда, куда выбрасывали ненужных котят, щенков, где над ней
Надругались.
- Изменилось ли в жизни знавших ее людей что-то?
Все знавшие ее ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла
Какая-то значительная часть «рассеянного» в нем добра. Она стала нужна матери, Гавриловне, ее заметили.
- Подумаем над эпиграфом к рассказу.
«Я камнем упала, я умер над ним.
«Я умер над ним». Очевидно, что умер не человек. Речь, конечно, не о Стрекаче. А о чем?
Это слова о смерти, какой - то части души каждого из людей, окружавших Людочку в жизни, и разделивших между собой моральную ответственность за ее гибель.
- Кто и как совершил акт возмездия?
Отчим. Это единственный человек, не испугавшийся Стрекача, оказавшийся морально сильнее шпаны.
- Каков финал рассказа?
Неутешителен. В принципе ничего почти не изменилось. По-прежнему
городские власти и правоохранительные органы заинтересованы о
процентах преступности в отчетах, боятся за свою карьеру, а на смену
стрекачам растут новые стрекачи, наглые и жестокие.
- Какова же главная мысль этого рассказа?
От нашего слова зависит судьба Людочки, сотен и тысяч таких же одиноких и настрадавшихся девушек. Подберите эти слова, пожалейте.
Может и слов-то никаких не нужно, просто взять ее за руки или обнять молча за плечи, заглянуть в одинокие, тоскующие глаза, и тогда не свершится еще одна несправедливость на Земле, привыкшей к злу.
Учитель.
И писатель приводит нас к мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединенном, расколотом, но в одном мире, на одной Земле.