ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЗЛАТНИЦА»
опыты и эксперименты на тему
Из опыта работы в детском объединении "Златница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilkova_l.a._opyt_raboty.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЗЛАТНИЦА»
Л.А. Василькова
Тенденция технократизации жизни общества: обезличивание жилищ, предметов быта, унификация форм социального общения и других неизбежно ведут к нивелировке общественного сознания, поведенческих стереотипов, вкусов, широкому распространению псевдокультуры.
Кроме того, ориентация определенных групп россиян на американский образ жизни, обилие западной теле, видео и компьютерной «продукции» невысокого нравственного содержания и эстетического уровня, потребляемой молодежью ведут к распространению несвойственного русскому народу прагматизма, культуры насилия и вседозволенности.
Все это, в конечном счете, ведет к утрате веками складывавшихся ценностей, к потере национального самосознания; нарастании эгоцентризма, увеличении разобщенности и десоциализации молодёжно – подростковой субкультуры, снижении и частичной утрате нравственных норм и, как следствие, утрате детьми и молодежью глубинных основ социальной и национальной идеологий. Такое положение дел не способствует нравственному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Свою спасительную и сознательную роль в решении этой проблемы может сыграть народная культура. Изучение, освоение, вживание в этнокультурное наследие дает возможность в современных условиях создать оптимальную педагогическую систему передачи подрастающему поколению трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений и навыков. Исходя из этого, на первый план в работе с молодёжью должно выйти сегодня патриотическое, идейно-нравственное воспитание.
При проведении углубленного анализа истории нашего народа можно убедиться, что духовные идеалы и нравственные устои российского общества на протяжении веков оставались фактически незыблемыми. «Воспитание было самой жизнью народа. Все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали» (Г.Н. Волков «Этнопедагогика») Традиционное женское, и мужское воспитание в России в своём основании имело сочетание 2-х начал: православную веру и многовековой опыт жизни народа, выражавшийся в обычаях и обрядах. Традиционная культура лежит в основе многих систем духовно – нравственного и идейно – патриотического воспитания. Важным фактором традиционного воспитания была постоянно ощущаемая причастность человека к опыту его предков. Традиция, накопленная за тысячелетия жизни русского народа, выражавшаяся в знаниях, обычаях, обрядах, указывала правильные ориентиры для воспитания и направления жизненного пути.
В частности, в мужском воспитании становление полноценно развитого человека происходило во взаимодействии трёх институтов общины: семьи, мужских союзов (беседа, артель, партия и пр.) и молодёжных собраний (вечёрки, хоровод, и пр.) В воспитательном процессе творческого объединения «Златница» присутствуют все три аспекта традиционного мужского воспитания.
Итак, семья с самых ранних лет прививала человеку любовь к труду. Всякий крестьянин стремился стяжать репутацию честного труженика, исполняющего свой трудовой долг перед ближними и обществом. В нашем объединении значительную роль играет семья – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Родственники обучающихся активно принимают участие в жизни творческого объединения. Это подготовка и проведение различных мероприятий и праздников. Это пошив костюмов и изготовление сценических атрибутов. Это поездки на фестивали и конкурсы, на выступления. У нас есть свои семейные ансамбли: это семья Синицыных, семья Тарасовых. Стало доброй традицией участникам ансамбля приводить в коллектив своих младших братьев и сестёр.
Другой воспитательный институт сельского быта – мужские коллективы – отголосок древних военных союзов – служил для формирования в человеке воинского духа. Военно – патриотические качества прививались через участие в возрастных объединениях, беседах и партиях. Постепенно проходя через все возрастные группы, человек приобретал необходимые качества для целостного физического, психологического и духовного устроения личности мужчины – защитника семьи и отечества.
Участие в коллективных боях – стенках требовало умения «чувствовать плечо» товарищей, прививало участникам определенные морально – этические нормы, поскольку состязания служили воспитанию честности, справедливости, гуманного отношения к слабому и беззащитному, уважения к противнику. Чувство патриотизма, необходимость постоять в стенке за свою малую родину служило началом любви к Родине большой, что и было главной целью участия человека в таких мужских сообществах. Участие коллектива ансамбля «Златница» в XXII Региональном детском фольклорном лагере «Россия молодая» в г. Новосибирске (март 2014г) дало возможность познакомиться с таким традиционным видом мужского единоборства как «русский рукопашный бой» на мастер-классе для мальчиков были представлены уникальные приёмы традиционного боя. Все эти навыки успешно применяются, например, для проведения мастер-класса «Частушки под драку», который мы показывали на профильной смене «Школа народной культуры» в лагере «Сибирская сказка»
Половозрастное воспитание происходило на молодёжных собраниях – ещё одном самобытном педагогическом институте общины. Они имели разные названия и формы: в тёплое время года – это хоровод, в холода – посиделки, вечёрки в помещении. Вечёрки пользуются особой любовью у учащихся детского объединения «Златница», где бы они не проводились. Независимо от того знакомы ли присутствующие с этим видом игр или нет. Нашим объединением проведено большое число мероприятий под названием «Вечёрки» как в подготовленной аудитории (среди участников фольклорных коллективов), так и в неподготовленном обществе. И везде с определённым успехом присутствующие откликались на традиционные захватывающие игры и с удовольствием принимали в них участие. Что говорит о том, что всё забытое старое, традиционное, истинно народное всегда живёт с нами, может где-то на генном уровне, в подсознании наших детей, и воспринимается как очень знакомое, но давно забытое старое.
Я считаю, что вряд ли возможно в России создание более совершенной педагогической системы. Возрождение традиций в мужском и женском воспитании – одна из главнейших задач работы творческого объединения фольклорного ансамбля «Златница». На протяжении уже многих лет обучающиеся наравне с песенными и плясовыми традициями изучают историю казачества, традиции быта и уклада жизни казачества, и являются постоянными участниками фестивалей и конкурсов казачьей народной культуры, участником многих фольклорных фестивалей и конкурсов Всероссийского и Международного масштаба. Традиционным уже стало проведение совместных праздников с казаками Беловского станичного общества Кемеровского отдельского казачьего общества в составе Сибирского войскового казачьего общества. Это праздник «Посвящение молодых участников ансамбля «Златница» в казаки», а также праздник, посвященный Дню защитника Отечества. В творческом объединении «Златница» существует определённая система власти, это выборный атаман ансамбля и помощники атамана. Для того чтобы организовать и урегулировать деятельность нашего казачьего сообщества наилучшим образом, нами был разработан Устав фольклорного ансамбля «Златница»– это целый комплекс правил поведения участников, основанный на традиционных казачьих заповедях и обычаях. Пусть в такой игровой форме, но систематически и целенаправленно, я считаю, происходит патриотическое воспитание в отдельно взятом детском объединении, которое даёт уже свои плоды.
Педагогический опыт русского народа через все проявления быта традиционной жизни являет собой уникальную, жизненную и эффективную систему воспитания. «И всякий, связанный с воспитанием человек должен с уважением относиться к тому, что дорого и близко сердцу русского человека, давая детям право выбора и возможность расти, учиться и жить так, как это было на Святой Руси» (Иеромонах Иоанн Харин).
Список литературы:
1. Власкина Т.Ю., Архипенко Н.А., Калиничева Н.В. Народные знания донских казаков // Научный альманах «Традиционная культура», № 4 (16), 2005.
2. Газета «Донские областные ведомости», № 182; 03. 09. 1909 г.
3. Газета «Донские областные ведомости», № 214; 04. 10. 1913 г.
4. «Голос казачества». Независимый военно-общественный журнал, посвященный нуждам и интересам казачества»; № 6, 8 ноября 1911 г.
5. Донской календарь на 1876 год. /Составитель и издатель Ф. Трамлин. – Новочеркасск, 1875 г.
6. Донские казаки. Краткий сборник рассказов из военной жизни донцов, о их храбрости, находчивости в бою, преданности долгу и прочее / Составитель и издатель А. Пивоваров. – Новочеркасск, «Донская типография», 1892 г.
7. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
8. Савельев Е.П. Казак. Сборник песен и стихотворений о боевой жизни казаков. – Новочеркасск, 1905 г.
9. Сухоруков В. Д. Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века // Донские казаки в походе и дома. – Ростов н/Д: Донское слово, 1991.
10. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. - Новочеркасск: Издание редакции газеты «Донская речь», 1892. – 99 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг уровня обученности и воспитанности учащихся детских объединений ЦДОД
Что такое мониторинг, диагностика....
Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».
Формирование чувства гражданственности, любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения....
Гражданско - патриотическое воспитание на занятиях объединения "Мир из бумаги"
"Дом, где я живу..."...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ...
«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»
Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...
Доклад "Патриотическое воспитание воспитанников детского дома"
Тема Великой Отечественной войны мне очень близка, так как наши предки 75 лет тому назад героически сражались за нашу Родину в борьбе с фашистской Германией. Они прошли этот долгий и тяжёлый путь, а к...
«Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду» Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5 г. Бирюсинска «Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду&raqu...