Такие разные части речи
материал на тему
Предварительный просмотр:
2 слайд
«Такие разные части речи»
3 слайд
1 конкурс «Без запинки»
На экране представлены местоимения и существительные с глаголами. Ваша задача - назвать причастие или отглагольное прилагательное того же времени, вида, как и предлагаемый глагол.
Он выполняет – выполняющий
Она выполняла – выполнявшая
Его (план) выполняют – выполняемый
Её (работу) выполнили – выполненная
Её (задачу) нельзя выполнить – невыполнимая
Девочка одевает – одевающая
Самолёт летел – летевший
Травка зеленеет – зеленеющая
4 слайд
2 конкурс «Спрятанные слова»
Этот конкурс состоит из двух этапов.
1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.
1. Закопать – прошедшее время.
2. Засорить – прошедшее время.
3. Хранить – страдательное, настоящее время.
4. Скакать – настоящее время.
5. Сделать – прошедшее время.
6. Срастись – прошедшее время.
7. Спрятать – прошедшее время.
8. Нестись – прошедшее время.
9. Делать – страдательное, прошедшее время.
з | а | к | о | п | а | н | н | ы | й |
з | а | с | о | р | ё | н | н | ы | й |
х | р | а | н | и | м | ы | й | ||
с | к | а | ч | у | щ | и | й | ||
с | д | е | л | а | н | н | ы | й | |
с | р | о | с | ш | и | й | с | я | |
с | п | р | я | т | а | н | н | ы | й |
н | ё | с | ш | и | й | с | я | ||
д | е | л | а | е | м | ы | й |
5 слайд
2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.
1. Коптить – копчёный
2. Жарить – жареный
3. Пилить – пиленый
4. Вялить – вяленый
5. Красить – крашеный
6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый
7. Калить (прожаривать) – калёный
8. Плести – плетёный
9. Печь – печёный
10. Солить – солёный
11. Гранить - гранёный
12. Мочить (квасить) – мочёный
13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный
к | о | п | ч | ё | н | ы | й | |
ж | а | р | е | н | ы | й | ||
п | и | л | е | н | ы | й | ||
в | я | л | е | н | ы | й | ||
к | р | а | ш | е | н | ы | й | |
с | т | ё | г | а | н | ы | й | |
к | а | л | ё | н | ы | й | ||
п | л | е | т | ё | н | ы | й | |
п | е | ч | ё | н | ы | й | ||
с | о | л | ё | н | ы | й | ||
ь | ||||||||
г | р | а | н | ё | н | ы | й | |
м | о | ч | ё | н | ы | й | ||
к | л | е | е | н | ы | й |
6 слайд
3 конкурс «Прибавь прилагательное»
Учитель читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: назвать подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.
1. Магистраль – широкая, прямая
2. Вестибюль – просторный, уютный
3. Бандероль – заказная
4. Кабель – телефонный
5. Гроздь – спелая, виноградная
6. Рояль – новый, черный
7. Озимь – зелёная, молодая
8. Полынь – сухая, степная
9. Лазурь – небесная
10. Мозоль – болезненная
11. Тюль – прозрачный, красивый
12. Вуаль – легкая, шелковая
13. Китель – военный, синий
14. Шинель – солдатская, теплая
15. Фланель – теплая, цветная
16. Штемпель – почтовый
17. Эмаль – голубая, белая
18. Цоколь – гранитный, красивый
7 слайд
4 конкурс «Образуй существительное»
На экране представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.
1. Смелый - смельчак
2. Сильный - силач
3. Весёлый – весельчак
4. Ленивый – ленивец, лентяй
5. Завистливый – завистник
6. Гордый – гордец
7. Лживый – лжец
8. Мудрый – мудрец
9. Глупый – глупец
10. Богатый – богач
11. Бедный – бедняк
12. Грубый – грубиян
13. Хвастливый – хвастун
14. Толстый – толстяк
15. Крепкий – крепыш
16. Бесстыдный – бесстыдник
8 слайд
5 конкурс «Спрятанное слово»
Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:
1. Скрипеть - скрипучий
2. Январь - январский
3. Вчера - вчерашний
4. Синий - синеватый
5. Перрон - перронный
6. Группа - групповой
7. Кость - костяной
8. Техас - техасский
9. Глаз - глазастый
10. Яблоня – яблоневый
11. Глубина - глубинный
12. Греция – греческий
9 слайд
6 конкурс «Шуточные вопросы»
1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)
2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)
5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)
10 слайд
7 конкурс «Одним словом»
Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.
1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.
2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.
3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.
4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.
5. Брать под свою защиту – вступаться.
6. Приходить в негодование – возмущаться.
7. Чувствовать обиду – обижаться.
8. Допускать ошибку – ошибаться.
9. Вести переписку – переписываться.
10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.
11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.
12. Собирать вещи – укладываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
интерактивный тест не с разными частями речи
Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.
Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....