Развитие самостоятельного мышления у школьников с ОНР
материал на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности мышления современных школьников.
(выступление воспитателя И.Н.Сазоновой на м/о школы и
педсовете в 2012-2013 уч.году)
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления,подготовка к творческой деятельности.
В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники,способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.Это требование времени-социальная задача,которую призвана решать прежде всего школа.
Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний,приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин,в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта.
Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию самообразованию,вырабатывать у них стремление самостоятельно пополнять свои знания,умело ориентироваться в потоке научной информации,что особенно актуально для наших детей,обучающихся по программе 5 вида.
Недостатки развития мышления,речи,познавательной деятельности,внима
ния ,памяти,мотивации к обучению –все это создает серьезные препятствия
для успешного усвоения программного материала школы,развития творческих способностей,формирование самостоятельности мышления у наших воспитанников.
В то же время коррекционная направленность обучения воспитания требует активного использования целого ряда достижений в области современной педагогической науки для полноценного развития детей.
Самостоятельносьт мышления всегда связана с решением какой –то задачи и сопровождается определенными волевыми усилиями со стороны человека.Там,где нет цели,вызванной некоторой насущной потребностью,отсутствует проблемная ситуация для ее решения.Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс у стереотипному поведению.Таким образом,в целях приобретения обучающимися опыта преодоления сложностей и найденных решений,догадок и озарений ,а следовательно, и поддеожания постоянного интереса к изучаемому,применяют технологию проблемного обучения.(в учебном процессе),а создание проблемный ситуации(в учебном и в воспитательном процессе).И так как я являюсь воспитателем остановлюсь на технологии «создание проблемной ситуации».
Приемы,методы и средства создания проблемной ситуации:
-подвести детей к противоречию и преложить им самим найти способ его разрешения;
-изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
-побуждение к сравнительной,обобщающей деятельности,сопоставление фактов,выводы из ситуации.
-постановка конкретных вопросов(на обобщение,обоснование,конкретизацию,логику,рассуждение…)
-постановка проблемных задач.
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе?
-привлечь внимание ребенка,возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
-поставить его перед таким познавательным затруднением,продолжение поиска которого активизировало бы мыслительную деятельность;
-помочь ребенку определить в познавательной задаче,вопросе,задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего
затруднения;
-побудить ребенка к активной поисковой,экспериментальной деятельности;
-помочь ребенку определить и указать направление поиска,наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Характерные признаки проблемной ситуации:
-возникает состояние интеллектуального затруднения;
-возникает противоречивая ситуация;
-появляется осознание того,что ребенок знает и умеет и того,что ему необ
ходимо узнать для решения задачи.
Рубенштейн С.Л. говорил: «Человек подлинно владеет лишь тем,что добывает собственным трудом.Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,с противоречия.Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неиз
вестные,как бы незаполненные места.Для их заполнения,превращения неиз вестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности,которые у человека поначалу отсутствуют».
Из выше сказанного ясно,что проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи,но ему не хватает
данных и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную,но и мотивационную,личностную сторону(интересы,желания,потребности,возможности).
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
1.Поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализацией прежних знаний(что надо вспомнить для решения
нашего вопроса?)(что мы можем использовать для решения проблемы?)
2.Процесс решения проблемы.Он состоит в открытии новых,ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы,т.е выдвижение гитотез,поиска ключа,идеи решения.Воспитанник ищет решение «во внеш
них условиях»,в различных источниках знаний.
3.Доказательство и проверка гипотезы,реализация идей найденого решения.Это может еще и означать выполнения некоторых операций ,связанных с практической деятельностью.
Педагог не стремится переубедиь воспитанника и навязать новое решение ( в этом приципиальное отличие проблемной ситуации):
-он внимательно выслушает все возражения;
-поощряет самостоятельность суждений,активность в обсуждении,что очень важно,выслушает все предложения детей,благадарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «что же можно сделать,чтобы убедиться в этом».
Темы проблемных ситуаций выбираются исходя из возрастных и интеллектуальных возможностей ребенка.Так ,например,тема для группы 1 класса «Фрукты»(Путешествуя по пустыне дети захотели пить.Но с собой оказались только фрукты.Можно ли напиться?).Для 4 класса «Часы»(Золушке надо вовремя уйти с бала,а дворцовые часы вдруг остановились).6 класс
«Объем»(Необходимо определить уровень жидкости в кувшине,но он непрозрачный и с узким горлышком).
Подводя итог вышеизложенному,следует подчеркнуть,что создание проблемных ситуаций в образовательном и в воспитательном процессе развивает речь детей,активизирует мыслительную деятельность,познавательные и творческие возможности,воспитывает инициативную личность ,развивает мотивацию у обучению,способствует стойкому ,качественному усвоению знаний,побуждает к активной поисковой и экспериментальной деятельности.
Постановка перед воспитанниками проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами,а стремится их разрешить,тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Технология создания проблемной ситуции,по моему мнению ,сродни таким видам деятельности как:
-самостоятельная деятельность на уроках и во внеурочное время;
-работа самоуправления в школе;
-самоподготовка;
-работа с книгой;
-игровая деятельность;
-проектная деятельность.
Все вышеперечисленное также способствует стойкому развитию самостоятельности мышления наших школьников.
Выступление приготовила воспитатель И.Н.Сазонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов
Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-153380-1396550139.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004633-1517401659.jpg)
Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике
Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/04/picture-1041927-1528121990.jpg)
Развитие самостоятельности мышления и творчества на занятиях и уроках изобразительного искусства
Возможности самостоятельной изобразительной деятельности в развитии личности ребёнка. Специфика самостоятельной изо деятельности. Основные мотивы самостоятельной творческой деятельности. Формы самосто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-528505-1427314887.jpg)
Развитие самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется нестандартной технологии уроков-мастерских, которые мо...
«Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»
laquo;Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-629147-1459344156.jpg)
Методический доклад "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов"
Методический доклад "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов"...