Такие разные части речи
материал на тему

Хисамутдинова Филия Равиловна

Такие разные части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_chasti_rechi_.rar831.95 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд

 «Такие разные части речи»

3 слайд

1 конкурс «Без запинки»

На экране представлены местоимения и существительные с глаголами. Ваша задача - назвать причастие или отглагольное прилагательное того же времени, вида, как и предлагаемый глагол.

Он выполняет – выполняющий

Она выполняла – выполнявшая

Его (план) выполняют – выполняемый

Её (работу) выполнили – выполненная

Её (задачу) нельзя выполнить – невыполнимая

Девочка одевает – одевающая

Самолёт летел – летевший

Травка зеленеет – зеленеющая

4 слайд

2 конкурс «Спрятанные слова»

Этот конкурс состоит из двух этапов.

1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.

1. Закопать – прошедшее время.

2. Засорить – прошедшее время.

3. Хранить – страдательное, настоящее время.

4. Скакать – настоящее время.

5. Сделать – прошедшее время.

6. Срастись – прошедшее время.

7. Спрятать – прошедшее время.

8. Нестись – прошедшее время.

9. Делать – страдательное, прошедшее время.

з

а

к

о

п

а

н

н

ы

й

з

а

с

о

р

ё

н

н

ы

й

х

р

а

н

и

м

ы

й

с

к

а

ч

у

щ

и

й

с

д

е

л

а

н

н

ы

й

с

р

о

с

ш

и

й

с

я

с

п

р

я

т

а

н

н

ы

й

н

ё

с

ш

и

й

с

я

д

е

л

а

е

м

ы

й

5 слайд

2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.

1. Коптить – копчёный

2. Жарить – жареный

3. Пилить – пиленый

4. Вялить – вяленый

5. Красить – крашеный

6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый

7. Калить (прожаривать) – калёный

8. Плести – плетёный

9. Печь – печёный

10. Солить – солёный

11. Гранить - гранёный

12. Мочить (квасить) – мочёный

13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный

к

о

п

ч

ё

н

ы

й

ж

а

р

е

н

ы

й

п

и

л

е

н

ы

й

в

я

л

е

н

ы

й

к

р

а

ш

е

н

ы

й

с

т

ё

г

а

н

ы

й

к

а

л

ё

н

ы

й

п

л

е

т

ё

н

ы

й

п

е

ч

ё

н

ы

й

с

о

л

ё

н

ы

й

ь

г

р

а

н

ё

н

ы

й

м

о

ч

ё

н

ы

й

к

л

е

е

н

ы

й

6 слайд

3 конкурс «Прибавь прилагательное»

Учитель  читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: назвать подходящее по смыслу  и согласованное в роде прилагательное.

1. Магистраль – широкая, прямая

2. Вестибюль – просторный, уютный

3. Бандероль – заказная

4. Кабель – телефонный

5. Гроздь – спелая, виноградная

6. Рояль – новый, черный

7. Озимь – зелёная, молодая

8. Полынь – сухая, степная

9. Лазурь – небесная

10. Мозоль – болезненная

11. Тюль – прозрачный, красивый

12. Вуаль – легкая, шелковая

13. Китель – военный, синий

14. Шинель – солдатская, теплая

15. Фланель – теплая, цветная

16. Штемпель – почтовый

17. Эмаль – голубая, белая

18. Цоколь – гранитный, красивый

7 слайд

4 конкурс «Образуй существительное»

На экране представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.

1. Смелый - смельчак

2. Сильный  - силач

3. Весёлый – весельчак

4. Ленивый – ленивец, лентяй

5. Завистливый – завистник

6. Гордый – гордец

7. Лживый – лжец

8. Мудрый – мудрец

9. Глупый – глупец

10. Богатый – богач

11. Бедный – бедняк

12. Грубый – грубиян

13. Хвастливый – хвастун

14. Толстый – толстяк

15. Крепкий – крепыш

16. Бесстыдный – бесстыдник

8 слайд

5 конкурс «Спрятанное слово»

Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:

1. Скрипеть - скрипучий

2. Январь - январский

3. Вчера - вчерашний

4. Синий - синеватый

5. Перрон - перронный

6. Группа - групповой

7. Кость - костяной

8. Техас - техасский

9. Глаз - глазастый

10. Яблоня – яблоневый

11. Глубина - глубинный

12. Греция – греческий

9 слайд

6 конкурс «Шуточные вопросы»

1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)

2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)

5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)

10 слайд

7 конкурс «Одним словом»

Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.

1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.

2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.

3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.

4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.

5. Брать под свою защиту – вступаться.

6. Приходить в негодование – возмущаться.

7. Чувствовать обиду – обижаться.

8. Допускать ошибку – ошибаться.

9. Вести переписку – переписываться.

10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.

11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.

12. Собирать вещи – укладываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....